Наше будущее
Мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка, помочь ему реализовать свои устремления. Ведь именно в школах формируется будущее нашего государства. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить.
Нужно переходить к принципиально новым, в том числе и к индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить к работе в команде, что очень важно в современном мире, навыками жизни в цифровую эпоху.
Основные задачи современной школы:
подготовить обучающихся к успешной жизни и
деятельности в условиях цифровизации;
сформировать личность гражданина Приднестровья;
сформировать навыки и компетенции XXI века;
готовность к успешной деятельности
в условиях сложности и неопределенности
Цифровая грамотность — готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности.
Цифровая грамотность-важнейший навык XXI века, основа безопасности в информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уделяться особое внимание наравне с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Немного о понятиях…
Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» проекта является создание Основной
Основной задачей системы образования является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
«Цифровая образовательная среда» обеспечит повышение квалификации педагогов по вопросам цифровизации, обновление ИКТ-инфраструктуры, внедрение в школы электронного документооборота на базе высокоскоростного Интернет-соединения, создание сети центров цифрового образования детей «IT-куб».
Принципы построения цифровой образовательной среды : -
принцип единства, сущность которого заключается в согласованном использовании цифровых технологий в единой образовательной и технологической логике, позволяющих решать определенные задачи в ЦОС;
принцип доступности, заключающийся в обеспечении неограниченной функциональности коммерческих и некоммерческих элементов ЦОС для конкретного обучающегося при помощи сети Интернет;
принцип конкурентности, заключающийся в обеспечении свободы полной или частичной замены цифровой образовательной среды конкурирующими технологиями;
принцип ответственности, заключающийся в обеспечении права, обязанности и возможности каждому субъекту образования решать задачи информатизации в рамках собственной ответственности, а также участвовать в согласовании задач относительно данных смежных информационных систем;
принцип достаточности, заключающийся в обеспечении соответствия состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям потребителя образовательных услуг;
принцип полезности, заключающийся в формировании новых возможностей и снижении трудозатрат пользователя благодаря введению ЦОС.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:
комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы
совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы
систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ЦОС
Цифровая информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы.
ЦОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
планировать образовательный процесс;
размещать и сохранять материалы образовательного процесса;
фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно;
использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
РОЛИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Организатор и мотиватор учения
Междисциплинарный тьютор / менеджер ИОМ
Специалист по проектной деятельности
Тренер
Разработчик образовательных траекторий
Игротехник
Интегратор-посредник между виртуальным и реальным миром
Сетевой педагог-куратор / куратор онлайн-платформы
Инструктор по интернет-навигации
Аналитик-корректор цифрового следа
Веб-психолог
Методист-архитектор цифровых средств обучения
Разработчик образовательных / игровых сред
Цифровой учитель
«Цифровой» учитель не обязательно должен использовать суперсовременное дорогое оборудование. Тут речь скорее идёт об умении работать с доступными сервисами и устройствами — показать креативность и придумать, как их эффективно использовать в учебном процессе и использовать доступные педагогу сервисы по максимуму.
Сегодня нужно уметь приобретать информацию из различных источников, использовать её и создавать самостоятельно что-то новое.
Огромные возможности предоставляют бесплатные соцсети. Они имеют такие опции, как обмен файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, опросы, видеозвонки, образовательные игровые тренажеры.
Также в интернет-ресурсах есть немало инструментов для организации квизов, квестов, викторин и опросников, которые приходиться по душе ученикам.
Реализация ЦОС обеспечит ученикам:
получение доступа к электронному образовательному контенту; обучение в комфортной цифровой среде;
повышение интереса к обучению;
улучшение результатов освоения образовательной программы;
развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
расширение возможностей для построения персональной образовательной траектории;
формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;
Родителям:
расширение образовательных возможностей для ребенка;
повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Учителям:
снижение административной нагрузки и увеличение времени для учебной работы;
снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
получение дополнительных возможностей для саморазвития;
формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
формирование новых условий для мотивации учеников; формирование новых возможностей для переноса активности образовательного процесса на ученика;
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Использование ЦОР позволяет:
Улучшить эффективность и качество образования;
Ориентироваться на современные цели обучения;
Повысить мотивацию учащихся к обучению;
Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности; Учитывать страноведческий аспект;
Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
Реализовать индивидуальный подход;
Усилить самостоятельность школьников;
Изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
Объективно оценивать знания учащихся;
Повысить качество наглядности;
Облегчить труд учителя.
Негативные последствия становления цифровой образовательной среды:
Риск 1. Недостаточное финансирование и увеличение финансовой нагрузки на школы.
Риск 2. Недостаточное кадровое обеспечение на начальном этапе становления цифровой образовательной среды.
Риск 3. Неразработанность цифровой дидактики.
Риск 4. Неизученность влияния на здоровье обучающихся цифровых технологий.
Риск 5. Технические неполадки, сбои, происходящие в техногенной среде.
Риск 6. Замена живого общения онлайн-уроками отрицательно скажется на качестве образования.
Риск 7. Риск подмены цифровизации образования оцифровкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.