Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора
___________ Дружинина Е.К..
«___»_________ 2024 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология
Специальность: |
21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» |
Форма обучения: |
Очная |
Рекомендованы методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2024 г.
председатель методсовета
______________ /Дружинина Е.К./
Бодайбо, 2024 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26.07.2022 г. № 611 и утверждено протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник - геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «__» ____________ 2024 года
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения |
4 |
Перечень заданий для самостоятельной работы |
20 |
Методические указания по написанию и оформлению рефератов |
21 |
Использование интернета |
22 |
Контроль за самостоятельной работой студентов |
23 |
Список рекомендуемой литературы |
24 |
Приложение. Образец титульного листа |
25 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по ППССЗ 21.02.13. «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».
В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 «Минералогия, петрография и структурная геология» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- значение полезных ископаемых в профессиональной деятельности.
- иметь представление о геологических процессах, формирующих места полезных ископаемых
- четко представлять формы тел разных ископаемых, определяющих способы разведки
- иметь представление о метасоматических процессах, сопровождающих образование эндогенных м.п.и
- знать эндогенные процессы, ведущие к формированию о м.п.и
- четко разбираться в типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок
- иметь представление об основных генетических и промышленных типах м.п.и ДВФО РФ
- свойства кристаллического вещества, его строение и методы исследования
- диагностические признаки основных минералов и горных пород
классификацию минералов и горных пород
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности
- распознавать горные породы по условиям образования
- определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру, главные породообразующие минералы и горные породы
- определять физические свойства и морфологию минералов
- описывать горные породы и давать им полевое определение.
Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 02 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
Знания:содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
||
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
||
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
||
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
||
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
||
ОК 08 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности |
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения |
||
ОК 09 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
Освоения студентами профессиональных компетенций:
Виды деятельности |
Код и наименование компетенции |
Показатели освоения компетенции |
Выполнение полевых геологических исследований и камеральная обработка геологических материалов
|
ПК 1.1 Проводить полевые геологические исследования и работы с получением первичного геологического материала
|
Навыки: полевых и исследовательских работ при поиске и разведке месторождений полезных ископаемых; ориентирования на местности. |
Умения: прокладывать маршруты; производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения; выполнять описание обнажений; определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований; самостоятельно осуществлять сбор геологической информации; проводить рекогносцировочный маршрут и привязку по заданным точкам. |
||
Знания: основной классификации и стандартов, применяемые при полевых геологических исследованиях; геологических методов исследований; геологии изучаемого района; передовой отечественный и зарубежный опыт в области проведения геологоразведочных работ; основгеологии, экономики минерального сырья и геологоразведочных работ, сведений о геологии изучаемого района работ, технологию и методику геологоразведочных работ. |
||
ПК1.2 Разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований
|
Навыки: использования современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых. |
|
Умения: разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований и применять их на практике. |
||
Знания:технологию и методику геологоразведочных работ; основы планирования и проектирования работ по геологическому изучению недр. |
||
ПК 1.3 Выполнять полевое обследование месторождений полезных ископаемых |
Навыки: выполнения геологосъемочных работ. |
|
Умения: оконтуривать месторождения; ориентироваться на местности; пользоваться топографическими картами и планами; пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований; выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ. |
||
