«Профессиональная деятельность социального педагога»
Оценка 4.8

«Профессиональная деятельность социального педагога»

Оценка 4.8
docx
10.09.2021
«Профессиональная деятельность социального педагога»
Социальный педагог.docx

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

                    на тему: «Профессиональная деятельность социального педагога»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.                                                                                                           3

  1  Теоретические основы деятельности социального педагога                           6

1.1           Основные принципы, формы и методы работы социального педагога    6

1.2       Специфика работы социального педагога в школе                                   13        

2   Анализ опыта социально-педагогической работы                                           20

 

2.1           Социально-правовой статус социального педагога в школе                    20       

2.2      Пути совершенствования социально-педагогической работы в школе   24

Заключение                                                                                                       31

Список использованных источников                                                              34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

               В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

              Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

               На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

                Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни.

 

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И.

Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности.

             Социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от научной работы и практики исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; выявляются различные направления научных исследований этой практики. Одновременно формируется социальная педагогика как относительно самостоятельная научная дисциплина.

               В процессе своей деятельности социальному педагогу приходится большое внимание уделять работе с семьями учащихся и гораздо больше внимания уделять детям из неблагополучных семей для их наиболее успешной социализации в обществе. В своей дипломной работе, проанализировав практическую деятельность социального педагога, я стремилась показать нужность и важность этой профессии в современном обществе. Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель исследования: продемонстрировать применение знаний социальной педагогики в практической работе школы. Объектом данной работы являются - дети и подростки с девиантным поведением и деятельность социального педагога. Предметом - направления, формы, методы, средства социальной работы с детьми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать и обобщить теоретический материал по вопросу деятельности социального педагога в школе;

- изучить формы и методы работы социального педагога;

- рассмотреть функции социального педагога; определить практическое применение социальной педагогики (работа с семьёй;

- работа с детьми; работа с молодёжью юношеского возраста;

                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы деятельности социального педагога

1.1 Основные принципы, формы и методы работы социального педагога   

            Цель социальной педагогики - воспитание и помощь ребёнку (подростку). Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи? Рассмотрим эти вопросы поэтапно

 1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

 2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

 3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов. Конкретнее функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом: воспитательная; социально-правовая; социально-реабилитационная.

               Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

             Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

             Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог. Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, семья. В целом социальный педагог выполняет следующие функции:

- Образовательно-воспитательная, то есть обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

- Диагностическая, то есть постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

- Организаторская, то есть организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

- Прогностическая и экспертная, то есть участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

- Организационно-коммуникативная, то есть включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

- Охранно-защитная, то есть использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. . Посредническая, то есть осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. Дополнительно можно обозначить еще одну функцию - самообразование.

               Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой профессиональный багаж. Это касается и социального педагога.

               Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Одним из самых важных методов является работа с семьями.

               Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия,  как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране. Изучение отношений внутри семьи и помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача помочь создать внутри нее более стабильные и дружеские отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

             Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка, его семейный статус и значимость. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно совместно школе и семье убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник, осознав проблему, сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

                В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения и даты знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. «Карту» дополняет изучение методов воспитания в семье. Как и сколько времени родители проводят вместе с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы. Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы. Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье. Определяется возможность сотрудничества внутри семьи. А так же степень воспитания, построенного на приказах взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.  

               Работа социального педагога с родителями может осуществляться как в стенах школы, так и при посещении семей, а так же при проведении групповых консультаций или консультаций с отдельными родителями.  Для социального педагога важно выяснить взаимоотношения ребенка и родителей, а также отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога.

              Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок - это сверхтяжело. Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками. Кроме помощи ребенку, социальный педагог также должен обратить свое внимание на его родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку. Необходимо доказать родителям искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок: это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. Также, самым распространенным и естественным методом работы социального педагога является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной деятельности. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

               Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с конкретными детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных» детей. Заметки помогут сосредоточиться на каждом наблюдаемом ребёнке и проанализировать поведение всех, даже самых пассивных детей.

              Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился заранее. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. На основании математического анализа составляется анализ социальный.  

                 Продуктивная работа социального педагога невозможна без знания правового аспекта. Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать. Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия. Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, могут чаще всего вступать в конфликты как с приемными родителями, так и с окружающими людьми.

                 Социальный педагог иногда сталкивается с проблемой лишения одного или обоих родителей родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

                Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д., чтобы грамотно объяснить подростку нежелательную ситуацию и её последствия.

                   Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании». В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков - обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

               Задачами школьного социального педагога являются: создание здорового климата в коллективе; гуманизация межличностных отношений; содействие реализации способностей каждого; защита интересов личности; организация досуга, включение в социально полезную деятель ность; поддержка постоянной связи с семьями учащихся; защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности; вьполнение роли посредника, связующего звена мёжду детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

                Социальный педагог, совместно с родителями, становится организатором вне учебного времени учащихся. Для этого необходимо курировать работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Также он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Своими наблюдениями и выводами он периодически  делится с педагогическим коллективом школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи.

                 Социальный педагог руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы. Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе.

                 Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует его дальнейшему образованию, проверяет выполнения трудовых норм в силу законодательства, а также справедливость его оплаты. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, а именно: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов и т.д.

                   Социальный педагог ведет исследовательскую работу по выявлению социально-демографической структуры микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей - сирот. Подросток часто не понимает социальных норм поведения.

                   Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны объяснить учащимся их права, социальные гарантии при обучении и трудовой деятельности, экономические и социальные нормы использования труда подростков и молодежи в условиях рынка. Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

1.2  Специфика работы социального педагога в школе

               Педагогическая направленность определяет содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой. Это означает, что вся профессиональная деятельность социального педагога, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Однако сам выбор мероприятий не произволен, а продиктован предварительно полученными данными, которые проанализированы в социально-педагогической интерпретации. Поэтому достаточно много времени в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни.

            В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. А это означает, что в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

            Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также материалом исследования являются разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод изучения социальной биографии семьи, личности, а также социальной истории микрорайона, диагностика социальной среды. В ситуации, когда общественность скептически относится к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и предназначение исследования. Следует помнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми.

              В процессе исследования социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

              Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог доводит выявленные проблемы до социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудных ситуаций.

              Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.

               Социальный педагог, может быть доверенным лицом, и на этом основании, оформлять сберегательные вклады, решать вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся без попечения родителей. Он также выступает представителем образовательного учреждения или обучающегося в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию подросткам. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

              Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и развитие социальной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ. Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что в условиях обострения проблемы эффективности воспитания, необходимо соответствие основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям. Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом. Социально значимая деятельность подростков - это забота о больных, инвалидах и бедных. Также это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, работа в службах социальной защиты, благоустройство города поселка, двора, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.

                В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от инициативы он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идеей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.  

               Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Только через создание в образовательном учреждении или в микрорайоне при педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений, можно помочь детям и подросткам организовать свой досуг интересно и безопасно.

                 Социальный педагог может сам разрабатывать, предлагать и доводить до принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы, оказывать методическую и организационную помощь инициативным группам общественности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следует отметить, что программирование - один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности.

                Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добиваясь общественного признания значимых новаций и внедрения их в жизнь. Учитывая реалии современной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных и межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни семьи и ребёнка. Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ может занимать много времени в деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом. Неправильно полагать, что функция социального педагога - придумать что-то ценное и интересное, а организацию и финансирование проекта предоставить рукодовству. Кстати, не всегда социальные педагоги умеют рассчитывать бюджет своего проекта, а главное - не считают необходимым это делать. Однако следует помнить, что ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим квалифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэтому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник - экономист или бухгалтер.

               Многочисленные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые различными ведомствами и фондами, знаменуют собой наступление нового этапа - рынка социальных проектов, где социально-педагогические проекты и программы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение социальным педагогом навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга существенно повышает его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.

