Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология я геология
Оценка 4.7

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология я геология

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
другое
Взрослым
01.12.2024
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография   и структурная геология                       я геология
Для студентов геологической специальности
СРС оп05 Минералогия, петрография и структ.геология.doc

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Утверждаю:

Зам. директора

___________ Дружинина Е.К..

«___»_________ 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология

 

 

 

Специальность:

21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» 

Форма обучения:

Очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендованы  методическим  советом 

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

Заключение методического совета,

протокол №___  от «____»_____ 2024 г.

председатель методсовета

______________ /Дружинина Е.К./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо, 2024 г.

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения  России от 26.07.2022 г. № 611 и   утверждено протоколом Федерального учебно-методического  объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена)  21.02.13  «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»,  квалификация  техник - геолог  

 

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик: 

Высотина  Ольга Анатольевна  преподаватель специальных  дисциплин

 

Рецензент:

 

Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин

 

Протокол  № __ от «__» ____________ 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения

4

Перечень заданий для самостоятельной  работы

20

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

21

Использование интернета

22

Контроль  за самостоятельной работой студентов

23

Список рекомендуемой литературы

24

Приложение. Образец титульного листа

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дисциплина ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология входит в общепрофессиональный  цикл  дисциплин по ППССЗ  21.02.13. «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 «Минералогия, петрография и структурная геология» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-                   значение полезных ископаемых в профессиональной деятельности.

-                   иметь представление о геологических процессах, формирующих места полезных ископаемых

-                   четко представлять формы тел разных ископаемых, определяющих способы разведки

-                   иметь представление о метасоматических процессах, сопровождающих образование эндогенных м.п.и

-                   знать эндогенные процессы, ведущие к формированию о м.п.и

-                   четко разбираться в типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок

-                   иметь представление об основных генетических и промышленных типах м.п.и ДВФО РФ

-                   свойства кристаллического вещества, его строение и методы исследования

-                   диагностические признаки основных минералов и горных пород

классификацию минералов и горных пород

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-                   решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности

-                   распознавать горные породы по условиям образования

-                   определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру, главные породообразующие минералы и горные породы

-                   определять физические свойства и морфологию минералов

-                   описывать горные породы и давать им полевое определение.

 

 

Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:

Код

компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания:содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

Освоения студентами профессиональных компетенций:

 

Виды деятельности

Код и наименование

компетенции

Показатели освоения компетенции

Выполнение полевых геологических исследований и камеральная обработка геологических материалов

 

 

 

 

 

 

ПК 1.1 Проводить полевые геологические исследования и работы с получением первичного геологического материала

 

 

 

 

Навыки: полевых и исследовательских работ при поиске и разведке месторождений полезных ископаемых; ориентирования на местности.

Умения: прокладывать маршруты; производить полевое документирование объектов исследования, точек наблюдения; выполнять описание обнажений; определять элементы залегания горных пород; анализировать результаты полевых геологических исследований; самостоятельно осуществлять сбор геологической информации; проводить рекогносцировочный маршрут и привязку по заданным точкам.

Знания: основной классификации и стандартов, применяемые при полевых геологических исследованиях; геологических методов исследований; геологии изучаемого района; передовой отечественный и зарубежный опыт в области проведения геологоразведочных работ; основгеологии, экономики минерального сырья и геологоразведочных работ, сведений о геологии изучаемого района работ, технологию и методику геологоразведочных работ.

ПК1.2 Разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований

 

Навыки: использования современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Умения: разрабатывать методики и техники полевых работ по отдельным методам геологических исследований и применять их на практике.

Знания:технологию и методику геологоразведочных работ; основы планирования и проектирования работ по геологическому изучению недр.

ПК 1.3 Выполнять полевое обследование месторождений полезных ископаемых

Навыки: выполнения геологосъемочных работ.

Умения: оконтуривать месторождения; ориентироваться на местности; пользоваться топографическими картами и планами; пользоваться приборами и инструментом для выполнения полевых обследований; выполнять полевые работы; обрабатывать результаты полевых работ.

