Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология я геология

  • Образовательные программы
  • doc
  • 01.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для студентов геологической специальности
Иконка файла материала СРС оп05 Минералогия, петрография и структ.геология.doc

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Утверждаю:

Зам. директора

___________ Дружинина Е.К..

«___»_________ 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология

 

 

 

Специальность:

21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» 

Форма обучения:

Очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендованы  методическим  советом 

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

Заключение методического совета,

протокол №___  от «____»_____ 2024 г.

председатель методсовета

______________ /Дружинина Е.К./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо, 2024 г.

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения  России от 26.07.2022 г. № 611 и   утверждено протоколом Федерального учебно-методического  объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена)  21.02.13  «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»,  квалификация  техник - геолог  

 

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик: 

Высотина  Ольга Анатольевна  преподаватель специальных  дисциплин

 

Рецензент:

 

Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин

 

Протокол  № __ от «__» ____________ 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения

4

Перечень заданий для самостоятельной  работы

20

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

21

Использование интернета

22

Контроль  за самостоятельной работой студентов

23

Список рекомендуемой литературы

24

Приложение. Образец титульного листа

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дисциплина ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология входит в общепрофессиональный  цикл  дисциплин по ППССЗ  21.02.13. «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 «Минералогия, петрография и структурная геология» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-                   значение полезных ископаемых в профессиональной деятельности.

-                   иметь представление о геологических процессах, формирующих места полезных ископаемых

-                   четко представлять формы тел разных ископаемых, определяющих способы разведки

-                   иметь представление о метасоматических процессах, сопровождающих образование эндогенных м.п.и

-                   знать эндогенные процессы, ведущие к формированию о м.п.и

-                   четко разбираться в типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок

-                   иметь представление об основных генетических и промышленных типах м.п.и ДВФО РФ

-                   свойства кристаллического вещества, его строение и методы исследования

-                   диагностические признаки основных минералов и горных пород

классификацию минералов и горных пород

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-                   решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности

-                   распознавать горные породы по условиям образования

-                   определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру, главные породообразующие минералы и горные породы

-                   определять физические свойства и морфологию минералов

-                   описывать горные породы и давать им полевое определение.

 

 

Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:

Код

компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания:содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

Освоения студентами профессиональных компетенций:

 

Виды деятельности

Код и наименование

компетенции

Показатели освоения компетенции

Выполнение полевых геологических исследований и камеральная обработка геологических материалов

 

 

 

 

 

 

ПК 1.1 Проводить полевые геологические исследования и работы с получением первичного геологического материала

 

 

 

 

Навыки: полевых и исследовательских работ при поиске и разведке месторождений полезных ископаемых; ориентирования на местности.

Умения: прокладывать маршруты; производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения; выполнять описание обнажений; определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований; самостоятельно осуществлять сбор геологической информации; проводить рекогносцировочный маршрут и привязку по заданным точкам.

Знания: основной классификации и стандартов, применяемые при полевых геологических исследованиях; геологических методов исследований; геологии изучаемого района; передовой отечественный и зарубежный опыт в области проведения геологоразведочных работ; основгеологии, экономики минерального сырья и геологоразведочных работ, сведений о геологии изучаемого района работ, технологию и методику геологоразведочных работ.

ПК1.2 Разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований

 

Навыки: использования современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Умения: разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований и применять их на практике.

Знания:технологию и методику геологоразведочных работ; основы планирования и проектирования работ по геологическому изучению недр.

ПК 1.3 Выполнять полевое обследование месторождений полезных ископаемых

Навыки: выполнения геологосъемочных работ.

Умения: оконтуривать месторождения; ориентироваться на местности; пользоваться топографическими картами и планами; пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований; выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ.

Знания: способы и технологию бурения скважин;методика и технику проведения полевых работ; устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; компьютерные технологии при геофизических исследованиях; геологическую, геоморфологическую и экономическую обстановку и полезные ископаемые; основные понятия о системах разведки; методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований; принципы и современные методы геологосъемочных и геологоразведочных работ; механизмы формирования и морфологию ореолов рассеяния.