Знания: способы и технологию бурения скважин;методика и технику проведения полевых работ; устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; компьютерные технологии при геофизических исследованиях; геологическую, геоморфологическую и экономическую обстановку и полезные ископаемые; основные понятия о системах разведки; методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований; принципы и современные методы геологосъемочных и геологоразведочных работ; механизмы формирования и морфологию ореолов рассеяния. |
||
ПК 1.4 Использовать современные технологии поиска и разведки месторождений полезных ископаемых |
Навыки: внедрения современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых. |
|
Умения: выбирать и обосновывать методы и комплексы геофизических и геологических исследований для решения горно – технических задач. |
||
Знания: принципы и современные методы; методика и технику проведения полевых работ; методика и технику проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований. |
||
ПК 1.5 Выполнять предварительную обработку результатов полевых работ с применением современных программных средств |
Навыки: камеральной обработки результатов полевых измерений с применением современных программных средств и компьютерных технологий. |
|
Умения: Предваритель нообрабатывать и анализировать первичный геологический материал. Обрабатывать, анализировать и интерпретировать первичный геологический материал по отдельным методам исследований с получением вторичного геологического материала; обрабатывать результаты измерений в специализированных программах. |
||
Знания: Методология совместного анализа и проектирования при решении сложных геологических задач, оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации; наименование и назначение современных программных средств. |
||
ПК 1.6 Проводить описание и замеры объектов геологических наблюдений |
Навыки: исследования геологических обнажений; производства замеров объектов наблюдений. |
|
Умения: устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту; зачищать обнажения; определять мощность и характер залегания горных пород; производить описание каждого слоя; составлять литологическое описание слоев; устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение. |
||
Знания: порядок описания обнажений; генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры; классификацию горных пород по размерам зерна. |
||
ПК 1.7 Осуществлять отбор образцов горных пород, керна и всех видов проб |
Навыки: отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам. |
|
Умения: отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы; привязывать точки пробоотбора; документировать и нумеровать маршрутные пробы. |
||
Знания: виды опробования, способы и методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов; особенностей пробоотбора для специализированных исследований. |
||
ПК 1.8 Выполнять физический анализ образцов и проб в полевых условиях |
Навыки: выполнения физического анализа образцов и проб в полевых условиях. |
|
Умения: анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; определять отдельные физико-механические свойства породы и руды; пользоваться необходимой справочной литературой при проведении аналитических исследований. |
||
Знания: теоретические основы и законы аналитической химии; методы, аппаратуру и технику выполнения анализов; организацию и методы геохимических исследований. |
||
Подготовка материалов и оборудования для проведения поисково – разведочных работ и геологических исследований
|
ПК 2.1 Организовывать и управлять процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием |
Навыки: организации и управления процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием. |
Умения: изучать проекты геологоразведочных работ; анализировать геологическое задание; определять виды и типы дополнительных материалов по району работ. |
||
Знания: основные сведения о геологии района работ; содержание геологического задания; основные принципы работы в геологических фондах; законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования. |
||
ПК 2.2 Определять виды и типы материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований |
Навыки: определения видов и типов материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований. |
|
Умения:комплектовать снаряжение, технику и оборудование в соответствии с геологическим заданием. |
||
Знания: материалы, снаряжение, техники и оборудование для проведения геологических исследований. |
||
ПК 2.3 Осуществлять самостоятельный контроль подготовки материалов и оборудования
|
Навыки: самостоятельного контроля и подготовки материалов и оборудования. |
|
Умения: производить осмотр состояния оборудования до и после выполнения работ, анализировать, выявлять неисправности, контролировать наличие полного комплекта оборудования и вспомогательного оборудования. |
||
Знания: технические паспорта оборудования, порядок проведения поверок. |
||
ПК 2.4 Использовать компьютерные и спутниковые технологии для автоматизации полевых измерений
|
Навыки: проведения геологических съемок с использованием современных приборов, оборудования и технологий; обработки разнородной геологической информации для целей составления и обновления геологических карт. |