Знания: способы и технологию бурения скважин;методика и технику проведения полевых работ; устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; компьютерные технологии при геофизических исследованиях; геологическую, геоморфологическую и экономическую обстановку и полезные ископаемые; основные понятия о системах разведки; методика и техника проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований; принципы и современные методы геологосъемочных и геологоразведочных работ; механизмы формирования и морфологию ореолов рассеяния.

ПК 1.4 Использовать современные технологии поиска и разведки месторождений полезных ископаемых

Навыки: внедрения современных технологий и методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Умения: выбирать и обосновывать методы и комплексы геофизических и геологических исследований для решения горно – технических задач.

Знания: принципы и современные методы; методика и технику проведения полевых работ; методика и технику проведения геологических изысканий, полевых геофизических и камеральных работ; методика гидрогеологических, инженерно-геологических исследований.

ПК 1.5 Выполнять предварительную обработку результатов полевых работ с применением современных программных средств

Навыки: камеральной обработки результатов полевых измерений с применением современных программных средств и компьютерных технологий.

Умения: Предваритель нообрабатывать и анализировать первичный геологический материал. Обрабатывать, анализировать и интерпретировать первичный геологический материал по отдельным методам исследований с получением вторичного геологического материала; обрабатывать результаты измерений в специализированных программах.

Знания: Методология совместного анализа и проектирования при решении сложных геологических задач, оформление и презентация аналитической и проектной документации, порядок и методы обработки полевых материалов, а также геологической документации; наименование и назначение современных программных средств.

ПК 1.6 Проводить описание и замеры объектов геологических наблюдений

Навыки: исследования геологических обнажений; производства замеров объектов наблюдений.

Умения: устанавливать местоположения обнажений и наносить их на карту; зачищать обнажения; определять мощность и характер залегания горных пород; производить описание каждого слоя; составлять литологическое описание слоев; устанавливать принадлежность образца к типу пород, его происхождение.

Знания: порядок описания обнажений; генетические признаки пород; состав и свойства пород; текстуры; классификацию горных пород по размерам зерна.

ПК 1.7 Осуществлять отбор образцов горных пород, керна и всех видов проб

Навыки: отбора образцов и проб и подготовки их к полевым и лабораторным анализам.

Умения: отбирать, обрабатывать и подготавливать пробы; привязывать точки пробоотбора; документировать и нумеровать маршрутные пробы.

Знания: виды опробования, способы и методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов; особенностей пробоотбора для специализированных исследований.

ПК 1.8 Выполнять физический анализ образцов и проб в полевых условиях

Навыки: выполнения физического анализа образцов и проб в полевых условиях.

Умения: анализировать образцы и пробы горных пород физическими методами с соблюдением правил техники безопасности; оценивать содержание полезного ископаемого в пробе; определять отдельные физико-механические свойства породы и руды; пользоваться необходимой справочной литературой при проведении аналитических исследований.

Знания: теоретические основы и законы аналитической химии; методы, аппаратуру и технику выполнения анализов; организацию и методы геохимических исследований.

Подготовка материалов и оборудования для проведения поисково – разведочных работ и геологических исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 2.1 Организовывать и управлять процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием

Навыки: организации и управления процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием.

Умения: изучать проекты геологоразведочных работ; анализировать геологическое задание; определять виды и типы дополнительных материалов по району работ.

Знания: основные сведения о геологии района работ; содержание геологического задания; основные принципы работы в геологических фондах; законы и иные нормативно – правовые акты в области недропользования.

ПК 2.2 Определять виды и типы материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований

Навыки: определения видов и типов материалов, снаряжения, техники и оборудования для проведения геологических исследований.

Умения:комплектовать снаряжение, технику и оборудование в соответствии с геологическим заданием.

Знания: материалы, снаряжение, техники и оборудование для проведения геологических исследований.

