Презентация на тему "Эмоциональное выгорание педагогов" содержит методические материалы синдрома эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии и факторы формирования, а так же результаты исследования данного синдрома педагогического коллектива школы. Изучая данные материалы, педагоги смогут определить наличие симптомов эмоционального выгорания в своей профессиональной деятельности.
Методические материалы
Тема «Синдром эмоционального выгорания
педагогов: понятие, стадии и факторы
формирования»
МОАУ «СОШ № 43 г. Орска»
2015 – 2016
“Эмоциональное выгорание”
профессиональная деформация личности, которая
возникает под воздействием ряда факторов. В.В. Бойко
внешние факторы:
хронически напряженная
психоэмоциональная
деятельность
дестабилизирующая
организация деятельности
повышенная
ответственность за
исполняемые функции и
операции
неблагополучная
психологическая атмосфера
профессиональной
деятельности.
внутренние факторы:
склонность к
эмоциональной
ригидности
(неподвижность)
интенсивная
интериоризация
слабая мотивация
эмоциональной отдачи в
профессиональной
деятельности
нравственные дефекты
дезориентация личности
Ганс Селье (1936) стресс как процесс:
1) непосредственная реакция на
воздействие (стадия тревоги)
2) максимально эффективная адаптация
(стадия резистентности)
3) нарушение адаптационного процесса
(стадия истощения).
Характеристика фаз и симптомов
эмоционального выгорания
Фаза “напряжения” предвестник и “запускающий”
механизм в формировании эмоционального
выгорания.
хроническая психоэмоциональная атмосфера
дестабилизирующая обстановка
повышенная ответственность
трудность контингента
Проявляются умеренные, недолгие и случайные
признаки, в легкой форме.
Выражаются в заботе о себе, например, путем
расслабления или организации перерыва в работе.
1 . Симптом “переживания
психотравмирующих
обстоятельств”.
2. Симптом
“неудовлетворенности
собой”.
Усиливающееся
осознание
психотравмирующих
факторов
профессиональной
деятельности
Неразрешимость
ситуации
Действует механизм
“эмоционального
переноса”- энергетика
направляется не вовне,
а на себя. Возникает
замкнутый
энергетический контур
“Я и обстоятельства”
интенсивная
интериоризация
обязанностей, роли
повышенная
совестливость и чувство
ответственности
3. Симптом ”загнанности
в клетку”.
4. Симптом “тревоги и
депрессии
чувство безысходности
состояние
интеллектуально
эмоционального затора,
тупика
Сосредоточение
психической энергии
достигает внушительных
объемов.
Чувство неудовлетворенности
работой и собой
переживания ситуационной
или личностной тревоги,
разочарования в себе, в
избранной профессии, в
конкретной должности
крайняя точка в
формировании тревожной
напряженности при развитии
эмоционального выгорания.
Фаза “резистенции” (резистенция есть
сопротивление)
Человек пытается более или менее успешно
оградить себя от неприятных впечатлений
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма
условно.
Фактически сопротивление нарастающему стрессу
начинается с момента появления тревожного
напряжения
Симптомы проявляются более
регулярно, носят более затяжной характер,
и труднее поддаются коррекции.
Профессионал может чувствовать
себя истощенным после хорошего сна и
даже после выходных
1. Симптом ”неадекватного избирательного
эмоционального реагирования”
“признак выгорания” - нет разницы между
явлениями: экономическое проявление эмоций
и неадекватное избирательное эмоциональное
реагирование
Полезно подключать к взаимодействию с
деловыми партнерами эмоции умеренной
интенсивности:
легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий,
спокойный тон речи, сдержанные реакции на
сильные раздражители, лаконичные формы
выражения несогласия, отсутствие
категоричности.
2. Симптом “ эмоциональнонравственной дезориентации”.
Углубляет неадекватную реакцию в отношениях
с деловым партнером.
У профессионала возникает потребность в
самооправдании - защищает свою стратегию.
При этом звучат суждения: “ это не тот
случай, чтобы переживать”, “такие люди не
заслуживают доброго отношения”, “таким
нельзя сочувствовать”, “почему я должен за
всех волноваться”.
3. Симптом
“расширения
сферы экономии
эмоций”.
вы до того устаете
от контактов,
разговоров,
ответов на
вопросы,
что вам не хочется
общаться даже с
близкими
4. Симптом
“редукции
профессиональных
обязанностей”.
Редукция -
упрощение
проявляется в
попытках
облегчить или
сократить
обязанности,
которые требуют
эмоциональных
затрат.