                Приведённые формы работы социального педагога лишь очерчивают её контуры, а на самом деле содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно и многогранно. Реальная работа социального педагога не вписывается ни в какие схемы и рамки ни временные, ни физические. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам. В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога, результативность его деятельности определяется доверием и общественным признанием.

            Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, однако противостояние школа - семья - улица существует: школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу. Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но социум (микросоциум) в целом.

               В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии создания ситуации, в которой возможны будут в окружающей среде позитивная деятельность, гармоничные отношения и общения этой личности. Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю духовную сферу личности? Одной семье? Но она поглощена бытом, материальными проблемами. Одной школе? Но в школе главное образовательный процесс. Следовательно, помочь семье и школе совместно координировать условия разностороннего развития личности - вот главная функция социального педагога и социальной педагогики. Социальный педагог - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы.

                 Социальный педагог не должен ассоциироваться с образом школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность - общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Традиционно однозначно воспринимаются взаимоотношения социального педагога со школой, учителями, как единое целое. На практике, к сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми. Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод прост: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.

              Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре специалиста: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник. Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Естественно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социальной среды, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося к этой среде, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Глава 2. Анализ опыта социально-педагогической работы                                            

2.1  Социально-правовой статус социального педагога в школе              

             Социальный педагог выполняет достаточно широкий круг должностных обязанностей, которые содержатся в квалификационной характеристике. В частности в ней отмечается, что социальный педагог обязан осуществлять социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей необходимой информацией, сведениями по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектре оказываемых ими услуг.

              Специалист должен оказывать социально-правовую помощь, которая направлена на соблюдение прав взрослого человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

               Социально-реабилитационная помощь социального педагога включает в себя оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

             Социальный педагог обязан оказывать также социально-экономическую помощь, направленную на содействие в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

            Медико-социальная помощь предполагает организацию ухода за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.

            Важной составляющей должностных обязанностей социального педагога является социально-психологическая помощь, предусматривающая создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

              Социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление допускаемых в семье и образовательном учреждении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей из семей группы риска.

              Обязанности социального педагога отражены также в квалификационных требованиях специализаций этой профессии. В частности «Положение о социальном педагоге школы» содержит специальный раздел «Обязанности и права социального педагога». В нем указывается, что специалист обязан, основываясь на законодательстве РФ и нормативно-правовых актах, совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым населением в соответствии с характером тех проблем, которые должны быть преодолены.

               В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом образовательного учреждения. Социальный педагог должен препятствовать принятию решений, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности; вести учет всех детей школьного возраста и т.д.

              Важнейшими обязанностями социального педагога являются постоянное повышение квалификации, владение новейшей правовой информацией, защита интересов детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представление и защита интересов школьников в органах законодательной и исполнительной власти.

              Во многих квалификационных характеристиках специализаций отмечается, что для реализации основных должностных обязанностей социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями по нормативно-правовой базе деятельности, теории, истории и технологии социальной работы, в области возрастной психологии и педагогики, социологии, методами социального управления и т.д.

               Обязанности социального педагога, зафиксированные в должностных инструкциях, профессиональном и этическом кодексе, квалификационной характеристике и других документах, в определенной мере отражают профессиональный статус как должностное положение, определяющее его обязанности и права. Однако профессиональный статус не гарантирует авторитет и репутацию специалиста, которые обусловлены его личностными особенностями, результативностью его деятельности и имиджем. Для успешной деятельности в воспитании личности, социальному педагогу необходимо, прежде всего, самому быть личностью.

               Деятельность социального педагога определяют его права, основанные на действующем в России законодательстве. Они тесно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанностей и этического кодекса социального педагога. К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следующие права:

- представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

- вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;

- собирать информацию, связанную с нуждами клиентов (детей и взрослых), проводить социологические опросы населения, диагностические исследования; -  делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем (детей, подростков, молодежи, взрослого населения);

-  информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

- вносить предложения предприятиям, организациям, учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

- вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;

- возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы;

- способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

            Социальный педагог обладает другими правами, которые связаны с его специализацией и закреплены в положениях учреждений, где трудится специалист.

           Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права:

- требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- иметь доступ к документам образовательного учреждения и, в частности, к личным делам, медицинским картам учащихся;

- участвовать в создании устава образовательного учреждения;

- собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков; - проводить диагностические обследования условий жизни детей, их воспитания и обучения и т.д.

             Определённый круг прав специалиста как работника может быть отражен в письменном трудовом соглашении, договоре, или контракте, с учреждением, в котором он работает. В общем виде права социальных педагогов отражены в Законе «Об образовании», в частности в статье 55 «Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы». В п. 1 этой статьи записано право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. В п. 4 закреплено право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ).

2.2 Пути совершенствования социально-педагогической работы в школе                   

                 Как известно, школе традиционно присущи три ведущих направления работы - управление, участие в воспитании детей и организация среды воспитания. В соответствии с этими направлениями строится деятельность любого специалиста школы с акцентом на одном из них, в зависимости от профессиональной специфики. Поэтому и в деятельности социального педагога могут быть выделены три аспекта: участие в управлении; участие в воспитательном процессе; участие в организации среды воспитания ребенка.

              Каждый из этих аспектов определяет конкретные направления работы социального педагога в частности, и пути совершенствования социально-педагогической работы в целом. Для повышения эффективности деятельности социального педагога в школе необходима взаимосвязь его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Участие в управлении школой социальный педагог осуществляет по трем основным направлениям:

 1. Консультирование администрации. Деятельность в качестве советника администрации предполагает проведение социологических и социально-психологических исследований, как в педагогическом и детском коллективах, так и среди родителей. Результаты таких исследований обеспечивают принятие более продуманных и обоснованных управленческих решений; участие в разрешении конфликтов. Практика показывает, что уровень конфликтности во взаимодействии школы с родителями и детьми очень часто превышает желательный уровень и в большинстве случаев конфликты обусловлены непониманием социальных причин возникшей напряженности.

2. Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любого специалиста педагогического коллектива. В рамках этой деятельности социальный педагог проводит с учителями занятия, на которых он должен обучить их приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе; помогает в диагностике факторов риска (отчужденные, выталкиваемые, бойкотируемые); содействует эффективному распределению ролей в коллективе учащихся с целью компенсировать негативные влияния социальной стихии и др.; участвует в работе консилиумов.

3. Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельности социального педагога включает: участие от имени школы в работе местных органов власти и самоуправления по вопросам социального развития и решения социально-педагогических проблем, в разработке и обсуждении региональных и местных социальных программ и проектов и т. п.; взаимодействие с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных социально-педагогических проблем; сотрудничество с общественными и другими организациями, которые могут оказать содействие в решении тех или иных социально-педагогических проблем.

Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления:

- Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает: текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.; анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.

- Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями.

                Так как сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб. Это направление реализуется в разных видах деятельности: социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют, передавать в другую семью или интернат, если нужно действовать решительно, а если надежда на оздоровление обстановки в семье не утрачена -- включать родителей в реабилитационные программы разных социальных учреждений, центров и т.п.; социальный контроль, в котором реализуется функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями). Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних. Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика в противодействии социальной стихии, от которой невозможно отгородиться постовыми на входе в школу. Поэтому специалисту приходится осваивать специальные методики работы, формы сотрудничества с авторитетными силами общества и государства, без поддержки которых он не сможет решать столь сложные задачи; педагогическая реабилитация представляет собой социальную поддержку внутри учебно-воспитательного процесса. Она предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой - улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. При этом социальный педагог, по сути, выступает защитником личности ребенка от равнодушно отталкивающей среды, поскольку дети, как известно, не любят неудачников. Он символизирует гуманизм коллектива, выступает покровителем отчужденных и вытесняемых.

             Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педагога. Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко поведение родителей не носит антиобщественного характера, и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходится брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают органы и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ребенка.

 Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы вообще, и от социального педагога в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более, что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к школе как к центру культуры и просвещения, сделало школу похожей на крепость, ушедшую в глухую оборону. А поскольку неизвестность порождает тревогу, предвзятое отношение к «улице» охватывает и окрашивает оттенком враждебности всю социальную среду в целом. Интерес к неформальной жизни учащихся - безусловно, необходимое качество школы, его утрата неестественна, и это понимают все. Участие в работе родительского комитета. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы - родительским комитетом, попечительским советом и др. - входит в задачи социального педагога по многим направлениям его работы. Особо следует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие традиционными в школьной практике.

              Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по проблемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попечительских советах. Такое объединение родителей из числа авторитетных представителей общественности не имеет административных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане. Подобные объединения могут привлекаться и к работе с педагогами, когда для разрешения конфликта необходим третейский судья.

             Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности, который постоянно расширяется и требует для своей реализации больший набор инструментариев. Под набором инструментариев понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

              Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Современная социокультурная ситуация в обществе, потребность в повышении качества образования и удовлетворении образовательных запросов учащихся вызвали необходимость совершенствования социально-педагогической деятельности школы как социального института. Необходимость подготовки в условиях школы конкурентоспособного выпускника, удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей (в отсутствии возможности выбора учебных заведений) потребовали ориентации педагогической деятельности учителя на развитие каждого отдельного ученика, продвижении его в «зоне ближайшего развития», повышения мотивации учения, создания условий для исследовательских поисков педагогов, развития их творческой активности. Возможность повышения воспитательного уровня учащихся, расширения их культурного кругозора (в связи с удалённостью от культурных центров, отсутствием многообразия культурно-образовательных учреждений) мы рассматриваем через интеграцию всех социально-педагогических условий, обеспечивающих развитие личности в соответствии с целями воспитания: учет положительных условий рабочего посёлка (использование в образовательном процессе знаний о ценностях региона, его истории, культуры, бесконфликтность многонационального населения; заинтересованность общественности в воспитании и социальной защите детей; создание благоприятной среды для содержательной организации досуга и проявления творческой активности в условиях «школы полного дня».

         Обращение к валеологическому аспекту в образовательном процессе школы посёлка обусловлено необходимостью сохранения здоровья детей, что стало возможным посредством реализации программы «Здоровье».

           Необходимость выполнения школой функции социально-педагогической защиты и адаптации детей через программу «Социально-педагогическая адаптация и реабилитация детей из неблагополучных семей» продиктована ростом социально неблагополучных семей (в отсутствии реально действующих программ на государственном уровне, в связи с социальным расслоением населения, отсутствием в посёлке служб социально-психологической поддержки и реабилитации).

           Реализация профориентационной функции через программу «Мир профессии» позволяет подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, осуществлять социальную защиту выпускников, уточняя перспективу их дальнейшей профессиональной деятельности.

              Основной концептуальной идеей проекта является интеграция усилий школы, семьи и всего поселкового сообщества с целью успешного выполнения общеобразовательной школой своих функций по обучению, воспитанию, развитию, социализации учащихся, социальной защите и охране здоровья в условиях многофакторного влияния окружающей среды. Успешное взаимодействие школы с различными социальными институтами помогает нам решить как педагогические проблемы, так и те, которые выходят за рамки педагогических. Это проблемы, с которыми школе трудно справиться «в одиночку», но которые необходимо решать в интересах детей (охрана здоровья, соблюдение прав ребёнка, проблемы наркомании, поддержка одарённых детей, до профессиональная подготовка, развитие ресурсного обеспечения школы).

