Костанайский государственный педагогический университет
Естественно – математический факультет
Кафедра информатики и компьютерных технологий
Руденко Дмитрий Николаевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧИТЕЛЯ
Экзаменационная работа
Костанай, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. |
3 |
1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………… |
4 |
2 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………. |
6 |
3 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ………………………………………………………………. |
9 |
4 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ……………………………………… |
14 |
5 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ………………………………………………………….. …………… |
16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. |
21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Новые приоритеты в образовании в соответствии с новым Законом «Об образовании в РК» побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.
Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их положительную мотивацию к обучению и саморазвитию.
Одним из путей решения этой задачи является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы, методы, приёмы и средства обучения, повышающие мотивацию и творческую активность учащихся.
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе.
Цель данной работы, внедрить новые методы обучения в практику проведения уроков и проанализировать их эффективность, результативность и практичность.
1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Групповой способ обучения - всё чаще и чаще используется в средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную - позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки, интегрированные уроки.
Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне ее; олимпиады и конкурсы - по желанию и выбору самих учащихся;
При групповой форме обучения учитель систематически излагает материал группе учеников, проверяет, организует учет знаний и осуществляет перевод ребят в следующий класс
Применять групповую работу рационально тогда, когда доступен учебный материал для работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.
Цель групповой работы: вызвать интерес учащихся к предмету; повысить уровень знаний учащихся.
3адачи групповой работы: научить детей самооцениванию и взаимооцениванию;
расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за
работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей,
привлечь их внимание к работе и заинтересовать.
Групповая работа применяется для того,
чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и
слышать. У детей начинается
развитие с формирования простейших мыслительных навыков. Учащиеся учатся
ставить вопросы, делать обобщения, анализировать, синтезировать, делать
умозаключения.
Во время практики в школе применял на уроках групповую работу.
Для групповой работы на уроке информатики, я делил детей, используя цветные карточки, а на обратной стороне были написаны номера. Дети поочередно доставали карточки из конверта. Объединившись по цветам, образовавшиеся группы сели за рабочие столы. Всего - три группы. В группах оказались дети с разным уровнем обучения, разными возможностями и с разным интеллектом. Вначале учащиеся чувствовали неловкость, стеснительность в общении, но постепенно атмосфера стала более доброжелательной и открытой для общения. При повторении и закреплении домашнего задания, на тему «моделирование процессов в электронной таблице», я предложил детям в группах выполнить следующие задание:
Вспомните, как был открыт закон всемирного тяготения. Легенда гласит, что Исаак Ньютон сидел под яблоней, когда на него упало яблоко, подсказавшее ему правильное решение. Как известно, закон всемирного тяготения говорит о том, что сила притяжения двух тел прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
F = у* М* т/r2.
1. Является ли данная формула математической моделью такого физического явления, как тяготение?
2. Что нужно сделать, чтобы она стала адекватной моделью притяжения Земли и висящего на дереве яблока?
Наблюдая за работой детей, я видел, что в группах сразу выявились лидеры. Они взяли на себя ответственность за выполнение работы и за всю группу в целом. При выполнении данного задания я наблюдала, если у учащихся были затруднения, я консультировала учащихся, оказывала помощь.
На следующем этапе урока при объяснении нового материала, по теме «языки программирования» учащиеся работали с учителем. При объяснении нового материала, дети внимательно слушали учителя и делали конспекты в тетрадях. После этого этапа, ученикам было предложено практическое задание, для групповой работы.
Практическое задание: организовать групповую поисковую деятельность с помощью учебников, справочников, Интернета для проведения мини-исследования «Еще больше о языках программирования». Информацию оформите в виде плакатов, постеров, кластеров и т.д. Ученикам были предоставлены все средства и материалы для выполнения этого задания.
Ребята оформляли плакаты, затем спикер группы защищал свою работу, при этом группа сама выбирала спикера. В результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс. Проявили заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые учащиеся.
На заключительном этапе урока я подвел итоги о результатах выполнения заданий и работе групп, где учащиеся, взаимооценивая друг друга по критериям, подводили итоги работы. Таким образом, я оценил не только результат решения задачи, но и работу всех групп. В конце занятия, выработанные каждой группой результаты, обсуждались всем классом.
Групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.
2 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Диалогическое обучение - это один из видов обучения, наиболее подходящий для преподавания. В школе диалог – это монологическая речь учителя, где в основном на уроке мы слышим только учителя, который сам рассказывает, объясняет, и если ученики затрудняются с ответом, не дожидаясь его, отвечают сами на поставленный вопрос. Учителя сами управляют темой разговора, контролируют, что и как говорить ученикам.
Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках имеет применение диалога. Беседа может быть использована и в ходе рассказа, и при разборе наглядных пособий, и при чтение текста.
Беседа используется, как при изучении нового материала, так и при его закреплении, и при последующем опросе учеников. На практике в школе стал проводить уроки в 7 классе с применением диалогического обучения. Я начинал свою работу с обсуждения в парах, где дети могли обсудить заданный вопрос. Во время первого урока выяснилось, что многие ученики в классе не умеют выступать перед аудиторией с четким и ясным пересказом изученного материала, а также ведение диалога, обсуждение, им дается нелегко, т.к. они не привыкли высказывать свое мнение, а тем более обсуждать что-либо во время урока. Вначале ученикам было сложно понять, что на уроке я даю им время поговорить друг с другом, услышать друг друга, они были удивлены. Предлагая ученикам обсудить вместе, для чего мы обсуждаем вопросы в парах, услышал такие версии: выслушать идеи, поделиться своими знаниями. В ходе наблюдения замечал, что даже те ученики, которые постоянно отмалчивались на уроке, обсуждали в паре поставленную мной проблему или вопрос. Им приходилось думать и рассуждать над поставленными вопросами. Когда я заметил, что дети научились обсуждать вопросы в парах, предложил обсудить вопросы не в парах, а в группе. В процессе диалогов учеников проходило взаимообучение. Диалог в группе наладить было сложнее, так как теперь уже не два человека обсуждали поставленные вопросы, а три или даже четыре. Вначале дети стеснялись друг друга, и боялись сказать, что-то не правильно. Ведь в группах собирались дети с разными способностями и уровнем обучаемости. Эффекта сразу был не очень заметин, но со временем дети стали более терпимы друг другу. Когда в группе появлялись споры, обращал внимание детей на правила работы в группе, которые они сами же создали. Не ссориться, слушать и слышать друг друга, говорить друг другу хорошие слова и т.д. Эти правила помогали мне и детям на протяжении всего урока. Ученикам было интересно самим придумать эти правила, поэтому и соблюдать их нужно было обязательно.
В процессе обсуждения сложных вопросов заметил, что принимали участие только талантливые и одарённые дети. Это заставило меня немного изменить свои подходы к остальным ученикам при диалогическом обучении. На последующих уроках старался создать для учащихся такие условия, при которых они постоянно находились в разных группах, где совместно работали над созданием кластера, синквейна на ватманах, постера, и каждый из них, хотя бы по одному разу выступил на защите презентации своей группы. Выяснилось, что некоторые из учеников впервые выступали с презентациями перед классом, и поэтому они не могли собраться, терялись, но старались довести свое выступление до конца, чтобы не подвести свою группу. В результате чего дети понемногу начали преодолевать скованность и страх перед аудиторией, стали более аргументировано выступать, правильно излагать свои мысли, доказывать и отстаивать свою позицию. Прогресс в диалогическом обучении наблюдал в течение практики у нескольких учеников. Они на первых уроках были всего лишь сторонними наблюдателями, но постепенно, под влиянием других, наиболее способных учащихся, которые быстро сориентировались и принимали активное участие во всем, тоже стали принимать участие в этом процессе. Ранее, организовывая обсуждение на уроке с учениками, учитывал знания, но не их мысли. Ставила вопросы, которые были нацелены на уже полученные знания, не всегда давала детям возможность высказаться. Применяя новое знание, сделал вывод о том, как организовать диалогическое обучения в своей работе. На уроке по Теме: «Компьютерная память» класс был разделён на группы. Группы были сформированы по цвету стикеров. Вначале урока, с помощью метода «Мозговой штурм» на стадии вызова дети должны были вспомнить пройденную на прошлом уроке тему. В основном ответы исходили от учеников, которые хорошо успешны в учебе. Была использована работа в парах, чтение диалога, когда дети работали в группах, составляли кластер (постер) на заданную тему. Моя роль, как учителя состоит в том, чтобы создать среду, условия для диалога в классе, чтобы ученики научились разговаривать друг с другом, делиться своими знаниями, помогали менее знающим детям. На уроках я старался вовлечь всех учеников в процесс обсуждения. В этом мне помогали вопросы высокого и низкого порядка, у детей появилась возможность думать, мыслить. До подачи вопроса и после я старался выдерживать паузу. Что позволяло всем ученикам вовлечься в процесс мышления. Для меня было сложно перебороть себя, давать время на уроке подумать, если раньше я думал, что важно выполнить как можно больше заданий на уроке, сам задавала вопрос, сам на него мог и ответить, то сейчас я поменял свое мнение. Важно давать детям время подумать, потому что мыслительные процессы у всех проходят по разному, кто- то может сразу ответить, а кому то на это нужно время.