ПК 2.3 Осуществлять самостоятельный контроль подготовки материалов и оборудования

 

Навыки: самостоятельного контроля и подготовки материалов и оборудования.

Умения: производить осмотр состояния оборудования до и после выполнения работ, анализировать, выявлять неисправности, контролировать наличие полного комплекта оборудования и вспомогательного оборудования.

Знания: технические паспорта оборудования, порядок проведения поверок.

ПК 2.4 Использовать компьютерные и спутниковые технологии для автоматизации полевых измерений

 

Навыки: проведения геологических съемок с использованием современных приборов, оборудования и технологий; обработки разнородной геологической информации для целей составления и обновления геологических карт.

Умения: использовать электронные методы измерений при геологических съемках;создаватьоригиналы геологических карт в графическом и цифровом виде.

Знания: возможности компьютерных и спутниковых технологий для автоматизации полевых измерений и создания оригиналов геологических карт, инновационные методы геологоразведочных работ.

ПК 2.5 Использовать специальные геологические приборы и инструменты, предназначенные для решения задач поиска и разведки месторождений, выполнять их исследование, поверки и юстировку

Навыки: эксплуатации специальных геологических приборов и инструментов.

Умения: эксплуатировать геологические приборы и инструменты; осуществлять уход и поверки приборов; соблюдать правила хранения и транспортировки.

Знания: Виды, технические характеристики, правила эксплуатации, обслуживания и метрологического обеспечения оборудования, приборов, аппаратуры, используемых при проведении геологических исследований.

Управление персоналом структурного подразделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 3.1 Разрабатывать мероприятия и организовывать работы при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых

 

 

Навыки: планирования мероприятий и организации работ при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых.

Умения: проводить осмотр оборудования, помещений и рабочих мест; мотивировать персонал соблюдать требования правил охраны труда, пожарной безопасности, применения безопасных приемов работы, ведения работы согласно инструкциям и регламентам.

Знания: основные принципы организации работы;

методика проведения инструктажей; порядок организации работ по нарядам и распоряжениям;

правила техники безопасности при выполнении работ, требования технических регламентов и инструкций; организационно-распорядительные документы и методические материалы, касающиеся производства геологических работ.

ПК 3.2 Принимать решения по комплектованию структурного подразделения исполнителей и организации работы структурного подразделения

 

 

Навыки: участия в проведении производственных совещаний; участия в обучении персонала и оценке знаний персонала.

Умения: распределять обязанности для подчиненного персонала; выполнять подбор и расстановку персонала; организовывать взаимодействие персонала с другими подразделениями.

Знания: основы комплектования бригад исполнителей и организации их работы; методики аттестации персонала и рабочих мест; документацию, регламентирующую работу с персоналом.

ПК 3.3 Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда

Навыки: участия в мероприятиях по обеспечению безопасного выполнения работ;

анализа нарушений в работе подразделения;

участия в разработке мероприятий по устранению нарушений в работе подразделения.

Умения: оценивать эффективность производственной деятельности персонала подразделения;

контролировать, анализировать и оценивать состояние техники безопасности.

Знания: способы повышения эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда. Основы экономики минерального сырья и геологоразведочных работ.

ПК 3.4  Обеспечивать безопасное проведение работ

Навыки: анализа и оценки качества и экономической эффективности работы структурного подразделения с применением информационно-компьютерных технологий; обеспечения безопасности труда на производственном участке

Умения: обеспечивать выполнение производственных заданий; контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности; осуществлять контроль качества выполняемых работ; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации приборов, оборудования и инструмента, а также контроль их соблюдения; использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач.

Знания: действующие нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации, ГОСТы, ИСО (системы менеджмента качества); основы менеджмента, структура организации; цели и задачи структурного подразделения, рациональные методы планирования и организации производства; механизмы ценообразования, методы нормирования труда, формы и системы оплаты труда; основы управленческого учета; основные технико-экономические показатели производственной деятельности; порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства; задачи и содержание автоматизированной системы управления производством; социально-психологические основы руководства коллективом; правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда, виды и периодичность инструктажа; средства индивидуальной защиты. Законы и иные нормативные правовые акты в области геологического изучения, использования и охраны недр и окружающей среды.