               Исследование показало, что социально-педагогическая деятельность школы протекает успешно, когда школа является открытым образовательным учреждением (её цели и задачи должны быть известны и понятны родителям учащихся и другим социальным партнёрам); общество информировано о проблемах школы, содержании и результатах её деятельности; стратегия сотрудничества школы и поселкового сообщества выстроена на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для данной школы и актуальными для окружающего социума; школа формирует общественное мнение в целях предупреждения асоциального поведения школьников, профилактики деструктивных процессов в жизни подростков; школа оказывает опосредованное влияние на социум через повышение уровня культуры и образованности учащихся, через создание и функционирование культурно-воспитательных центров (объединения по интересам, клубы выходного дня, библиотеки и др.) и непосредственное влияние на социум через организацию работы с родителями (родительские конференции, лектории, тематические собрания, способствующие повышению педагогической грамотности родителей).

              Разработанная программа действий отдельного педагога и всего коллектива в целом, скоординированных действий, охватывающих все стороны образовательного процесса и тактики внутри школьного управления, способствовала тому, что все участники педагогического процесса были ориентированы на приоритетные цели развития образовательного учреждения и мотивированы на реализацию стратегии развития. При этом были созданы все условия для исследовательских поисков педагогов, развития их творческой активности.

Заключение

          Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около двадцати лет назад. Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе.

          Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом может стать человек по достижении двадцати семи лет, когда он делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела.

           Главные качества, необходимые социальному педагогу: любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Человек, посвятивший себя делу социальной педагогики должен постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру. Какое же оптимальное количество детей (и их родителей) должно приходиться на одного социального педагога? Здесь всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов.

         В школе может быть несколько социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали. Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей или жизненных обстоятельств не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это могут быть больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

              Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Социальный педагог следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом. Изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты. Данная работа позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе, показать что, повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе.

                Так как эта профессия сравнительно молодая в ней множество возможностей для профессионального творчества, что должно привлечь в эту профессию как уже сложившихся педагогов, так и молодых людей, чьи интересы и стремления - счастливое детство для всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.           Конституция РФ от 12.12.1993г. 2.      Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ .       

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 03.07.1998г. в редакции от 20.07.2000г. № 103-ФЗ; изм. 26.01.2009г.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 32661 .       

4. Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» принята 14.12.1960г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на 11-ой сессии .      

5. Конвенция о правах ребёнка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.; Правительство РФ приняло Постановление № 848 от 23.08.1993г. «О реализации Конвекции ООН о правах ребёнка»

6. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов / А.И. Антонов. - М.: Социология, 1998. - 256с.

7. Ахметзянова Э.Ф. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков / Э.Ф. Ахметзянова. - Казань, 2000. - 78с.

8. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / 4-е изд. / С.А. Бадмаев. - М.: Изд-во Магистр, 1999. - 96 с.

9. Басов Н.Ф. История социальной педагогики: учебное пособие / 2-е изд., стер. / Н.Ф. Басов. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

10. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие / 4-е изд., стпр. /Под ред. Басова Н.Ф. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

11. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию : учебное пособие / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А.Н.Кравченко. - М.: «Академия», 2006. - 256 c.

12. Белинская Е.П. Социальная психология личности: учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2009. - 304 с.

13. Василькова Ю.В. Социальный педагог: Педагогический опыт и методы работы / Ю.В. Василькова / 3-е изд., доп. М.: Академия, 2010. - 208 с.

14. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие / В.М. Васильчиков. - М.: Акадкмия, 2009. - 336 с.

15. Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / 4-е изд., стер. / Под ред. М.А. Галагузовой - М.: Академия, 2007. - 192 с.

16. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2003. - 147 с.

17. Дубровина И.В. Психология: учебник / 8-е изд., стер. / Под ред. И.В. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2010. - 464 с.

18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя / 6-е изд., стер. / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2010. - 304с. .

19. Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. - М.: ВАКО, 2006. - 256с.


