Профессиональное становление педагога
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Сравнительный анализ категории «становление» привлекает к себе внимание многих мыслителей, как прошлого, так и настоящего.
В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нас также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми.
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.
Э.Ф. Зеер определяет «становление» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может прерываться, останавливаться в развитии.
В.И. Слободчиков «становление» рассматривает как составляющую процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление - это «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития - преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение преимущественно относится к духовно-практическим структурам.
В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса «становления личности» в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство возможного и осуществленного, потенциального и актуального), способствующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь «становления личности» обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогической поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социализацией».
«Профессиональное становление» также исследуется современными учёными с различных позиций. Профессиональное становление педагога – это индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии.
Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности». Автор отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию: доминирующими в профессиональном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние.
Обобщая вышесказанное, можно выстроить следующее рабочее определение: профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.
Суть и источники процесса самообразования
В словаре С.И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя».
В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п».
В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».
Л.П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях».
С.В. Юдакова считает, что «самообразование - самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием».
Таким образом, самообразование педагога - это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально - педагогической направленностью личности. Профессионально - педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека профессии педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность».
В настоящее время разработан целый спектр методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценить способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д. Наиболее полно методики представлены в книге В.И. Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития». Наиболее интересной для диагностики готовности и способности личности к саморазвитию показалась следующая анкета. Предлагаем ответить на ее вопросы.
Анкета «Диагностика реализации и потребностей в саморазвитии»
Инструкция.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
5- если данное утверждение полностью соответствует действительности,
4- скорее соответствует, чем нет,
3- и да, и нет,
2- скорее не соответствует,
1- не соответствует.
Опросник
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
Если у вас 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития.
Результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.
Мотивация педагогов к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор педагогом для себя метода повышения квалификации. Это может быть индивидуальный образовательный маршрут или педагогический проект, в ходе работы над которым разрабатывается система действий педагога по реализации конкретной педагогической задачи.
Зверева К.А. в статье «Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога» все источники знаний подразделяет на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост - это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием ею понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом - это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя. Приведем классификацию, используемую Зверевой К.А.
1 стадия: «выживание» (первый год работы);
2 стадия: «адаптация» (2 - 5 лет работы);
3 стадия: «зрелость» (6 - 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования);
4 стадия: «спад» (в зависимости от индивидуальности педагога).
Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога. Так, например, первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как о педагоге, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности, а третий - возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы педагога по интересующим его проблемам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.