Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 232
Федеральной службы исполнения наказаний
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы материаловедения швейного производства
для профессий среднего профессионального образования
общепрофессионального цикла
29.01.34
«Оператор оборудования швейного производства»
2024 г.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 29.01.34 Оператор оборудования швейного производства (по видам), утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 18.09.2023 г. № 698. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой учебной практики для обучающихся из числа осужденных к лишению свободы.
Организация – разработчик: ФКП образовательное учреждение № 232
Разработчик: Муратова Л.В., преподаватель ФКП образовательного учреждения № 232
Рецензенты:
внутренний – Царькова О.В – зам. директора ФКП образовательного учреждения № 232
внешний – Мухортов А.В. – заместитель начальника -, начальник центра ФКУ ИК-15
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 11
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.02 Основы материаловедения швейного производства является обязательной частью общепрофессионального цикла в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 29.01.34 Оператор оборудования швейного производства (по видам)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны освоить элементы следующих профессиональных компетенций (ПК):
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 |
Подготовка и обслуживание раскройного оборудования и автоматизированных раскройных комплексов |
ПК 1.3 |
ПК 1.3 Выполнять контроль соответствия эксплуатационно-технологических параметров швейного оборудования |
ВД 2 |
Ведение технологического процесса обработки деталей средней сложности вручную и на швейном оборудовании, на автоматическом и полуавтоматическом оборудовании для производства изделий и одежды из текстильных материалов |
ПК 2.1 |
ПК 2.1. Контролировать соответствие производственному заданию размерных характеристик, качества материалов, полуфабрикатов и выполненных операций. |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны освоить элементы следующих общих компетенций (ОК):
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов (ЛР):
Код |
Наименование личностных результатов |
ЛР 3 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий поведение честного партнера, отрицающий и не приемлющий коррупцию, как способ достижения цели |
ЛР 4 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 7 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности |
ЛР 13 |
Принимающий осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; проявляющий отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к продолжению образования, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 15 |
Проявляющий способность самостоятельно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности
|
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК |
Код умений |
Умения |
Код знаний |
Знания |
ПК 1.3, ПК 2.1; ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07 |
У1
У2
У3
|
- распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; - определять пороки материалов; - подбирать материалы для изготовления высококачественны х изделий; - сочетать материалы по |
З1
З2
З3
|
- способы производства различных материалов для швейных изделий; - особенности строения, свойства, классификацию и область применения материалов; - ассортимент основных и |
|
У4 |
назначению цвету, фактуре и фурнитуре |
З4
З5 |
вспомогательных материалов; - требования, предъявляемые к материалам для швейных и трикотажных изделий; - показатели качества материалов |
Знания и умения при освоении общих компетенций:
Код компетенций |
Формулировка компетенции |
Код |
Знания, умения |
ОК01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Уо01.01 |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; |
Уо01.02 |
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; |
||
Уо01.03 |
Определять этапы решения задачи; |
||
Уо01.04 |
Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; |
||
Уо01.05 |
Составлять план действия; |
||
Уо01.06 |
Определять необходимые ресурсы; |
||
Уо01.07 |
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; |
||
Уо01.08 |
Реализовывать составленный план; |
||
Уо01.09 |
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); |
||
Зо01.01 |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; |
|
|
Зо01.02 |
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; |
Зо01.03 |
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; |
||
Зо01.04 |
Методы работы в профессиональной и смежных сферах; |
||
Зо01.05 |
Структуру плана для решения задач; |
||
Зо01.06 |
Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 02 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Уо02.01 |
Умения: определять задачи для поиска информации; |
Уо02.02 |
определять необходимые источники информации; |
||
Уо02.03 |
Планировать процесс поиска, структурировать получаемую информацию; |
||
Уо02.04 |
выделять наиболее значимое в перечне информации; |
||
Уо02.05 |
оценивать практическую значимость результатов поиска; |
||
Уо02.06 |
оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; |
||
Уо02.07 |
использовать современное программное обеспечение; |
||
Уо02.08 |
Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач |
||
Зо02.01 |
Знания: номенклатура информационных источников, |
||
Зо02.02 |
Приемы структурирования информации; |
||
Зо02.03 |
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; |
||
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Уо04.01 |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; |
Уо04.02 |
Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
||
Зо04.01 |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности |
||
Зо04.02 |
Основы проектной деятельности |
||
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению , применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Уо07.01 |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; |
Уо07.02 |
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; |
||
Уо07.03 |
Организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона |
||
Зо07.01 |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; |
||
Зо07.02 |
Знать основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; |
||
Зо07.03 |
Пути обеспечения ресурсосбережения; |
||
Зо07.04 |
Принципы бережливого производства; |
Виды деятель ности |
Код и наименование компетенции |
Код |
Показатели освоения компетенции |
ВД 2 |
ПК 2.1. Выбирать рациональные способы технологии и технологические |
У3.1.02 |