|
Умения: использовать электронные методы измерений при геологических съемках;создаватьоригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде. |
||
Знания: возможности компьютерных и спутниковых технологий для автоматизации полевых измерений и создания оригиналов геологических карт, инновационные методы геологоразведочных работ. |
||
ПК 2.5 Использовать специальные геологические приборы и инструменты, предназначенные для решения задач поиска и разведки месторождений, выполнять их исследование, поверки и юстировку |
Навыки: эксплуатации специальных геологических приборов и инструментов. |
|
Умения: эксплуатировать геологические приборы и инструменты; осуществлять уход и поверки приборов; соблюдать правила хранения и транспортировки. |
||
Знания: Виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований. |
||
Управление персоналом структурного подразделения
|
ПК 3.1 Разрабатывать мероприятия и организовывать работы при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых
|
Навыки: планирования мероприятий и организации работ при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых. |
Умения: проводить осмотр оборудования, помещений и рабочих мест; мотивировать персонал соблюдать требования правил охраны труда, пожарной безопасности, применения безопасных приемов работы, ведения работы согласно инструкциям и регламентам. |
||
Знания: основные принципы организации работы; методика проведения инструктажей; порядок организации работ по нарядам и распоряжениям; правила техники безопасности при выполнении работ, требования технических регламентов и инструкций; организационно-распорядительные документы и методические материалы, касающиеся производства геологических работ. |
||
ПК 3.2 Принимать решения по комплектованию структурного подразделения исполнителей и организации работы структурного подразделения
|
Навыки: участия в проведении производственных совещаний; участия в обучении персонала и оценке знаний персонала. |
|
Умения: распределять обязанности для подчиненного персонала; выполнять подбор и расстановку персонала; организовывать взаимодействие персонала с другими подразделениями. |
||
Знания: основы комплектования бригад исполнителей и организации их работы; методики аттестации персонала и рабочих мест; документацию, регламентирующую работу с персоналом. |
||
ПК 3.3 Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда |
Навыки: участия в мероприятиях по обеспечению безопасного выполнения работ; анализа нарушений в работе подразделения; участия в разработке мероприятий по устранению нарушений в работе подразделения. |
|
Умения: оценивать эффективность производственной деятельности персонала подразделения; контролировать, анализировать и оценивать состояние техники безопасности. |
||
Знания: способы повышения эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда. Основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ. |
||
ПК 3.4 Обеспечивать безопасное проведение работ |
Навыки: анализа и оценки качества и экономической эффективности работы структурного подразделения с применением информационно-компьютерных технологий; обеспечения безопасности труда на производственном участке |
|
Умения: обеспечивать выполнение производственных заданий; контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности; осуществлять контроль качества выполняемых работ; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации приборов, оборудования и инструмента, а также контроль их соблюдения; использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач. |
||
Знания: действующие нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации, ГОСТы, ИСО (системы менеджмента качества); основы менеджмента, структура организации; цели и задачи структурного подразделения, рациональные методы планирования и организации производства; механизмы ценообразования, методы нормирования труда, формы и системы оплаты труда; основы управленческого учета; основные технико-экономические показатели производственной деятельности; порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства; задачи и содержание автоматизированной системы управления производством; социально-психологические основы руководства коллективом; правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда, виды и периодичность инструктажа; средства индивидуальной защиты. Законы и иные нормативные правовые акты в области геологического изучения, использования и охраны недр и окружающей среды. |
||
Ведение горно – буровых работ
|
ПК 4.1 Выбирать технологию, оборудование, элементы крепления, инструменты для поверхностных и подземных проходческих работ |
Навыки: выбора технологии и оборудования для горнопроходческих работ. |
Умения: выбирать технологию, оборудование и схемы работы горного и бурового оборудования; организовывать буровые работы в карьере. |
||
Знания: типы врубов и их назначение; классификация горного и бурового оборудования; виды креплений. |
||
ПК 4.2 Принимать меры к предупреждению отказов и аварий |
Навыки: эксплуатации и выявления неисправностей горного оборудования и транспорта. |
|
