Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии
Оценка 4.9

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
биология +1
9 кл
31.03.2017
Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии
Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподаваниебеседа о профессиях
Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии (1).doc
Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор  учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть  поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС ОО  изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к  образовательной организации является развитие личности учащегося, которая  способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,  умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов  деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на  формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых  для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям,  возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям,  которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или  иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников  интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается,  прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных  путей зарождения профессиональных интересов ­ увлекательное яркое  преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой  своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности,  связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие  учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с  большим желанием и активностью изучают эти предметы. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы  помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить  их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными  знаниями для решения различных практических задач Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующие их  профессии. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам  специальностей. Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей,  связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию  деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала  руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность,  интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие  мышления и открытый диалог учителя с учащимися.  В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем : 1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом, например:  ­ в теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая  значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с  профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний  учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда  фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название  лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения,  его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией  фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или  композицию из живых или высушенных растений и природного материала. ­ во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и  животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными,  встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной  экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли  фенологов, экологов, наблюдателей.  ­ при изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана  животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья  наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии  хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со  специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи,  ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные  деятели. ­ в процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят  практические и тестовые работы:  – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение,  восприятие);  – изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют  способы их регулирования;  – выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;  – исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности  характера.  В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы,  склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти  работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и  приемами его работы.  2. Решение различного рода задач по химии с практическим содержанием:  профессиональная ориентация на уроках химии осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения  предмета в жизни и деятельности людей Закройщик Типы химических задач для профориентационной работы  1. Химия в жизни общества. Какие свойства нафталина лежат в основе его применения для защиты шерстяных изделий от  моли? 2. Органические вещества. Полимеры. Чем отличаются  искусственные волокна от синтетических? 3. Органические вещества. Полимеры. Что вы знаете о таких  волокнах, как вискозное, ацетатное, лавсан, капрон, найлон,  и расскажите об областях их применения. 4. Химия в жизни общества. Что означают символы этикеток  на одежде? Какое значение имеет учет информации  символов на метках для ухода за одеждой? 5. Органические вещества. Жиры. Почему пятна от  растительного масла, особенно горячего, через несколько  дней уже невозможно вывести с одежды с помощью  растворителя и в то же время пятно от растопленного сала  или сливочного масла можно без труда удалить с помощью  того же растворителя даже спустя довольно длительный  период времени?  Парикмахер 1. Химические реакции. Почему при обработке порезов при  бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное  «вскипание»? 2. Состав вещества. Смеси. Для окраски волос в  парикмахерской необходим 5% раствор перекиси водорода.  Сколько воды необходимо добавить к 25% раствору массой  75г, чтобы получить нужный  раствор? Повар­ кондитер 1. Химические реакции. Гидрокарбонат аммония используется  при выпечке кондитерских изделий. Рассчитайте, сколько  литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г. гидрокарбоната аммония? 2. Химические реакции. В крепко заваренный свежий чай в  стакане опустите кусочек лимона или несколько кристаллов  лимонной кислоты. Что наблюдаете? 3. Химические реакции. Приготовьте с помощью лимонной  кислоты домашний шипучий напиток. Немного кислоты на  кончике чайной ложки растворите в воде, а затем добавьте в  полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды.  Что наблюдаете? 4. Химические реакции. Почему в горячем чае кусочек сахара  растворяется быстрее, чем в холодном? 5. Состав вещества. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия.  Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить  суточную норму калия? 6. Химические реакции. Почему в алюминиевой посуде нельзя  хранить квас? Растениевод 1. Соединения химических элементов. Для борьбы с  болезнями растений, особенно плодовых деревьев и  виноградников, применяют раствор сульфата меди (II).  Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова  массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и  соли содержится в 500 г? 2. Химия и сельское хозяйство. Что понимают под химизацией Слесарь­ сантехник Автослесарь сельского хозяйства? Каковы ее основные направления? 3. Химия и сельское хозяйство. Рассмотрите общую  классификацию удобрений и сравните экологическую  безопасность минеральных и органических удобрений. 1. Введение в химию. Стальные детали в результате длительного  пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют  это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете?  Почему? 2. Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная  конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б)  свинца, в) никеля? 3. Вещества и их свойства. На поверхности закисленной почвы садового участка находятся железные трубы со  вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться  коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение  наиболее выражено? 