Профессиональное выгорание педагогов
Оценка 4.7

Профессиональное выгорание педагогов

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
11.01.2023
Профессиональное выгорание педагогов
Профессиональное выгорание является частью эмоционального – это хроническое физико-психическое истощение. Учитель находится в группе риска, как и любой другой представитель «помогающей» профессии. Не только внешние, но и внутренние факторы могут спровоцировать риск.
Профессиональное выгорание педагогов.docx

Профессиональное выгорание педагогов.

Профессиональное выгорание является частью эмоционального – это хроническое физико-психическое истощение. Учитель находится в группе риска, как и любой другой представитель «помогающей» профессии (врач, психолог, психотерапевт, волонтер), из-за необходимости постоянно вступать в сложные коммуникации, из-за конфликтов с детьми, родителями, администрацией, отложенного результата труда. У многих психологов есть классические «маркеры» выгорания, такие как хроническая усталость, перенапряжение, деперсонализация (ощущение отстраненности от людей), нежелание вовлекаться в эмоциональную коммуникацию, редукция профессионализма (снижение эффективности работы). Это сопровождается растущим чувством бессмысленности труда и собственной бесполезности. Не только внешние, но и внутренние факторы могут спровоцировать риск выгорания: например, эмоциональная нестабильность, низкий уровень экстраверсии, высокая ригидность (негибкость), перфекционизм (стремление быть идеальным во всем).

С точки зрения Бабич Ольги Игоревны - кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права, синдром эмоционального выгорания представляет собой сложное по своей структуре образование, состоящее из совокупности ряда негативных переживаний, вызванных тем или иным видом перегрузки. Это своего рода ответная реакция на продолжительный стресс, возникающий в межличностных коммуникациях, соответственно ярче всего выгорание проявляется у представителей профессий, относящихся к постоянному взаимодействию с другими людьми.

Компания Яндекс в 2020 году в рамках программы «Я учитель», которая направлена на развитие и обучение учителей и их поддержку, проводила большую бесплатную диагностику гибких компетенций. Прошли ее более 120000 педагогов. В конце исследования они отвечали на вопрос «по каким еще направлениям вы бы хотели пройти диагностику?», и на первом месте оказался запрос на диагностику профессионального выгорания. Конечно, во многом специалисты связывают такой запрос со сложной в то время ситуацией, а именно первой волной ковида. Но вот сейчас прошло 2,5 года и, очевидно, что мы все пребываем в еще большем стрессе. Но профессия учителя во все времена вообще предрасположена к выгоранию. Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий системы «человек-человек». А у  учителей вообще очень сложная коммуникативная задача. Необходимо одновременно выстраивать отношения с учениками, их родителями, коллегами, администрацией.

Большая часть рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, многозадачность. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, современные педагогические технологии.

При такой высокой напряженности, конечно, люди этой профессии в большей мере подвержены влиянию синдрома профессионального выгорания.

В рамках второго интенсива программы по развитию педагогов «Я учитель», который прошел осенью 2020 года, было проведено исследование профессионального выгорания учителей. В данной диагностике использовался тест, который был построен на основе методики так называемого ипсативного шкалирования, что существенно снижает вероятность ориентации респондентов на социально желательные ответы. Тест позволил оценить не только компоненты выгорания, но и его причины.

Оценка выгорания проводилась по четырем его компонентам:

Неудовлетворённость условиями

Проверяется, насколько человеку комфортно работать в тех условиях, в которых он находится. Это и нагрузка, и режим рабочего дня, и то, что работу зачастую приходится брать на дом. А также насколько комфортные условия созданы непосредственно на рабочем месте. Освещение, температура, состояние ремонта и так далее.

Формальное отношение к работе

Если есть перенасыщенность бюрократией, если есть задачи, смысл которых для учителя непонятен, он считает их бесполезной тратой времени, это все влияет на повышение формального отношения к обязанностям. Как говорится «для галочки».

Отстранённость от организации

Если педагог чувствует, что школа в лице администрации не представляет его интересы, не защищает его, если он понимает, что никаким образом не может повлиять на те решения, которые принимаются в организации, все это формирует у работников отстраненность и чем она выше, тем сильнее он дистанцируется и, возможно, хочет поменять работу.

Эмоциональная усталость

Это то, насколько педагог готов эмоционально включаться в те вопросы и задачи, которые встают перед ним каждый день. Насколько учитель готов эмоционально включаться в общение с детьми, поддерживать их в сложных ситуациях, вместе с ними радоваться. Или единственное желание уже закрыться и чтобы никто не трогал. Здесь должно быть очень важное уточнение. Мы все устаем и, если эти чувства человек испытывает не постоянно,   то это является нормой и ничего страшного, в общем, в этом нет.

Вот по этим четырем блокам учителя проходили диагностику и получили результат не только по выгоранию в целом, но и по каждой из этих четырех составляющих.

Результаты диагностики уровня выгорания

Более 35000 учителей прошли в итоге этот тест и вот какие обобщенные выводы специалисты, проводившие диагностику, сделали по стране. Понятно, что на такой большой выборке это средняя температура по больнице, но, тем не менее, эти выводы довольно интересны и информативны.