Умения: эксплуатировать основное и вспомогательное оборудование буровых и проходческих работ; работать с приборами для бурения. |
||
Знания: общее устройство и принцип работы основного бурового и проходческого оборудования. |
||
ПК 4.3 Проводить и контролировать вентиляцию, освещение, водоотлив скважин при проведении горных работ |
Навыки: контроля и проведения вентиляции, освещения и водоотлива геологоразведочных выработок. |
|
Умения: осуществлять с помощью приборов контроль количеством, составом и состоянием рудничного воздуха; проводить расчеты по определению потребного количества воздуха в шахту. |
||
Знания: схемы проветривания подземных рудников; схемы проветривания тупиковых выработок; рудничный и карьерный водоотлив. |
||
ПК 4.4 Оформлять документацию и производить расчеты, связанные с горнопроходческими и буровыми работами |
Навыки: ведения полевой документации скважин и горных выработок. |
|
Умения: оформлять документацию и производить расчеты, связанные с буровыми и горнопроходческими работами; составлять график цикличности работ по проведению подземных горных выработок; составлять паспорта БВР; составлять конструкцию скважин и геолого-технический наряд на бурение скважин. |
||
Знания: содержание, назначение, масштабы и типы технологических схем, планов горных работ; классификацию горной графической документации; алгоритм расчетов, связанных с горнопроходческими работами. |
||
ПК 4.5 Обеспечивать безопасность проведения буровых и горных работ |
Навыки: обеспечивать безопасное ведение горных работ и рациональное извлечение полезных ископаемых из недр. |
|
Умения: обеспечивать безопасное проведение работ по бурению скважин. |
||
Знания: схемы расположения шпуров в забое, назначение шпуров и последовательность их взрывания; основы законодательства об охране труда при проведении буровых и проходческих работах; правила пожарной безопасности; назначение плана ликвидации аварий, порядок его составления и ввода в действие и действия персонала в случае возникновения аварий; ответственность за нарушение требований охраны труда. |
||
ПК 4.6 Выбирать способ разработки месторождений полезных ископаемых |
Навыки: составления проектов геологоразведочных работ. |
|
Умения: производить все операции проходческого цикла при проведении подземных горизонтальных и наклонных горных выработок. |
||
Знания: способы подготовки горных пород к выемке; подземные выработки и способы вскрытия при подземной разработке месторождения. |
||
Умения: Выбор характерных точек рельефа и контуров. Вскрытие и закрытие центра геодезического знака или репера. Установка реек на башмаках, костылях, реперах, кольях, сваях и других выбранных точках местности. Расчистка трассы для визирок. Измерение линий лентой, тросом, шнуром, рулеткой. Вешение линий. Изготовление и установка кольев и визирных вех. Разметка пикетов. Закрепление реперов и пикетов. Участие в промерах при съемке подземных коммуникаций. Погрузка, разгрузка и транспортировка (перенос) полевого снаряжения, оборудования и приборов. Обустройство полевого лагеря. Участие в проверке и установке топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов на точке (пункте) наблюдения. Инструментальная выверка уровня на рейке. Участие в рекогносцировке местности, привязке ориентирных пунктов и измерении высоты знака. Предварительный поиск исходных пунктов. Выбор переходных точек. Руководство работами по расчистке трасс для визирок. Проведение простейших вычислений. Ведение записей в полевом журнале. |
||
Знания: общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах; правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности; правила пользования измерительными инструментами, устройство станков, блоков, штативов; порядок расстановки базисных штативов с целиками; назначение, правила использования, транспортировки, хранения и упаковки топографо-геодезических и маркшейдерских приборов, инструментов и оборудования; порядок расчистки трассы для визирок, установки вех и реек; правила закрепления временных реперов и пикетов. назначение топографо-геодезических и маркшейдерских работ; порядок ведения полевого журнала; правила проверки и установки на точке (пункте) наблюдения топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов; правила и порядок выверки уровня на рейке по отвесу; правила нахождения исходных пунктов и выбора переходных точек; конструкции геодезических и маркшейдерских знаков; методы определения устойчивости и жесткости сигналов; правильность закладки центров и ориентарных пунктов; требования, предъявляемые к условиям видимости и изображений; устройство и правила обращения с гелиотропом, фонарем и отражателями; световую сигнализацию; правила хранения и ухода за отражателями, аккумуляторами и элементами питания; правила выполнения метеорологических измерений на пунктах расположения отражателей; методы проверки оптических приборов. |
Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:
- формирование полученных знаний, умений и навыков;
- подготовка к учебным занятиям;
- формирование общих компетенций;
- формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.