Фаза “истощения” оскудение психических
ресурсов, снижение эмоционального тонуса
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания
являются хроническими.
Могут развиваться физические и психологические
проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться
о себе, как правило, не приносят результата, а
профессиональная помощь может не давать
быстрого облегчения.
Профессионал может подвергать сомнению ценность
своей работы, профессии и жизни как таковой
Характеризуется более или менее выраженным
падением общего энергетического тонуса и
ослаблением нервной системы.
Эмоциональная защита в форме “выгорания”
становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом
“эмоционального
дефицита”
2. Симптом
“эмоциональной
отстраненности”.
ощущение, что
эмоционально он уже
не может помогать
все реже
проявляются
положительные
эмоции и все чаще
отрицательные.
Резкость, грубость,
раздражительность,
обиды, капризы –
дополняют симптом
“эмоционального
дефицита”.
• почти полностью
исключает эмоции из
сферы
профессиональной
деятельности
•Реагирование без чувств
и эмоций
3. Симптом “личностной отстраненности, или
деперсонализации”
полная или частичная утрата
интереса к человеку – субъекту
профессионального действия.
Он воспринимается как
неодушевленный предмет, как
объект для манипуляций
4. Симптом “психосоматических и психовегетативных
нарушений”.
проявляется на уровне физического и
психического самочувствия.
Переход реакций с уровня эмоций на
уровень психосоматики
свидетельствует о том, что
эмоциональная защита – “выгорание” –
самостоятельно уже не справляется с
нагрузками, и энергия эмоций
перераспределяется между другими
подсистемами индивида
Результаты некоторых исследований
Наиболее высокие показатели имеют педагоги со
стажем работы от 10 до 15 лет (возрастные границы
2939 лет
Кризис середины жизни. Примерно в этом возрасте
наступает момент, когда человек в первый раз
оглядывается назад, оценивает прошлое, он
задумывается о том, чего достиг, оценивает свои
профессиональные достижения, в виде повышения
заработной платы, статуса, должности и т.д.
Спад профессиональной деятельности учителя после
1015 лет работы.
Наиболее устойчивая к синдрому группа педагогов со
стажем работы от 15 до 20 лет ( возрастные границы
3541 год)
Достижение определенной душевной гармонии,
стабильности этого возрастного периода ( характерно
освоение родительской дистанции с детьми, возможность
больше времени и уделять собственной жизни,
обновление переживаний, чувство полноты жизни)
У учителей, не осознающих свои чувства, боящихся
демонстрировать их окружающим,
с высоким уровнем тревожности, не считающих интересными
свои чувства и мысли для окружающих и себя лично, не
принимающих себя такими, какие они есть,
наблюдаются проявления всех симптомов фазы “Истощение”.
Педагоги с преобладанием позитивных эмоций,
рефлексирующие свои внутренние состояния, естественные
в проявлении своих чувств, оптимистически “смотрящие на
мир”, характеризуются низким уровнем напряжения
Название фазы и симптомов
Сводная таблица результатов %
Симптом
и фаза в
стадии
формиров
Симптом
и фаза не
сложили
сь
Фаза напряжения
1.симптом «переживания
психотравмирующих
обстоятельств»
2.симптом «неудовлетворенности
собой»
3.симптом «загнанности в клетку»
4.симптом «тревоги и депрессии»
32
23
62
52
35
ания
30
15
31
36
27
Симптом
ы и фаза
сформиро
вались
38
62
7
12
38
Фаза резистенции
1.
симптом «неадекватного
эмоционального
реагирования»
симптом «эмоционально
нравственной
дезориентации»
симптом «расширения
сферы экономии эмоций»
симптом «редукции
проф. обязанностей»
2.
3.
4.
2.
3.
4.
Фаза истощения
1.
симптом
«эмоционального
дефицита»
симптом «эмоциональной
отстраненности»
симптом
«деперсонализации»
симптом
«психосоматических и
психовегетативных
нарушений»
4
11
46
23
8
31
54
46
23
35
46
11
12
12
27
34
27
31
50
23
50
78
42
65
65
35
19
23
27
42
Результаты диагностики
профессиональное выгорание произошло у 38 %
профессиональное выгорание развивается у 35 %
профессионального выгорания не выявлено у 19 %
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФАЗ И
СИМПТОМОВ
36 и менее баллов – фаза не сформировалась
37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза
9 и менее баллов – симптом не сложился
10 – 15 баллов – складывающийся симптом
16 и более баллов – симптом сложился
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к
доминирующим в фазе или во всем синдроме