Профессиональная этика в системе «учитель и ученик".
Оценка 4.8
Педсоветы
rtf
музыка +1
Взрослым
03.09.2017
Отношения между учителем и учеником – целая система социальных связей, действий и взаимоотношений и являются одними из важнейших условий педагогического процесса и важным методом воспитания. Они могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его.
Общее нравственное требование для учителя - это уважение учащихся.
Педагогическую ценность несет в себе прежде всего требовательность к учащемуся и
уважение его мнения.
Профессиональная этика.rtf
Профессиональная этика в системе «учитель и ученик.
Система отношений «учитель – ученик» отличается большим
многообразием возникающих в ней противоречий в учебновоспитательном
процессе.
Система отношений «учитель – ученик» представляет собой систему
социальных связей, начиная от самых мимолетных, простых пространственно
временных психологических и социальных контактов, до самых сложных
социальных действий и взаимоотношений.
Нравственные отношения системы «учительученик» являются одним из
важнейших условий педагогического процесса и важным методом воспитания.
Эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и
затруднять его. Естественно, что доброжелательные отношения порождают
обстановку доверия учащихся к преподавателю.
Основное же направление деятельности педагога в его отношениях с
учеником указывает принцип педагогической морали, который гласит: учитель
несет моральную ответственность за всестороннее развитие учащегося.
Из этого вытекает ряд нравственных норм:
относиться к учащемуся как к личности, уважать и поддерживать наиболее
ценные его личностные качества, способствовать их развитию;
любить детей, быть внимательными к каждому ребенку;
постоянно изучать внутренний мир своих учеников, а также условия их жизни с
тем, чтобы иметь возможность понимать каждого учащегося и принимать
правильные решения, предусматривая все педагогические и социальные
последствия своих действий;
быть требовательным к ученику, видеть в мере требовательности меру уважения
к нему;
стремиться, чтобы отношение к учащемуся носило не просто деловой,
официальный, но и человеческий, товарищеский характер;
подходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой: верить в
возможности его развития, выявлять способности;
не унижать человеческого достоинства ребенка.
Уважение учащихся – общее нравственное требование для учителя.
Требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера
этого уважения несет в себе педагогическую ценность. Требовательность это
умение учителя подходить к оценке личностных качеств, поступков и знаний
учащихся, постоянно сознавать необходимость совершенствования личности
учащегося, поднимать уровень его культуры. Мера требовательности учителя к
учащемуся – своеобразная мера уважения к нему: чем больше требовательности
выявляет учитель к учащемуся, тем больше он уважает его – и наоборот. Требовательность как норма педагогической морали обладает рядом
признаков, среди которых:
объективность, целесообразность, продиктованная потребностями
педагогического процесса;
- она не должна угнетать;
доброжелательность, то есть требовательность человека, искренне
заинтересованного в судьбе учащегося;
она должна быть понятна ученику и восприниматься как необходимость, а не
как личный интерес, чудачество или каприз учителя;
реалистична и выполнима, соответствовать возможностям ребенка.
Трудности в осуществлении требовательности на практике часто связан ы
с отступлениями от названных норм, с отсутствием у учителей единства в
понимании требовательности. Последнее в какойто мере снижает авторитет
самого принципа требовательности. Именно поэтому иногда некоторые из
требований воспринимаются как субъективизм или даже как его чудачество,
оценивается учащимися не как уважение к ним, а как придирчивость, педантизм
и даже деспотизм.
Быть нетребовательным учителем легче и проще, ибо при этом меньше
затрачивается труда, времени и энергии. Более того, на какоето время – пока
учащиеся не разобрались – могут даже сложиться благоприятные отношения
учителя с учениками и их родителями, с администрацией школы.
У нетребовательного учителя выше оценка знаний и умений, и к нему меньше
претензий. О нем может даже сложиться мнение, что он – добрый, чуткий, тогда
как другие требовательные учителя – «недобрые» и «злые».
Однако, рано или поздно обнаруживается конечный результат работы
нетребовательного учителя, и все начинают понимать: он плохо учил, Работа
такого учителя по существу обман и неуважение к учащимся.
Благоприятные условия для взаимоуважения учителя и ученика создает
выполнение учителем нормы – уважения мнения учащегося как
требовательность учителя к самому себе.
Требовательность учителя к себе – это отношение его к своим ошибкам и
промахам, к своей работе и поступкам.
Литература:
И.И. Чернокозов «Профессиональная этика учителя». К.:Рад.шк.,1988.
Профессиональная этика в системе «учитель и ученик".
Профессиональная этика в системе «учитель и ученик".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.