ПК 1.4 Использовать современные технологии поиска и разведки месторождений полезных ископаемых

Навыки: внедрения современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Умения: выбирать и обосновывать методы и комплексы геофизических и геологических исследований для решения горно – технических задач.

Знания: принципы и современные методы; методика и технику проведения полевых работ; методика и технику проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований.

ПК 1.5 Выполнять предварительную обработку результатов полевых работ с применением современных программных средств

Навыки: камеральной обработки результатов полевых измерений с применением современных программных средств и компьютерных технологий.

Умения: Предваритель нообрабатывать и анализировать первичный геологический материал. Обрабатывать, анализировать и интерпретировать первичный геологический материал по отдельным методам исследований с получением вторичного геологического материала; обрабатывать результаты измерений в специализированных программах.

Знания: Методология совместного анализа и проектирования при решении сложных геологических задач, оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации; наименование и назначение современных программных средств.

ПК 1.6 Проводить описание и замеры объектов геологических наблюдений

Навыки: исследования геологических обнажений; производства замеров объектов наблюдений.

Умения: устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту; зачищать обнажения; определять мощность и характер залегания горных пород; производить описание каждого слоя; составлять литологическое описание слоев; устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение.

Знания: порядок описания обнажений; генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры; классификацию горных пород по размерам зерна.

ПК 1.7 Осуществлять отбор образцов горных пород, керна и всех видов проб

Навыки: отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам.

Умения: отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы; привязывать точки пробоотбора; документировать и нумеровать маршрутные пробы.

Знания: виды опробования, способы и методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов; особенностей пробоотбора для специализированных исследований.

ПК 1.8 Выполнять физический анализ образцов и проб в полевых условиях

Навыки: выполнения физического анализа образцов и проб в полевых условиях.

Умения: анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; определять отдельные физико-механические свойства породы и руды; пользоваться необходимой справочной литературой при проведении аналитических исследований.

Знания: теоретические основы и законы аналитической химии; методы, аппаратуру и технику выполнения анализов; организацию и методы геохимических исследований.

Подготовка материалов и оборудования для проведения поисково – разведочных работ и геологических исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 2.1 Организовывать и управлять процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием

Навыки: организации и управления процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием.

Умения: изучать проекты геологоразведочных работ; анализировать геологическое задание; определять виды и типы дополнительных материалов по району работ.

Знания: основные сведения о геологии района работ; содержание геологического задания; основные принципы работы в геологических фондах; законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования.

ПК 2.2 Определять виды и типы материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований

Навыки: определения видов и типов материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований.

Умения:комплектовать снаряжение, технику и оборудование в соответствии с геологическим заданием.

Знания: материалы, снаряжение, техники и оборудование для проведения геологических исследований.

ПК 2.3 Осуществлять самостоятельный контроль подготовки материалов и оборудования

 

Навыки: самостоятельного контроля и подготовки материалов и оборудования.

Умения: производить осмотр состояния оборудования до и после выполнения работ, анализировать, выявлять неисправности, контролировать наличие полного комплекта оборудования и вспомогательного оборудования.

Знания: технические паспорта оборудования, порядок проведения поверок.

ПК 2.4 Использовать компьютерные и спутниковые технологии для автоматизации полевых измерений

 

Навыки: проведения геологических съемок с использованием современных приборов, оборудования и технологий; обработки разнородной геологической информации для целей составления и обновления геологических карт.

Умения: использовать электронные методы измерений при геологических съемках;создаватьоригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде.

Знания: возможности компьютерных и спутниковых технологий для автоматизации полевых измерений и создания оригиналов геологических карт, инновационные методы геологоразведочных работ.