Умения: Выбирать рациональные способы технологии и технологических режимов производства изделий в зависимости от вида и свойств материалов; |
|
режимы производства швейных изделий. |
У3.1.03 |
Подбирать комплект материалов для изготовления изделия, рекомендации по уходу за изделием; |
З3.1.01 |
Знания: способы обработки различных видов одежды |
||
З3.1.02 |
Технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; |
||
З3.1.03 |
Свойства различных материалов и принципы обращения с ними при раскрое, шитье, влажнотепловой обработке; |
||
З3.1.04 |
Конфекционирование; |
1.1.4. Планируемые личностные результаты
Код |
Наименование личностных результатов |
ЛР 4 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 7 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 13 |
Принимающий осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; проявляющий отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к продолжению образования, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 15 |
Проявляющий способность самостоятельно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности |
ЛР 16 |
Проявляющий готовность восполнить потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных специалистах, способных мобильно реагировать на постоянные изменения в обществе |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
|
Объем в часах |
Объем образовательной общепрофессиональной дисциплины |
программы |
66 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
|
18 |
теоретическое обучение |
|
48 |
Консультация |
|
- |
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
|
2.2 Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся (лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки,
|
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Основные виды волокнистых сырьевых материалов |
66/18 |
ПК.1.3, ПК 2.1, ОК.01, ОК.02, ОК.04, ОК.05, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14,
ОК.04, ОК.05, ОК.07, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 16
ПК.1.3, ПК 2.1 ОК.01, ОК.04, ОК.05, ОК.07, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 16
ПК..1,3 ПК 2.1 ОК.01, ОК.04, ОК.05, ОК.07, ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР15, ЛР 16
ПК.13 ПК 2.1, ОК.01, ОК.02, ОК.07, ЛР 13, ЛР 14, ЛР15, ЛР 16
ПК.2.1, ПК 3.1, ОК.01, ОК.02, ОК.04, ОК.07, ЛР 4 ЛР 4, ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14,
|
||
Тема 1.1. Общие сведения о волокнах
|
Содержание учебного материала |
8/2 |
||
1 |
Введение. Классификация волокон. Применение новых волокон в легкой промышленности |
2 |
||
2 |
Натуральные волокна. Происхождение и распознавание волокон, назначение. Химические волокна. Классификация и применение. |
4 |
||
3 |
Практические занятия |
2 |
||
1 2 |
Исследование строения натуральных волокон. Исследование строения химических волокон. |
|
||
Раздел 2. Основы технологии производства тканых материалов |
26/6 |
|||
Тема 1.2. Основы технологии прядильного производства |
Содержание учебного материала |
10/4 |
||
1 |
Прядение Классификация волокон по признакам. Процесс прядения волокон. |
2 |
||
2 |
Ткачество Процесс ткачества. Дефекты ткачества.. |
2 |
||
3 |
Отделка тканей Процесс отделки тканей. Дефекты при отделке тканей |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
||
1 2
|
Исследование образцов пряжи и нитей. Исследование образцов тканей. Определение характера отделки, направления нитей основы и лицевой стороны. |
|
||
Тема 1.3. Состав, строение и свойства тканей |
Содержание учебного материала |
12/2 |
||
1 |
Состав тканей Классификация волокнистого состава тканей. Методы определения волокнистого состава. |
2 |
||
2 |
Строение тканей Ткацкие переплетения. Размерные характеристики тканей. |
2 |
||
3 |
Свойства тканей Механические свойства тканей. Физические свойства тканей. Технологические свойства тканей. |
6 |
||
|
Практические занятия Анализ волокнистого состава тканей. Исследование образцов тканей. Определение механических, физических ,технологических свойств. |
2 |
||
1 2
|
|
|||
Тема 1.4. Качество текстильных материалов |
|
Содержание учебного материала |
4/- |
|
1 |
Стандартизация и качество текстильных материалов |
2 |
||
2 |
Сортность тканей |
2 |
||
Раздел 3 Классификация и ассортимент материалов для одежды |
32/10 |
|||
Тема 1.5. Ассортимент тканей и других швейных материалов
|
Содержание учебного материала |
28/8 |
||
1 |
Бельевые и льняные ткани Ассортимент бельевых и льняных тканей. Требования к тканям. Хлопчатобумажные ткани. Общая характеристика и применение. |
2 |
||
2 |
Шерстяные и щёлковые ткани Ассортимент шерстяных и шелковых тканей. Общая характеристика и применение. |
2 |
||
3 |
Плащевые и курточные ткани Материалы с пленочным покрытием. Кожа. |
4 |
||
4 |
Утепляющие материалы Ассортимент, свойства, применение. |
2 |
||
5 |
Прокладочные материалы Ассортимент, свойства, назначение |
2 |
||
6 |
Трикотажные полотна. Подкладочные материалы Нетканые материалы. |
6 |
||
7 |
Швейные нитки. Клей и клеевые материалы. Отделочные материалы. Фурнитура. |
6 |
||
|
1 2 3 4 5 6 |
Практические занятия Изучение и анализ ассортимента бельевых и сорочечных тканей. Изучение и анализ ассортимента костюмных тканей. Изучение и анализ ассортимента пальтовых тканей. Изучение и анализ ассортимента плащевых и курточных тканей. Изучение и анализ ассортимента трикотажных полотен, нетканых полотен. Изучение и анализ ассортимента фурнитуры |
8 |
|
Тема 1.6. Выбор материалов для швейного изделия |
|
Содержание учебного материала |
4/2 |
|
1 |
Конфекционирование Принципы выбора материалов, их применение в производстве швейной отрасли |
2 |
||
|
Практическое занятие Выбор материалов для швейного изделия |
2 |
||
Самостоятельная работа при изучении разделов: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы: составление кроссвордов; работа с таблицами, схемами; изучение нормативной литературы; заполнение таблиц по характеристике мктериала, подготовка сообщений по пройденным темам дисциплины; работа с тестами, справочниками и методическими пособиями по дисциплине. |
10 |
|||
Всего |
66/18 часов |
|
||
Промежуточная аттестация - Дифференцированный зачёт |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы материаловедения швейного производства», оснащенный:
рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием; доска для мела, инструменты и оборудование для работы на практических и лабораторных занятиях (лупы, пинцет, толщиномер; спиртовка).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основная литература:
1. Бузов Б.А. Материалы для одежды. Ткани: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2022- 224с.