Ведение горно – буровых работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 4.1 Выбирать технологию, оборудование, элементы крепления, инструменты для поверхностных и подземных проходческих работ

Навыки: выбора технологии и оборудования для горнопроходческих работ.

Умения: выбирать технологию, оборудование и схемы работы горного и бурового оборудования; организовывать буровые работы в карьере.

Знания: типы врубов и их назначение; классификация горного и бурового оборудования; виды креплений.

ПК 4.2 Принимать меры к предупреждению отказов и аварий

Навыки: эксплуатации и выявления неисправностей горного оборудования и транспорта.

Умения: эксплуатировать основное и вспомогательное оборудование буровых и проходческих работ; работать с приборами для бурения.

Знания: общее устройство и принцип работы основного бурового и проходческого оборудования.

ПК 4.3 Проводить и контролировать вентиляцию, освещение, водоотлив скважин при проведении горных работ

Навыки: контроля и проведения вентиляции, освещения и водоотлива геологоразведочных выработок.

Умения: осуществлять с помощью приборов контроль количеством, составом и состоянием рудничного воздуха; проводить расчеты по определению потребного количества воздуха в шахту.

Знания: схемы проветривания подземных рудников; схемы проветривания тупиковых выработок; рудничный и карьерный водоотлив.

ПК 4.4 Оформлять документацию и производить расчеты, связанные с горнопроходческими и буровыми работами

Навыки: ведения полевой документации скважин и горных выработок.

Умения: оформлять документацию и производить расчеты, связанные с буровыми и горнопроходческими работами; составлять график цикличности работ по проведению подземных горных выработок; составлять паспорта БВР; составлять конструкцию скважин и геолого-технический наряд на бурение скважин.

Знания: содержание, назначение, масштабы и типы технологических схем, планов горных работ; классификацию горной графической документации; алгоритм расчетов, связанных с горнопроходческими работами.

ПК 4.5 Обеспечивать безопасность проведения буровых и горных работ

Навыки: обеспечивать безопасное ведение горных работ и рациональное извлечение полезных ископаемых из недр.

Умения: обеспечивать безопасное проведение работ по бурению скважин.

Знания: схемы расположения шпуров в забое, назначение шпуров и последовательность их взрывания; основы законодательства об охране труда при проведении буровых и проходческих работах; правила пожарной безопасности; назначение плана ликвидации аварий, порядок его составления и ввода в

действие и действия персонала в случае возникновения аварий; ответственность за нарушение требований охраны труда.

ПК 4.6 Выбирать способ разработки месторождений полезных ископаемых

Навыки: составления проектов геологоразведочных работ.

Умения: производить все операции проходческого цикла при проведении подземных горизонтальных и наклонных горных выработок.

Знания: способы подготовки горных пород к выемке; подземные выработки и способы вскрытия при подземной разработке месторождения.

Умения: Выбор характерных точек рельефа и контуров. Вскрытие и закрытие центра геодезического знака или репера. Установка реек на башмаках, костылях, реперах, кольях, сваях и других выбранных точках местности. Расчистка трассы для визирок. Измерение линий лентой, тросом, шнуром, рулеткой. Вешение линий. Изготовление и установка кольев и визирных вех. Разметка пикетов. Закрепление реперов и пикетов. Участие в промерах при съемке подземных коммуникаций. Погрузка, разгрузка и транспортировка (перенос) полевого снаряжения, оборудования и приборов. Обустройство полевого лагеря. Участие в проверке и установке топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов на точке (пункте) наблюдения. Инструментальная выверка уровня на рейке. Участие в рекогносцировке местности, привязке ориентирных пунктов и измерении высоты знака. Предварительный поиск исходных пунктов. Выбор переходных точек. Руководство работами по расчистке трасс для визирок. Проведение простейших вычислений. Ведение записей в полевом журнале.