ПК 2.5 Использовать специальные геологические приборы и инструменты, предназначенные для решения задач поиска и разведки месторождений, выполнять их исследование, поверки и юстировку

Навыки: эксплуатации специальных геологических приборов и инструментов.

Умения: эксплуатировать геологические приборы и инструменты; осуществлять уход и поверки приборов; соблюдать правила хранения и транспортировки.

Знания: Виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований.

Управление персоналом структурного подразделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 3.1 Разрабатывать мероприятия и организовывать работы при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых

 

 

Навыки: планирования мероприятий и организации работ при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых.

Умения: проводить осмотр оборудования, помещений и рабочих мест; мотивировать персонал соблюдать требования правил охраны труда, пожарной безопасности, применения безопасных приемов работы, ведения работы согласно инструкциям и регламентам.

Знания: основные принципы организации работы;

методика проведения инструктажей; порядок организации работ по нарядам и распоряжениям;

правила техники безопасности при выполнении работ, требования технических регламентов и инструкций; организационно-распорядительные документы и методические материалы, касающиеся производства геологических работ.

ПК 3.2 Принимать решения по комплектованию структурного подразделения исполнителей и организации работы структурного подразделения

 

 

Навыки: участия в проведении производственных совещаний; участия в обучении персонала и оценке знаний персонала.

Умения: распределять обязанности для подчиненного персонала; выполнять подбор и расстановку персонала; организовывать взаимодействие персонала с другими подразделениями.

Знания: основы комплектования бригад исполнителей и организации их работы; методики аттестации персонала и рабочих мест; документацию, регламентирующую работу с персоналом.

ПК 3.3 Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда

Навыки: участия в мероприятиях по обеспечению безопасного выполнения работ;

анализа нарушений в работе подразделения;

участия в разработке мероприятий по устранению нарушений в работе подразделения.

Умения: оценивать эффективность производственной деятельности персонала подразделения;

контролировать, анализировать и оценивать состояние техники безопасности.

Знания: способы повышения эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда. Основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ.

ПК 3.4  Обеспечивать безопасное проведение работ

Навыки: анализа и оценки качества и экономической эффективности работы структурного подразделения с применением информационно-компьютерных технологий; обеспечения безопасности труда на производственном участке

Умения: обеспечивать выполнение производственных заданий; контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности; осуществлять контроль качества выполняемых работ; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации приборов, оборудования и инструмента, а также контроль их соблюдения; использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач.

Знания: действующие нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации, ГОСТы, ИСО (системы менеджмента качества); основы менеджмента, структура организации; цели и задачи структурного подразделения, рациональные методы планирования и организации производства; механизмы ценообразования, методы нормирования труда, формы и системы оплаты труда; основы управленческого учета; основные технико-экономические показатели производственной деятельности; порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства; задачи и содержание автоматизированной системы управления производством; социально-психологические основы руководства коллективом; правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда, виды и периодичность инструктажа; средства индивидуальной защиты. Законы и иные нормативные правовые акты в области геологического изучения, использования и охраны недр и окружающей среды.

Ведение горно – буровых работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.1 Выбирать технологию, оборудование, элементы крепления, инструменты для поверхностных и подземных проходческих работ

Навыки: выбора технологии и оборудования для горнопроходческих работ.

Умения: выбирать технологию, оборудование и схемы работы горного и бурового оборудования; организовывать буровые работы в карьере.

Знания: типы врубов и их назначение; классификация горного и бурового оборудования; виды креплений.

ПК 4.2 Принимать меры к предупреждению отказов и аварий

Навыки: эксплуатации и выявления неисправностей горного оборудования и транспорта.

Умения: эксплуатировать основное и вспомогательное оборудование буровых и проходческих работ; работать с приборами для бурения.

Знания: общее устройство и принцип работы основного бурового и проходческого оборудования.

ПК 4.3 Проводить и контролировать вентиляцию, освещение, водоотлив скважин при проведении горных работ

Навыки: контроля и проведения вентиляции, освещения и водоотлива геологоразведочных выработок.

