Беседа на родительском собрании по теме:
«Профессиональная ориентация старшеклассников»
Цель:
1. Содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;
2. Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.
3. Формирование системы знаний о мире труда.
Задачи:
1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
2. Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
Оборудование: компьютер, экран.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте родители..
Вопрос для родителей: Все ли профессии хороши! Разве нет плохих профессий?
Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы можете назвать какую-то профессию плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь. А другому нравится — и он тоже прав.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, безразлично какой.
Вопрос для родителей: Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, нас манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.
Родители нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. У всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
Одна из главных задач родителей и школы – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.
Ежегодно 25 миллионов людей меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии нудно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить детей к будущей профессиональной деятельности? И как найти ту профессию, которая тебя полностью устраивала. Об этом сегодня пойдет речь на встрече с вами.
- В проведенном опросе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» получены следующие ответы:
Водителем — 10% воспитателем — 11%
Поваром — 12% продавцом — 7%
Автомеханик — 6% учителем — 3%
Фотомоделью — 1% охранником — 1%
Отсюда можно сделать следующий вывод, что некоторые профессии уходят в глубь веков или неизвестны ребятам, не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом.
Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким – то важным признакам.
Классификация делится на пять основных типов:
- человек – природа
- человек – техника
- человек – художественный образ
- человек – знаковая система
- человек – человек.
Человек – природа.
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.
Человек – техника.
Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств.
Человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Человек – знаковая система.
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
Человек – человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское, социальное обслуживание людей.
Все профессии можно разделить на две группы по характеру труда: на физический и умственный труд.
Классификация – распределение профессий по отраслям народного хозяйства.
- промышленность и строительство
- сельское хозяйство
- непроизводственная сфера, бытовое обслуживание
- просвещение, здравоохранение, культура.
- транспорт и связь.
Можно также разделить все профессии на две группы по признаку материального производства:
Профессии производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, связь).
Профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, просвещение).
А вот пред вами результаты ответов детей: (результаты на слайде)
Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.
Дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути расходятся. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим, то есть через ребенка родители пытаются реализовать свою мечту.
Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.
Прививка от неудачи.
Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Ущербность такого выбора очевидна. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.
Подведение итогов:
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :
· на знаниях о мире профессий;
· знаниях о выбираемой конкретной профессии;
· изучении своих интересов;
· изучении своих способностей;
· знании своих сильных и слабых качеств;
· состоянии своего здоровья;
· учёте материальных условий семьи;
· учёте ситуации на рынке труда.
Все профессии хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.
Чтобы найти любимую профессию, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии вообще есть на свете.
Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных профессий, если он близко познакомится с ними.
Необходимо учесть ошибки при выборе профессии
· увлечение внешней или частной стороной профессии;
· незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
· неумение разбираться в своих способностях
Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!
Памятка для родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.