Знания: общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах; правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности; правила пользования измерительными инструментами, устройство станков, блоков, штативов; порядок расстановки базисных штативов с целиками; назначение, правила использования, транспортировки, хранения и упаковки топографо-геодезических и маркшейдерских приборов, инструментов и оборудования; порядок расчистки трассы для визирок, установки вех и реек; правила закрепления временных реперов и пикетов. назначение топографо-геодезических и маркшейдерских работ; порядок ведения полевого журнала; правила проверки и установки на точке (пункте) наблюдения топографо-геодезических и маркшейдерских приборов и инструментов; правила и порядок выверки уровня на рейке по отвесу; правила нахождения исходных пунктов и выбора переходных точек; конструкции геодезических и маркшейдерских знаков; методы определения устойчивости и жесткости сигналов; правильность закладки центров и ориентарных пунктов; требования, предъявляемые к условиям видимости и изображений; устройство и правила обращения с гелиотропом, фонарем и отражателями; световую сигнализацию; правила хранения и ухода за отражателями, аккумуляторами и элементами питания; правила выполнения метеорологических измерений на пунктах расположения отражателей; методы проверки оптических приборов.

 

Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:

-       формирование полученных знаний, умений и навыков;

-       подготовка к учебным занятиям;

-       формирование общих компетенций;

-       формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.

Самостоятельная работа студента включает следующие формы:

-       подготовку к контрольной работе, к тестированию,  зачету;

-       подготовку к практическим работам и их оформление;

-       изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;

-       подготовка рефератов и докладов;

Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его  выполнению и осуществляет контроль.

Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Минералогия, петрография и структурная геология во время рубежного контроля.

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Наименование разделов

Содержание самостоятельной работы

Форма

отчетности (контроля)

Объем, часов

Тема 1. .Минералогия и петрография

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Физические свойства минералов

-        Классы минералов

-        Класс  «Самородные элементы»

-        Класс  «Сульфиды»

-         Класс  «Окислы и гидроокислы»

-        Класс  «Фосфаты»

-        Класс  «Карбонаты»

-        Класс  «Галоиды»

-        Класс  «Силикаты» Структуры и текстуры магматических  горных пород

-        Структуры и текстуры осадочных горных пород

-        Структуры и текстуры метаморфических горных пород

2.Оформление отчета по практическим работам

2.      Подготовка к контрольной работе (тесту)

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита практических работ

Проверка контрольной работы

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

5

 

 

 Тема2. Структурная геология

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): Краткие сведения об аэрометодах. Виды аэросъемок и аэрофотоматериалов. Геологическое дешифрирование. Принципы классификации структурных форм.

Деформации горных пород

2.      Оформление практических работ

 

3.Подготовка к контрольной работе (тест)

 

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита лабораторных работ

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

4

 

 

Итого

54

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

 

Назначение реферата

Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

1.    Выбор темы исследования

Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2.    Планирование исследования включает следующие элементы:

-         выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;

-         сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

-         анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

-         литературное оформление исследовательской проблемы;

-         обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).

 

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

-        введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

-        основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

-        заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

-         знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

-         исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

-         обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. 

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.
         При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала

          При обработке полученного материала автор должен:

-         систематизировать его по разделам;

-         выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

-         определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

-         уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

-         сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

-         окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

-         Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.

-         Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).

-         Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.

-         Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):

·       слева -    30 мм;

·       справа - 10 мм;

·       сверху -  20 мм;

·       снизу -    20 мм.

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА

Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.

 Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков,  видеофильмов,  презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию  различных видов мышления: системности,  критичности,  рефлексии, гибкости мышления,  умению вести диалог и др.),    развития  мыслительных операций:  анализа,    сравнения,  синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.

 

 

КОНТРОЛЬ   ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.

Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.

Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.