Умения: осуществлять с помощью приборов контроль количеством, составом и состоянием рудничного воздуха; проводить расчеты по определению потребного количества воздуха в шахту.

Знания: схемы проветривания подземных рудников; схемы проветривания тупиковых выработок; рудничный и карьерный водоотлив.

ПК 4.4 Оформлять документацию и производить расчеты, связанные с горнопроходческими и буровыми работами

Навыки: ведения полевой документации скважин и горных выработок.

Умения: оформлять документацию и производить расчеты, связанные с буровыми и горнопроходческими работами; составлять график цикличности работ по проведению подземных горных выработок; составлять паспорта БВР; составлять конструкцию скважин и геолого-технический наряд на бурение скважин.

Знания: содержание, назначение, масштабы и типы технологических схем, планов горных работ; классификацию горной графической документации; алгоритм расчетов, связанных с горнопроходческими работами.

ПК 4.5 Обеспечивать безопасность проведения буровых и горных работ

Навыки: обеспечивать безопасное ведение горных работ и рациональное извлечение полезных ископаемых из недр.

Умения: обеспечивать безопасное проведение работ по бурению скважин.

Знания: схемы расположения шпуров в забое, назначение шпуров и последовательность их взрывания; основы законодательства об охране труда при проведении буровых и проходческих работах; правила пожарной безопасности; назначение плана ликвидации аварий, порядок его составления и ввода в

действие и действия персонала в случае возникновения аварий; ответственность за нарушение требований охраны труда.

ПК 4.6 Выбирать способ разработки месторождений полезных ископаемых

Навыки: составления проектов геологоразведочных работ.

Умения: производить все операции проходческого цикла при проведении подземных горизонтальных и наклонных горных выработок.

Знания: способы подготовки горных пород к выемке; подземные выработки и способы вскрытия при подземной разработке месторождения.

Умения: Выбор характерных точек рельефа и контуров. Вскрытие и закрытие центра геодезического знака или репера. Установка реек на башмаках, костылях, реперах, кольях, сваях и других выбранных точках местности. Расчистка трассы для визирок. Измерение линий лентой, тросом, шнуром, рулеткой. Вешение линий. Изготовление и установка кольев и визирных вех. Разметка пикетов. Закрепление реперов и пикетов. Участие в промерах при съемке подземных коммуникаций. Погрузка, разгрузка и транспортировка (перенос) полевого снаряжения, оборудования и приборов. Обустройство полевого лагеря. Участие в проверке и установке топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов на точке (пункте) наблюдения. Инструментальная выверка уровня на рейке. Участие в рекогносцировке местности, привязке ориентирных пунктов и измерении высоты знака. Предварительный поиск исходных пунктов. Выбор переходных точек. Руководство работами по расчистке трасс для визирок. Проведение простейших вычислений. Ведение записей в полевом журнале.

Знания: общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах; правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности; правила пользования измерительными инструментами, устройство станков, блоков, штативов; порядок расстановки базисных штативов с целиками; назначение, правила использования, транспортировки, хранения и упаковки топографо-геодезических и маркшейдерских приборов, инструментов и оборудования; порядок расчистки трассы для визирок, установки вех и реек; правила закрепления временных реперов и пикетов. назначение топографо-геодезических и маркшейдерских работ; порядок ведения полевого журнала; правила проверки и установки на точке (пункте) наблюдения топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов; правила и порядок выверки уровня на рейке по отвесу; правила нахождения исходных пунктов и выбора переходных точек; конструкции геодезических и маркшейдерских знаков; методы определения устойчивости и жесткости сигналов; правильность закладки центров и ориентарных пунктов; требования, предъявляемые к условиям видимости и изображений; устройство и правила обращения с гелиотропом, фонарем и отражателями; световую сигнализацию; правила хранения и ухода за отражателями, аккумуляторами и элементами питания; правила выполнения метеорологических измерений на пунктах расположения отражателей; методы проверки оптических приборов.

