Профессиональное «выгорание» педагога
и меры его предотвращения. Из опыта работы.
В.П. Дорошина, И.В.Созинова, С.В.Чигасова
МАДОУ №140, МБДОУ №183, МАДОУ №225
г. Кемерово
Здоровье всегда есть и будет самой большой ценностью для человечества.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания подвержены специалисты, по роду своей деятельности, осуществляющие многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы – врачи, юристы, психологи, педагоги и др.).
Педагог и психолог Ю.Л.Львов называет профессиональную деятельность педагога после 10-15 лет работы так называемым «педагогическим кризом». Автором выделяются три основных фактора, способствующие развитию «педагогического криза»:
1. Стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; несоответствие ожидаемого результата и фактического.
2. Возникновение и развитие излюбленных приёмов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно.
3. Возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряжёнными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Исследователи А.К.Маркова, М.М.Рыбакова, И.И.Рыданова и другие к напряжённым ситуациям педагогической деятельности относят:
· Ситуации взаимодействия педагога с детьми (непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.);
· Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (конфликты при распределении нагрузки, перегруженность поручениями, преобладание авторитарного стиля руководства учреждения, отсутствие поддержки коллег, не продуманность нововведений в детском саду и т.д.);
· Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (расхождение в оценке ребёнка педагогом и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).
Современное время предъявляет новые требования к педагогам. Если ещё 20-30 лет назад эмоциональное выгорание наблюдалось лишь после 20-25 лет работы педагогом, то сейчас ситуация изменилась и не в лучшую сторону. У молодых педагогов признаки эмоционального выгорания наблюдаются значительно раньше.
Состояние психики педагогов играет немалую роль в общении и достижении учебных и воспитательных целей. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с руководителем или коллегами, то каких детей он может воспитать или обучить чему-либо?
На базе детского сада №140 проведено исследование, выявляющее синдром профессионального выгорания по методике Е.П.Ильина. Методика показала, что из 15 педагогов, 4 педагога (26%) не имеют синдрома эмоционального выгорания. Стадия «напряжение» сформирована у одного педагога (7%), стадия «резистенция» - у 3 педагогов (13%), стадия «истощение» - у одного педагога (7%).
Преобладающие синдромы профессионального выгорания:
· Редукция профессиональных обязанностей – у 9 человек (60%);
· Переживание психотравмирующих ситуаций – у 3человек (20%);
· Эмоционально-нравственная дезориентация - у 3человек (20%);
· Расширение сферы экономии эмоций - у 3человек (20%);
· Личностная отстранённость - у 3человек (20%);
· Психосоматические и психовегетативные нарушения - у 3человек (20%).
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у 74% педагогов имеется синдром профессионального выгорания.
Поэтому, по мнению авторов статьи целесообразно применять меры по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Цель педагога-психолога в данном направлении деятельности авторами статьи видится в повышении стрессоустойчивости педагогов.
Задачи, с помощью которых данная цель может быть достигнута:
1. Активизировать личностные ресурсы педагогов.
2. Способствовать самореализации педагогов через творческое самовыражение.
3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в педагогическом коллективе.
Творческое самовыражение педагогов способствует улучшению самочувствия, повышению стрессоустойчивости педагогов. Самовыражение педагогами средствами искусства является источником хорошего настроения, способом освобождения от отрицательных эмоций, стабилизации психоэмоционального состояния [1].
Для решения задач в учреждениях используются нетрадиционные формы работы с педагогами: «методические посиделки», «круглый стол», «мозговой штурм», «дискуссии», «мастер классы педагогов».
Помимо этого так же используются досуговые формы организации общения в педагогическом коллективе - «девишник» и др.
Такие формы работы способствуют снижению психоэмоционального напряжения, созданию положительного эмоционального фона и комфорта в педагогическом коллективе.
Совместная деятельность для женщин (педагогический коллектив состоит, в основном, из женщин) является средством для улучшения самочувствия, повышения стрессоустойчивости педагогов, источником хорошего настроения, способом «освобождения» от отрицательных эмоций [2].
В рамках осуществления деятельности, направленной на профилактику профессионального выгорания педагогов в учреждениях проводятся различные мероприятия.
В тренинговом режиме проводятся занятия, на которых педагоги обучаются методам снятия психофизического напряжения. Занятия проводятся с использованием аутогенных тренировок, гимнастики хорошего настроения, самомассажа, медитаций, релаксаций. Занятия способствуют активизации внутренних ресурсов педагогов.
Кроме этого, с целью активизации внутренних ресурсов молодых педагогов осуществляются мероприятия, направленные на познание самого себя (темперамент, самооценка, потребности), поскольку для того, чтобы понимать и разбираться в проблемах и ситуациях с детьми, важно познать и понимать самого себя.
Для создания положительного эмоционального фона в педагогическом коллективе, активизации творческого самовыражения педагогов в форме «мастер классов» коллективом педагогов изготавливаются куклы-обереги, ангелы и т.п.
Помимо совместной деятельности, тренинговых занятий, занятий на познание самого себя введены традиции:
· на каждом педагогическом часе, который проходит по понедельникам, каждый педагог перечисляет радостные события, произошедшие в его жизни за прошедшую неделю (дома, в учреждении);
· педагогические коллективы в форме «девишника», «посиделок» празднуют дни дошкольного работника, дни рождения, день матери, Новый Год, 8 марта с элементами игр, развлечений, конкурсов.
В результате проводимых мероприятий по профилактике профессионального выгорания педагогов у значительного числа членов педагогического коллектива улучшается настроение, повышается эмоциональный тонус, активизируются личностные ресурсы педагогов.
Таким образом, анализ проведённой работы по профилактике профессионального выгорания педагогов позволяет сделать вывод об эффективности осуществления данного направления деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грэй, Д. Как получить то, что хочешь, и любить то, что есть / Д.Грей. – М.: ООО Издательство София, 2010. – 320с.
2. Нарушевич, Р. Как и зачем быть счастливой без помощи мужчин / [Аудиолекции], - [электронный ресурс] – http: // audioveda. ru //
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.