 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Профессиональная деятельность социального педагога»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Профессиональная деятельность социального педагога»

Содержание Введение. 3 1

Содержание Введение. 3 1

Введение. В жизни каждого человека семья занимает особое место

Введение. В жизни каждого человека семья занимает особое место

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать и обобщить теоретический материал по вопросу деятельности социального педагога в школе; - изучить формы и…

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать и обобщить теоретический материал по вопросу деятельности социального педагога в школе; - изучить формы и…

Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога 1

Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога 1

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту

Посредническая, то есть осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка

Посредническая, то есть осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка

Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство

Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок: это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок: это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества

Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за…

Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за…

Задачами школьного социального педагога являются: создание здорового климата в коллективе; гуманизация межличностных отношений; содействие реализации способностей каждого; защита интересов личности; организация досуга, включение в социально…

Задачами школьного социального педагога являются: создание здорового климата в коллективе; гуманизация межличностных отношений; содействие реализации способностей каждого; защита интересов личности; организация досуга, включение в социально…

Социальный педагог ведет исследовательскую работу по выявлению социально-демографической структуры микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, больных детей

Социальный педагог ведет исследовательскую работу по выявлению социально-демографической структуры микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, больных детей

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности

Это тем более важно, что в условиях обострения проблемы эффективности воспитания, необходимо соответствие основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским…

Это тем более важно, что в условиях обострения проблемы эффективности воспитания, необходимо соответствие основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским…

Только через создание в образовательном учреждении или в микрорайоне при педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений, можно помочь детям и подросткам организовать свой досуг интересно и…

Только через создание в образовательном учреждении или в микрорайоне при педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений, можно помочь детям и подросткам организовать свой досуг интересно и…

Однако следует помнить, что ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим квалифицированно отчитаться по…

Однако следует помнить, что ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим квалифицированно отчитаться по…

Её место действия не только школа, семья, двор, но социум (микросоциум) в целом

Её место действия не только школа, семья, двор, но социум (микросоциум) в целом

Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам

Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам

Социальный педагог обязан оказывать также социально-экономическую помощь, направленную на содействие в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских…

Социальный педагог обязан оказывать также социально-экономическую помощь, направленную на содействие в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских…

В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом…

В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом…

К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следующие права: - представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; - вести государственную и…

К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следующие права: - представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; - вести государственную и…

Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права: - требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; -…

Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права: - требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; -…

Для повышения эффективности деятельности социального педагога в школе необходима взаимосвязь его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе

Для повышения эффективности деятельности социального педагога в школе необходима взаимосвязь его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе

Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления: -

Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления: -

Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика в противодействии социальной стихии, от которой…

Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика в противодействии социальной стихии, от которой…

Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения

Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения

Современная социокультурная ситуация в обществе, потребность в повышении качества образования и удовлетворении образовательных запросов учащихся вызвали необходимость совершенствования социально-педагогической деятельности школы как социального института

Современная социокультурная ситуация в обществе, потребность в повышении качества образования и удовлетворении образовательных запросов учащихся вызвали необходимость совершенствования социально-педагогической деятельности школы как социального института

Реализация профориентационной функции через программу «Мир профессии» позволяет подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, осуществлять социальную защиту выпускников, уточняя перспективу их дальнейшей профессиональной деятельности

Реализация профориентационной функции через программу «Мир профессии» позволяет подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, осуществлять социальную защиту выпускников, уточняя перспективу их дальнейшей профессиональной деятельности

Разработанная программа действий отдельного педагога и всего коллектива в целом, скоординированных действий, охватывающих все стороны образовательного процесса и тактики внутри школьного управления, способствовала тому, что…

Разработанная программа действий отдельного педагога и всего коллектива в целом, скоординированных действий, охватывающих все стороны образовательного процесса и тактики внутри школьного управления, способствовала тому, что…

Это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, или в семье

Это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, или в семье

Так как эта профессия сравнительно молодая в ней множество возможностей для профессионального творчества, что должно привлечь в эту профессию как уже сложившихся педагогов, так и…

Так как эта профессия сравнительно молодая в ней множество возможностей для профессионального творчества, что должно привлечь в эту профессию как уже сложившихся педагогов, так и…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Ю.В. Василькова / 3-е изд., доп

Ю.В. Василькова / 3-е изд., доп
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2021