В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной рабо¬ты, которой занимается и социальный педагог. Это:
=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со¬трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
=» влияние на человека.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра¬ботник, социальный педагог.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра¬ботник, социальный педагог.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современных условиях в работе различных социальных структур определились
основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в
быту);
=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка,
пропаганда лучшего опыта);
=» влияние на человека.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического
воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического
воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание,
педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на
ребенка, особенности работы с трудными подростками.
Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального педагога, чем
она отличается от работы педагога школы, педагога — предметника и даже классного
руководителя или воспитателя школыинтерната или группы продленного дня.
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном, его методы
направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной
личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с
семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка,
подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его
обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень
кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального
педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же помочь
ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?
Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и
принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить
к лучшему.Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые
способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально
подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.
Сегодня это называется педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога,
а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о
формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влия
ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой
писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если
учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите
ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя.
Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и
физических сил.
Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои
недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию
ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его
личных качеств.
Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф. Гончаровы
среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том, что является
первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту ума», другие «светлый
ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный жизненный опыт» и т.д. Называли, в
основном качества, данные учителю природой, то есть то, что должно быть исходными
данными учительского мастерства.
Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его
профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но
так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление,
рассмотрим несколько вопросов.
Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику
и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти
знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая
ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли онсовместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовать,
деятельность и сотрудничество детей.
Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен
владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влиять
на воспитанников.
Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и
постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст
возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с
попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять.
Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:
«Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть
ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом
педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное
распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых
воспитателей? И почему должен страдать ребенок попавший к
неталантливому воспитателю можем ли мы строить воспитание
советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно
говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании
воспитательного процесса, о воспитательном умении».