4. Электролиты. В водопроводной воде обнаруживаются  ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl­, SO42­, HCO3­. Какие вещества  (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде? 1. Введение в химию. Приведите примеры веществ, используемых при  создании автомобиля, и химических реакций, протекающих при его  эксплуатации. 2. Органическая химия. Углеводороды. Почему загоревшиеся  нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода  нельзя тушить водой? Как их погасить? 3. Вещества и их свойства. С какой целью поверхность  цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина)  окрашивают «серебрином» — смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел? 4. Химия в жизни общества. Охарактеризуйте известные вам  синтетические каучуки и поясните, для каких технических  целей они применяются. 1. Химические реакции. Старинные медные монеты и  бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым  налетом, а серебряные — черным. О чем говорит появление  этих налетов? Как очистить изделия от них? 2. Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и  пробой 585°. 3. Количество вещества. Вычислите количества веществ меди  и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг  мельхиора. 1. Количество вещества. Вычислите количество вещества  гашеной извести, которое может быть получено из 2 т  известняка, содержащего 25% примесей 2. Состав вещества. Смеси. В состав сухой цементной смеси  Ювелир Строитель­ отделочник для штукатурных работ входит 255 цемента и 75% песка.  Какую массу каждого компонента нужно взять для  приготовления 150 кг такой смеси? 3. Вещества и их свойства. На склад строительной фирмы по  ремонту квартир для побелки стен и потолков были  привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время  перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как  установить, какие вещества находятся в мешках? 4. Вещества и их свойства. Технический хлорид магния,  применяемый для приготовления специального  (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45%  MgCl2. Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах  такого материала? 3. Проектно­исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и  биологии и во внеурочное время.  Для проектной деятельности на уроках химии,  я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и  групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят  эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на  уроках обобщениях или конференциях, например  в мае 2015 г. дети выступили  на конференции  с презентацией по темам: «Химический анализ куриного яйца»;  «Гельминты паразитирующие у человека» . Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о  трудностях, возникших идеях, о решении проблем. Работа над исследовательскими  проектами не только воспитывает трудолюбие,  самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение  ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает  аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это  помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной  работе.  4. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления  склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к  науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего  эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные  умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе  учащиеся выполнияли самостоятельно домашний эксперимент по  обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, в 6 классе ребята  с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных  пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе  по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих  напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др..  Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот  метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим  путем свои силы в такой профессии, как лаборант .  5. Участие в работе трудовых объединений , разновозрастных бригад  учащихся: так как я работаю в сельской школе, то роли сельскохозяйственного  производства в жизни общества, характере труда и основных профессиях  сельскохозяйственного производства, стараюсь уделять должное внимание при  изучении соответствующих тем. Процесс обучения и воспитания сельских  школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой  земледельцев и животноводов. Мы выполняем работы, предусмотренных  программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно­опытном  участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий, участвуем в  общественно полезном, производительном труде. Это позволяет учащимся с  раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней. 6. Просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и  кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний,  получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической  деятельности людей; 7. Экскурсии на предприятия, выставки передового опыта, пропагандирующие  трудовые достижения людей, успехи науки и техники. 8.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю  учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например:  авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого­металлурга И.  П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том,  что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом,  формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой  работе самого высокого уровня и социального значения. Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и  наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией,  связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового  материала, закрепления изученного или на итоговом занятии. Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся  на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с  жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его  знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы,  направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии  зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет. Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является  начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от  общего количества выпускников ­ 28,5 % продолжили обучение в учебных  заведениях среднего и высшего профессионального образования, выбрав  специальности, связанные с биологией и химией.  Таким образом, становление учащихся, как личности, их профессиональное  самоопределение ­ сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого  человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни  необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах,  возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно  расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой  деятельности, приобщать к общественно­полезному труду, создавать условия для  профессионального самоопределения через разнообразные методы, приемы и  формы профориентационных работ на уроках в образовательной организации.  Литература 1. Габриелян О. С., и др. Химия. 8­11 классы: учебники для общеобраз.  учреждений [Текст] – М.: Дрофа, 2010.  2. Пономарева И.Н. И др. Биология 5­6 классы: учебники для  общеобразовательных школ М, Вентана­Граф, 2012­ 6 кл, 2015 — 5 кл. 3. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006. 4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов  сред. шк. – 2­е изд., доп. и дораб. [Текст] / Е.А. Климов.– М., 1990. 5. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю.  Савченко. – М.: Вако, 2005. 6. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004. 7. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.:  Педагогика, 2003. 8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004. 9. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко,  В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение,  2001.

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017