 

Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:

-       формирование полученных знаний, умений и навыков;

-       подготовка к учебным занятиям;

-       формирование общих компетенций;

-       формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.

Самостоятельная работа студента включает следующие формы:

-       подготовку к контрольной работе, к тестированию,  зачету;

-       подготовку к практическим работам и их оформление;

-       изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;

-       подготовка рефератов и докладов;

Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его  выполнению и осуществляет контроль.

Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология во время рубежного контроля.

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Наименование разделов

Содержание самостоятельной работы

Форма

отчетности (контроля)

Объем, часов

Тема 1. .Минералогия и петрография

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Физические свойства минералов

-        Классы минералов

-        Класс  «Самородные элементы»

-        Класс  «Сульфиды»

-         Класс  «Окислы и гидроокислы»

-        Класс  «Фосфаты»

-        Класс  «Карбонаты»

-        Класс  «Галоиды»

-        Класс  «Силикаты» Структуры и текстуры магматических  горных пород

-        Структуры и текстуры осадочных горных пород

-        Структуры и текстуры метаморфических горных пород

2.Оформление отчета по практическим работам

2.      Подготовка к контрольной работе (тесту)

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита практических работ

Проверка контрольной работы

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

5

 

 

 Тема2. Структурная геология

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): Краткие сведения об аэрометодах. Виды аэросъемок и аэрофотоматериалов. Геологическое дешифрирование. Принципы классификации структурных форм.

Деформации горных пород

2.      Оформление практических работ

 

3.Подготовка к контрольной работе (тест)

 

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита лабораторных работ

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

4

 

 

Итого

54

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

 

Назначение реферата

Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

1.    Выбор темы исследования

Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2.    Планирование исследования включает следующие элементы:

-         выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;

-         сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

-         анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

-         литературное оформление исследовательской проблемы;

-         обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).

 

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

-        введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

-        основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

-        заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

-         знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

-         исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

-         обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. 

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.
         При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала

          При обработке полученного материала автор должен:

-         систематизировать его по разделам;

-         выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

-         определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

-         уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

-         сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

-         окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

-         Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.

-         Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).

-         Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.

-         Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):

·       слева -    30 мм;

·       справа - 10 мм;

·       сверху -  20 мм;

·       снизу -    20 мм.

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА

Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.

 Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков,  видеофильмов,  презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию  различных видов мышления: системности,  критичности,  рефлексии, гибкости мышления,  умению вести диалог и др.),    развития  мыслительных операций:  анализа,    сравнения,  синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.

 

 

КОНТРОЛЬ   ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.

Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.

Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.

 

В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины (выходной рейтинг – экзамен)

Вид работы

Макс. кол-во баллов

Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Практические работы

40

3

Самостоятельная работа (рефераты)

20 (10+10)

4

Итоговый контроль: экзамен 

30 –задание выполнено на 95-100%

20– задание выполнено на 75-95 %

10– задание выполнено на 60-75%

 

В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок

Оценка

Кол-во баллов

Неудовлетворительно

Менее 60

Удовлетворительно

70-60

Хорошо

80-70

Отлично

100-90

 

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные источники:

1.Миловский А.В. Минералогия и петрография. Учебное пособие для техникумов М.: Недра. 1973.

2.Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.

3.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»

Издательский Дом «ИнФолио», 2010г

 

Дополнительные источники:

1.             Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.

2.             Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г

3.             Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г

4.             Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г

5.             Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Образец титульного листа

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

 Цикловая комиссия

                                                                                                    ________________________________________

 

                                                                                                       ________________________________________

 

  Дисциплина

________________________________________

 

________________________________________

                                                                        

 

 

 РЕФЕРАТ

 (прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)

 

МЕСТОРОЖДЕНИЯ МЕДИ

 (тема пишется без слова «тема», прописными буквами,

без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)   

 

Руководитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

«_____»___________ 2025 г.                                          

Исполнитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

 «_____»___________ 2025 г.                           

 

Группа___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо 2025г.