ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Оценка 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Оценка 5
Научные работы
docx
история
8 кл
29.10.2021
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Развитие гражданского общества и, связанная с ним реализация гражданско-патриотического воспитания в аспектах, актуальных для гражданского общества, всегда было в поле зрения ученых, политиков и практиков, непосредственно реализующих в своей деятельности системный подход в деле воспитания подрастающего поколения.
В.Л.Шулак статья ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА.docx

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ

 ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Шулак В. Л.

МОУ «Школа №1 города Докучаевска»,

директор

 

 

         Развитие гражданского общества и, связанная с ним реализация гражданско-патриотического воспитания в аспектах, актуальных для гражданского общества, всегда было в поле зрения ученых, политиков и практиков, непосредственно реализующих в своей деятельности системный подход в деле воспитания подрастающего поколения.  

         Особенную актуальность приобретает внимание к технологиям гражданско-патриотического воспитания в контексте формирования государственности Донецкой Народной Республики. И, кроме того, потребностью в переосмыслении существующего передового опыта, потребностью в новых методологических разработках в формировании мировоззренческих установок подрастающего поколения.

         Отдельное место в этом вопросе занимает Концепция Патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, являющаяся методологической основой для разработки программ и проектов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Концепция уделяет важное место профессиональной компетентности педагога, поскольку акцентирует «развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества» [3, с. 3]. Учитывая, что патриотическое воспитание неразрывно связано с осуществлением образовательных учреждений своей деятельности, то приоритетом является системный подход в данном направлении.

         Патриотическое  воспитание имеет особое значение на уровне качества образования, поскольку в условиях уже не просто становления государственности Донецкой Народной Республики, а и интеграции в образовательное пространство Российской Федерации, возникает необходимость в синхронизации процессов, связанных с осуществлением образовательной деятельности в патриотическом направлении. Качество образования в Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, с. 2]. Данное определение является определяющим и для всей системы образования. Поэтому в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики определены ориентиры развития для общества, в котором «…необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества» [2, с. 1]. При формировании модели гражданина роль профессиональной компетентности учителя имеет особенное значение.

         Деятельность учителя заключается не только в том, что он осуществляет образовательную деятельность, а и выполняет при этом и воспитательную, развивающую функцию. При этом Концепция патриотического воспитания определяет следующие направления: гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое (краеведческое), культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое.

         Данные направления должны функционировать во взаимодействии со всеми направлениями воспитательного процесса, обогащая в целом патриотический вектор воспитания. Такой подход является актуальным в преддверии 75-летия Великой Победы, и поэтому вносит в работе учителя-педагога понимание значимости целей и задач, что и требует более основательного подхода к своей работе. Нужно учитывать, что совокупность понятий «обучение-воспитание-развитие» становится главным критерием в личности учителя, одновременно и педагога. Учитель-педагог, успешно владеющий и применяющий инновационные технологиями, является фактором развития системы образования, тем более, это имеет особое значение в деятельности патриотического направления.

         В работе учителя, а также всех субъектов образовательного процесса необходимо применять различные технологии. На данный момент описано множество технологических подходов в вопросе образовательно-воспитательного процесса. Для их систематизации предлагаются различные основания: масштаб применения содержание обучения, характер взаимодействия учителя и обучающихся, целевые установки, способ управления познавательной деятельностью обучаемых. Результативность выбранной технологии зачастую зависит от конкретного исполнителя воплощения подходов в педагогической практике. Технологу учебного и воспитательного процесса, каковым выступает современный учитель, нужно легко ориентироваться в обширном пространстве инновационных технологий.

         К образовательным инновационным технологиям, широко используемым в учебном процессе и которые также с успехом могут использоваться и в воспитательном процессе относятся: информационные и компьютерные технологии; проблемное обучение, проектная деятельность; дискуссионные формы обучения; игровые технологии; технология групповой деятельности; технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; интеграция и т.д.

         Применение данных технологий, как по отдельности, так и в синтезе, уже проявило свою эффективность в ходе урочной деятельности. Однако практика показывает, что их возможности не исчерпываются этим видом деятельности и могут быть высокоэффективны и во внеурочной деятельности.