2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М. : Издательский центр «Академия», 2022 – 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М. : Издательский центр «Академия», 2022 – 288 с. - https://academiamoscow.ru/catalogue/4917/631463/.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бессонова Н.Г. Материалы для отделки одежды: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2020 – 144с.
2. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий лёгкой промышленности - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320с.
3. Жихарев А.П. и др. Материаловедение. Швейное производство - М.:Издательский центр «Академия»,2005.- 237с.
4.Орленко, Л. В.Конфекционирование материалов для одежды : учебное пособие/
Л. В. Орленко, Н. И. Гаврилова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020.
7. Стельмашенко В.И. Практикум по материалам для одежды и конфекционированию: уч.пособие. -М. ИНФРА-М, 2019г.-144с
8. Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование : учебник для академического бакалавриата / В. И. Стельмашенко, Т. В. Розаренова ; под общ. ред. Т. В. Розареновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 308 с.
9. Труевцева М.А. Материаловедение. Рабочая тетрадь :уч.пособие- М.: ИНФРАМ,2022г.-316с.
Электронные ресурсы:
1. Электронный ресурс о моде – URL: https://www.fashion-fashion.ru/;
2. Библиотека легкой промышленности: портал [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: T-STILE.info, свободный;
3. Электронный ресурс журнала «Швейная промышленность» – URL: www.legprominfo.ru;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Умения: распознавать и классифицировать материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды тканей; подбирать материалы для изготовления высококачественных изделий; - сочетать материалы по назначению цвету, фактуре и фурнитуре Знания: - способы производства различных материалов для швейных изделий; - особенности строения, свойства, классификацию и область применения материалов; - ассортимент основных и вспомогательных материалов; - требования, предъявляемые к материалам для швейных изделий; - показатели качества материалов |
Сопоставление свойств различных материалов с их строением; определение вида материала по мерее (лицевому покрытию) и исходному сырью; установление классификационных признаков материалов в соответствии с характерными свойствами; классификация материалов в соответствии с основными ассортиментными группами; установление связи физико-механических свойств материалов с потребительскими свойствами изделий; правильный выбор материалов в соответствии с назначением изделий; распознавание и классификация материалов для швейного производства по их характеристике и происхождению; соответствие свойств основных и вспомогательных материалов действующим стандартам; понимание способов и технологии производства различных материалов; установление требований к материалам в соответствии с их назначением; соответствие показателей качества материалов для швейных изделий действующим стандартам |
Наблюдение за действиями студента при выполнении практических и лабораторных работ; защита презентаций; |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности |
Выбор (самостоятельно или с помощью наставника) и применение в образовательном процессе |
Устный опрос Экспертная оценка по результатам |
применительно к различным контекстам |
рациональных методов и способов решения профессиональных задач; демонстрация ответственности за принятые решения; планирование и четкое выполнение учебной работы в соответствии с целями и задачами профессионального модуля, достижение поставленной цели; самооценка эффективности собственной деятельности по качественным и количественным показателям; совпадение результатов самооценки и экспертной оценки |
наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Результативность информационного поиска в локальной сети, сети Интернет; структурирование (самостоятельно или с помощью наставника) полученной информации, оценка её практической значимости; решение профессиональных задач с применением информационных технологий |
Экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Обсуждение и решение профессиональных задач при сотрудничестве с коллегами обучающимися, наставниками, социальными партнерами, клиентами; выполнение индивидуальных и групповых заданий в установленные сроки; соблюдение учебной и трудовой дисциплины, правил поведения; анализ и оценка собственной деятельности и членов команды по качественным и количественным показателям; совпадение результатов самооценки и экспертной оценки |
выполнение практических работ; выполнение и защита презентаций; |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Формулирует требования к материалам, показатели свойств и критерии их оценки. Даёт рекомендации по раскрою, шитью, влажно-тепловой обработке, конфекционированию. Излагает принципы бережливого производства |
Устный опрос Экспертная оценка по результатам наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.