В ходе исследования выяснилось, что у 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе — то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать. Выгоранию оказались

подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа:и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков.

Если сравнить результаты учителей с разным стажем , то можно увидеть, что процент выгоревших в каждой группе в среднем равен 75%.Из тех педагогов, которые проработали в школе менее трёх лет, 74% уже столкнулись с выгоранием (см. диаграмму 1). Это очень печально и означает, что учителя, независимо от стажа , находятся в очень тяжелой с точки зрения выгорания ситуации и молодые специалисты часто уходят из школы, чтобы попробовать реализовать себя в другой профессии.

Острая фаза выгорания характеризуются следующими признаками:

- Сильное падение эффективности работы, в крайнихслучаях — уклонение от работы.

- Конфликты с родителями учеников и коллегами.

- Обезличивание детей и обесценивание их успехов. Когда для учителя  все  становятся как будто на одно лицо. В таком положении невозможно проявлять эмпатию или искать индивидуальный подход к ученику. Это, на мой взгляд, конечно, самое опасное. Дети не должны страдать от нашего выгорания. Здесь можно организовать неформальное взаимодействие с учениками. Общение вне привычного формата урока может позволить учителю по-новому взглянуть на детей, увидеть их интересы и устремления ― и, как следствие, вернуть интерес к работе.

- Выключенность из жизни школы.       

Сейчас в России более резистентными к выгоранию оказываются педагоги с большим стажем работы ― те, кто встретил тяжёлые 90-е годы молодым, но сформировавшимся специалистом. Они, как правило, справляются с выгоранием и продолжают работать. Недавние выпускники педагогических вузов оказываются в этом смысле менее устойчивыми. С другой стороны, опытных педагогов может подтолкнуть к выгоранию переход на электронный документооборот, который требует от учителей гораздо больших усилий и времени.

Стаж не влияет на уровень эмоциональной усталости, степень отстранённости от организации и склонность к формальному отношению к задачам. Однако с увеличением опыта работы у педагогов растёт недовольство её условиями: среди тех, кто проработал в школе свыше 31 года, недовольных 60% (против 42% среди тех, чей стаж меньше трёх лет) (см. диаграмму 2).

Если мы посмотрим результаты диагностики по компонентам выгорания, то единственная составляющая зоны риска, которая приходится на небольшое количество учителей – это недовольство условиями. Здесь все чуть лучше, чем в остальных составляющих.

Если сравнивать показатели учителей начальных классов и учителей средней и старшей школы, видно, что тоже ситуация довольно ровная.

«Выгорающий» педагог на первоначальной стадии, как правило, не осознает симптомы профессионального выгорания и изменения в этот период легче заметить со стороны.

Наблюдательность и эмпатия руководителя и коллег — лучший метод диагностики эмоциональных отклонений. Есть перечень типичных симптомов выгорания: потеря интереса, апатия, отсутствие желаний, эмоциональная обедненность, когда человек не дает и не получает никаких положительных эмоций, не радуется результатам работы. Но как определить, что сотрудник выгорел, если он, например, интроверт и не проявляет ярко свои эмоции? У выгорания много масок, оно может протекать по-разному, в зависимости от психотипа и характера человека. Поэтому эмпатия как элемент корпоративной культуры становится очень важна -восприимчивость к эмоциональному состоянию окружающих поможет вовремя отследить возможные отклонения. Инициирует внедрение эмпатии, безусловно, руководитель, и он же с помощью собственного примера распространяет такой подход на всю команду.

Но если все-таки, учитель наблюдает у себя устойчивые признаки профессионального выгорания, существует очень много способов и инструментов для того, чтобы себе помочь. Если человек осознает свою проблему, он может обратиться за помощью к коллегам, руководству или попытаться помочь себе самому. Дыхательные практики, спорт, трудотерапия, хобби, общение с друзьями и близкими – это то, что может помочь разгрузить психику человека. Ну и, конечно, общение с природой. Ничего более совершенного, чем природа в нашем мире нет.  И мы – ее часть. Учеными доказано, что пребывание на природе, созерцание ее умиротворяющей красоты благоприятно влияют на нервную систему и психику человека.

Также необходимо осознать, что именно провоцирует выгорание и понять, возможно ли повлиять на это или какие-то моменты принять и начать относиться к ним легче. Вообще, я убеждена, что мы сами формируем наше мышление.  И если оно позитивное, человек старается прежде всего смотреть на ошибки и неудачи как на жизненные уроки, в проблемах видеть цели и задачи, а в препятствиях на своем пути — новые возможности.  В наше сложное время так важно позитивно мыслить, помогать друг другу, быть дружелюбными, говорить теплые слова. Думаю, иногда это может стать очень эффективной помощью для коллег, находящихся в зоне риска выгорания и для нас самих.


 

Профессиональное выгорание педагогов

Профессиональное выгорание педагогов

Неудовлетворённость условиями

Неудовлетворённость условиями

Выключенность из жизни школы.

Выключенность из жизни школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.