         Компетентность педагога, его профессионализм, зависят от многих факторов. Поэтому, в применении к вопросу становления и развития патриотического направления воспитания подрастающего поколения, стоит принять во внимание, что такой высококомпетентный учитель, педагог не появляется сразу, даже после успешного окончания высшего профессионального образования, а требуются годы для обретения необходимых компетентностей. Поэтому существует временная характеристика формирования компетентностей, а именно: получение теоретических знаний, умений и навыков, в целом – компетентностей в рамках высшего профессионального образования; становление и рост качественных параметров компетентностей учителя, как правило, занимающего до 10 лет работы; период сформированности и дальнейшего развития в аспекте инновационных процессов, поскольку, как правило, происходит адаптация или переформатирование уже имеющихся компетентностей под инновационные технологии.

         Последний период в карьере учителя-педагога можно определить как период зрелости, когда с наибольшей эффективностью реализуются все возможности, весь опыт предыдущих периодов. Временные рамки могут быть индивидуальны и зависят от индивидуальной составляющей.

         Кроме временной характеристики, стоит выделить качественную составляющую. Она состоит из целого ряда направлений, каждое из которых играет немаловажную роль для формирования и реализации компетентного учителя, причем можно выделить как объективные, так и субъективные.

         К объективным стоит отнести:

         - позиция государства по отношению к системе образования, его готовность к решению проблем и моделирование ситуации развития системы образования, понимание государством особой важности развития и корреляции достигнутых результатов, а также прогностическая деятельность, особенно в разрезе патриотической направленности воспитания;

         - государственная политика по отношению к базовым духовным ценностям, закрепленная в официальных документах и обеспеченная реальным содержанием и реализацией, как в отношении подрастающего поколения, так и в отношении всего общества;

         - наличие развитой системы последипломного образования, а также существование стимулов для получения дополнительного образования в различной форме;

         - материально-техническая сторона, включающая в себя различные аспекты, начиная от финансового обеспечения и заканчивая наличием необходимой базы для реализации образовательной деятельности;

         - международный аспект как фактор осуществления внутренней политики государства;

         Вышеназванные, но далеко не исчерпывающие направления, тесно переплетаются с субъективными, которые имеют еще большее значение, поскольку касаются непосредственно личности учителя, педагога:

         - психологические особенности учителя, его способность и умение адекватно и своевременно реагировать на потребности системы образования, в том числе, внутреннее психологическое состояние (наличие/отсутствие «синдрома выгорания» и т.д.);

         - наличие компетентностей (проектировочная, организаторская, коммуникационная и др.);

         - признание государством важности роли учителя, педагога применительно к конкретной личности, иными словами – статусности учителя в обществе;

         - идеологические установки учителя, соответствующие потребностям государственной политики в сфере образования и т.д.

         Безусловно, что временная и качественная характеристики формирования личности педагога-учителя не являются механистическими факторами, а коррелируются условиями формирования каждого в отдельности педагога. Их сочетание является мощным стимулом либо преградой для развития компетентностей учителя. Кроме того, их влияние имеет индивидуальный характер. Поэтому образовательная деятельность педагога, равно как и применение инновационных технологий в своей практике, как правило, модернизирована под личное понимание и восприятие в том или ином направлении воспитательной  работы.

         По уровню сформированности профессионально-педагогических умений и навыков профессиональная компетентность может быть: низкой, с наличием первичных компетентностей; средней, с относительно развитыми компетентностями; высокой, представленной приоритетными компетентностями или, в некоторых случаях, несколькими высокоразвитыми, компенсирующие недостающие.

         Таким образом, важнейшее место все же занимает, прежде всего, учитель, его профессиональная компетентность, готовность к инновационным решениям, включенность в образовательный процесс.

         В целом, формирование и реализация профессиональной компетентности учителя как фактора качества образования в контексте патриотического воспитания, особенно в условиях инновационных процессов в самой системе образования, для формирования качественно новой модели обучающегося может осуществиться при следующих условиях:

         1. Трансформация системы образования, с возвратом к традиционным для Донбасса ценностям Русского мира, достижениям теории и практики российской системы образования, с учетом интеграционных процессов.

         2. Становление условий для возникновения потребности в изменении целеполагающих установок самого учителя и приобретения навыков и умений в применении инновационных технологий.

