Профессиональные знания
(психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) основы науки, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития.
Особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях.
Педагогические ценности
Нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.
Педагогическое сознание
Совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его педагогической деятельности и отношений к профессии и детям.
Виды педагогического сознания: нормативное, теоретическое, целостное.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Общие способности – индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности.
Специальные способности – совокупность свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельности.
Виды педагогических способностей
Дидактические – способность передавать учащимся учебный материал, делать его доступным, вызывать интерес.
Академические – способность к соответствующей области наук.
Перцептивные – способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность;
Речевые – способность четко и ясно выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские – способность организовать ученический коллектив, сплотить, воодушевить его, способность правильно организовать собственную работу.
Авторитарные – непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальные способности, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Две группы компонентов педагогической техники:
1 группа – умение педагога управлять своим поведением:
владение своим организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением);
социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
2 группа – умение воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организационные, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и др.
Структура решения педагогической задачи:
1. обзор, 2. выделение главных компонентов; 3. анализ компонентов; 4. определение проблемы; 5.выдвижение гипотез; 6. варианты решения; 7. выбор варианта и формулирования решения; 8. осуществление принятого решения; 9. проверка; 10. практическое осуществление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.