 

В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины (выходной рейтинг – экзамен)

Вид работы

Макс. кол-во баллов

Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Практические работы

40

3

Самостоятельная работа (рефераты)

20 (10+10)

4

Итоговый контроль: экзамен 

30 –задание выполнено на 95-100%

20– задание выполнено на 75-95 %

10– задание выполнено на 60-75%

 

В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок

Оценка

Кол-во баллов

Неудовлетворительно

Менее 60

Удовлетворительно

70-60

Хорошо

80-70

Отлично

100-90

 

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные источники:

1.Миловский А.В. Минералогия и петрография. Учебное пособие для техникумов М.: Недра. 1973.

2.Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.

3.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»

Издательский Дом «ИнФолио», 2010г

 

Дополнительные источники:

1.             Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.

2.             Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г

3.             Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г

4.             Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г

5.             Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Образец титульного листа

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

 Цикловая комиссия

                                                                                                    ________________________________________

 

                                                                                                       ________________________________________

 

  Дисциплина

________________________________________

 

________________________________________

                                                                        

 

 

 РЕФЕРАТ

 (прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)

 

МЕСТОРОЖДЕНИЯ МЕДИ

 (тема пишется без слова «тема», прописными буквами,

без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)   

 

Руководитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

«_____»___________ 2025 г.                                          

Исполнитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

 «_____»___________ 2025 г.                           

 

Группа___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо 2025г.

 


Министерство образования Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины

Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 4

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина

Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:

Систематическое изучение данной дисциплины, включая самостоятельную работу, позволит студенту соответствовать требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом в области освоения студентами общих компетенций:

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных…

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных…

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

ПК 1.1 Проводить полевые геологические исследования и работы с получением первичного геологического материала

ПК 1.1 Проводить полевые геологические исследования и работы с получением первичного геологического материала

Знания: способы и технологию бурения скважин;методика и технику проведения полевых работ; устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; компьютерные технологии при…

Знания: способы и технологию бурения скважин;методика и технику проведения полевых работ; устройство аппаратуры и оборудования для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; компьютерные технологии при…

Навыки: камеральной обработки результатов полевых измерений с применением современных программных средств и компьютерных технологий

Навыки: камеральной обработки результатов полевых измерений с применением современных программных средств и компьютерных технологий

Знания: виды опробования, способы и методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов; особенностей пробоотбора для специализированных исследований

Знания: виды опробования, способы и методики отбора, консервирования, транспортировки и хранения проб и образцов; особенностей пробоотбора для специализированных исследований

ПК 2.1 Организовывать и управлять процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием

ПК 2.1 Организовывать и управлять процессами подготовки геологических материалов, снаряжения, техники и оборудования в соответствии с полученным заданием

Навыки: эксплуатации специальных геологических приборов и инструментов

Навыки: эксплуатации специальных геологических приборов и инструментов

ПК 3.1 Разрабатывать мероприятия и организовывать работы при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых

ПК 3.1 Разрабатывать мероприятия и организовывать работы при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых

Знания: действующие нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации,

Знания: действующие нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации,

Ведение горно – буровых работ

Ведение горно – буровых работ

Знания: содержание, назначение, масштабы и типы технологических схем, планов горных работ; классификацию горной графической документации; алгоритм расчетов, связанных с горнопроходческими работами

Знания: содержание, назначение, масштабы и типы технологических схем, планов горных работ; классификацию горной графической документации; алгоритм расчетов, связанных с горнопроходческими работами

Расчистка трассы для визирок. Измерение линий лентой, тросом, шнуром, рулеткой

Расчистка трассы для визирок. Измерение линий лентой, тросом, шнуром, рулеткой

Знания: общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах; правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности; правила пользования измерительными инструментами, устройство станков, блоков, штативов; порядок…

Знания: общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах; правила выбора характерных точек рельефа и контуров местности; правила пользования измерительными инструментами, устройство станков, блоков, штативов; порядок…

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

Оформление реферата При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил: -

Оформление реферата При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил: -

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение. Образец титульного листа

Приложение. Образец титульного листа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2024