         3. Гражданско-патриотическая направленность всей системы образования в контексте патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

         Учитывая все предыдущие характеристики, а также и выполнения условий для их формирования, при однозначной поддержке государства в вопросе патриотического воспитания, профессиональная компетентность учителя имеет все возможности для дальнейшего роста и применения умений, навыков в вопросе патриотического воспитания подрастающего поколения.

         Тем не менее, эффективность системы патриотического воспитания зависит, прежде всего, от позиции самого учителя, его стремления самосовершенствоваться и желания применять свои умении, навыки в своей работе для реализации целей воспитания в целом и патриотического направления, в частности, как одного из важнейших в системе воспитания, в контексте реализации мероприятий, посвященный Году Великой Победы в Донецкой Народной Республики.

В этой связи применение инновационного подхода заключается в сочетании уже существующих, при использовании их наиболее эффективных сторон. Переосмысление существующего передового опыта, потребность новых подходов в методологических основах в формировании мировоззренческих установок подрастающего поколения – таковы реалии современной школы.

         Поэтому актуальным является использование инновационных технологий. Их появление происходит, как правило, при сочетании уже существующих либо адаптированных под образовательно-воспитательные задачи. При этом главной задачей является использование позитивных сторон разработанных технологий с возможностями новых подходов. Необходимо акцентировать внимание на синтезе технологий как наиболее перспективном пути развития педагогической науки на современном этапе, причем касающегося как урочной, так и внеурочной деятельности обучающегося в аспекте патриотического воспитания.

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи подчеркивает, что «недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства» [3, с.2]. Поэтому, патриотическое воспитание, в контексте проведения мероприятий государственного и общегражданского  значения, Года Великой Победы, должно быть самым главным направлением работы всех институтов гражданского общества.

Литература

 

         1.      Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. (Постановление №I-233П-НС) «Об образовании». - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.-  URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 29.10.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

         2.      Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. №832). - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.- URL: http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g (дата обращения: 29.10.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

         3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.// Утверждена совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015г. - /Сайт Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики. - URL: http://минспорт.рус/koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi (дата обращения: 29.10.2021).

         4.      Ломовцева Н.Н. Мигунова, Л.П. Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы / Н.Н. Ломовцева, Л.П. Мигунова. – Текст: электронный// Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы Экономика труда. - 2016. - Т.3. - №2.- С. 119–130. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-napravleniya-otsenki-kachestva-obrazovaniya-v-rf-trebovaniya-i-perspektivy (дата обращения: 29.10.2021).

         5.      Шулак В.Л. Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. /В.Л. Шулак. - Текст: электронный// Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. // Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 1. – Донецк: ДонПИ, 2018. – С.58-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologicheskie-aspekty-sinteza-tehnologiy-v-sisteme-obrazovaniya(дата обращения: 29.10.2021).

         6.      Шулак В.Л. Актуальные направления оценки качества образования: требования и перспективы. /В.Л. Шулак. - Текст: электронный// Актуальные направления оценки качества образования: требования и перспективы. // Управление качеством образования на муниципальном уровне [Текст]: сб. материалов III Республиканской научно-практической конференции 20 ноября 2019 года. – Том 1 / Под ред. М. Н. Кушакова, Л. Н. Волковой и др. –  г. Донецк, 2019. – С.113-117. URL: https:// https://cloud.mail.ru/public/2SZd/3Y8asMFu7/Сборник%202019%201%20том.pdf (дата обращения: 29.10.2021).


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Данное определение является определяющим и для всей системы образования

Данное определение является определяющим и для всей системы образования

К образовательным инновационным технологиям, широко используемым в учебном процессе и которые также с успехом могут использоваться и в воспитательном процессе относятся: информационные и компьютерные технологии;…

К образовательным инновационным технологиям, широко используемым в учебном процессе и которые также с успехом могут использоваться и в воспитательном процессе относятся: информационные и компьютерные технологии;…

Вышеназванные, но далеко не исчерпывающие направления, тесно переплетаются с субъективными, которые имеют еще большее значение, поскольку касаются непосредственно личности учителя, педагога: - психологические особенности учителя,…

Вышеназванные, но далеко не исчерпывающие направления, тесно переплетаются с субъективными, которые имеют еще большее значение, поскольку касаются непосредственно личности учителя, педагога: - психологические особенности учителя,…

Трансформация системы образования, с возвратом к традиционным для

Трансформация системы образования, с возвратом к традиционным для

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2021