Самостоятельная работа студента включает следующие формы:
- подготовку к контрольной работе, к тестированию, зачету;
- подготовку к практическим работам и их оформление;
- изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;
- подготовка рефератов и докладов;
Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его выполнению и осуществляет контроль.
Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология во время рубежного контроля.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование разделов |
Содержание самостоятельной работы |
Форма отчетности (контроля) |
Объем, часов |
Тема 1. .Минералогия и петрография |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Физические свойства минералов - Классы минералов - Класс «Самородные элементы» - Класс «Сульфиды» - Класс «Окислы и гидроокислы» - Класс «Фосфаты» - Класс «Карбонаты» - Класс «Галоиды» - Класс «Силикаты» Структуры и текстуры магматических горных пород - Структуры и текстуры осадочных горных пород - Структуры и текстуры метаморфических горных пород 2.Оформление отчета по практическим работам 2. Подготовка к контрольной работе (тесту) |
Защита реферата
Проверка и защита практических работ Проверка контрольной работы |
15
10
5
|
Тема2. Структурная геология |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): Краткие сведения об аэрометодах. Виды аэросъемок и аэрофотоматериалов. Геологическое дешифрирование. Принципы классификации структурных форм. Деформации горных пород 2. Оформление практических работ
3.Подготовка к контрольной работе (тест)
|
Защита реферата
Проверка и защита лабораторных работ
|
10
10
4
|
Итого |
54 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Назначение реферата
Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы
1. Выбор темы исследования
Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования включает следующие элементы:
- выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;
- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
- литературное оформление исследовательской проблемы;
- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки реферата достаточно изучение 4-5
важнейших статей по избранной проблеме.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только
подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4. Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
- систематизировать его по разделам;
- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
- окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.
- Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).
- Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.
- Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):
· слева - 30 мм;
· справа - 10 мм;
· сверху - 20 мм;
· снизу - 20 мм.
Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.
Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков, видеофильмов, презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию различных видов мышления: системности, критичности, рефлексии, гибкости мышления, умению вести диалог и др.), развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.
КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.
Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.
Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.
В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины (выходной рейтинг – экзамен)
№ |
Вид работы |
Макс. кол-во баллов |
Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости |
100 баллов |
|
Виды работ |
Кол-во баллов по видам работ |
|
1 |
Посещаемость студентов |
10 |
2 |
Практические работы |
40 |
3 |
Самостоятельная работа (рефераты) |
20 (10+10) |
4 |
Итоговый контроль: экзамен |
30 –задание выполнено на 95-100% 20– задание выполнено на 75-95 % 10– задание выполнено на 60-75% |
В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок
Оценка |
Кол-во баллов |
Неудовлетворительно |
Менее 60 |
Удовлетворительно |
70-60 |
Хорошо |
80-70 |
Отлично |
100-90 |
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1.Миловский А.В. Минералогия и петрография. Учебное пособие для техникумов М.: Недра. 1973.
2.Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.
3.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
Издательский Дом «ИнФолио», 2010г
Дополнительные источники:
1. Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
2. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г
3. Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г
4. Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г
5. Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г
Приложение. Образец титульного листа
Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Цикловая комиссия
________________________________________
________________________________________
Дисциплина
________________________________________
________________________________________
РЕФЕРАТ
(прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)
МЕСТОРОЖДЕНИЯ МЕДИ
(тема пишется без слова «тема», прописными буквами,
без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)
Руководитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 2025 г.
Исполнитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 2025 г.
Группа___________________
Бодайбо 2025г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.