На всех этапах урока прослеживался диалог. Диалог учитель-ученик в ходе актуализации знаний, в ходе постановки цели, настрой на урок, рефлексии урока, на этапе закрепления знаний, т.е. на всех этапах, в ходе исследования ключевого вопроса наряду с диалогом учитель-ученик использовался диалог ученик-ученик. Считаю, использование диалога на уроках очень важно. Важно научить детей разговаривать друг с другом, научить разговаривать с учителем. В ходе диалога дети могут передавать свои знания друг другу, у них есть возможность взаимообучаться. В целом, несмотря на все недочеты, уроки учащимся очень понравились, что было видно по количеству положительных стикеров в ходе рефлексивного опроса в конце урока. Конечно же, были опасения, что будет присутствовать некоторая зажатость, скованность, связанная с не совсем привычной формой работы. Но к счастью мои сомнения подтвердились не полностью. После вводного урока, ученики довольно охотно шли на контакт между собой, размышляли вслух, а потом уже озвучивали свои мысли перед классом и учителем, ощущая поддержку со стороны группы, что немаловажно на мой взгляд. Когда ученики работали, таким образом, их обоснование являлось явным следствием диалога. В ходе практики постоянно разговаривал с детьми, интересовался их мнениями о новых методах работы на уроке. Я считаю, что речь имеет большое значение в обучении, поэтому на своих уроках я старался использовать групповую работу, защиту кластера, метод «Письмо другу», «Тематический теннис», чтения диалога, устные ответы учащихся. После проведения уроков я заметил изменения, произошедшие в некоторых учениках. Думаю «Диалоговое обучение», даст возможность измениться мне самому, поменять подходы к обучению и преподаванию, научиться быть терпимее к ученикам. А ученики будут более эффективно обучаться, развивать свою устную разговорную речь в ходе диалога.
3 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление (англ. сriticalthinking) - тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т. е. всякий раз, когда необходимо установить, чем уверить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом.
На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
• сбор релевантной информации;
• оценивание и критический анализ доказательств;
• разработку обоснованных выводов и обобщений;
• корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта.
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством
наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков, разработанные с использованием критического мышления имеют высокий обучающий потенциал.
На первом уроке «Виды программного обеспечения и правила их использования» на стадии вызова применил прием «Мозгового штурма» для выяснение того, что знают дети о правовой защите информации и видах компьютерных правонарушений. Я хотел увидеть, как справиться каждая группа и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к осознанному изучению темы на протяжении серии уроков. Вторая группа справилась с заданием намного лучше остальных групп, при этом они работали сообща и утверждения которые они подготовили по теме был более содержательным. В первой группе утверждения по теме были написаны недостаточно, презентация кластера не совсем удалась, и пришлось по ходу вносить изменения в определения. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления, первого урока я использовал групповую работу - заполнение сравнительной таблицы и дал задание группам по видам программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное). Многие ученики испытывали трудности, выполняя это задание, но групповая работа и афиширование правильных определений помогли эти трудности преодолеть. Прием «Ромашка Блума» помог в определить, как учащиеся освоили тему, кто, в какой степени оказался слабее. Были составлены вопросы следующего порядка. Например:
· Простые вопросы
Что такое программное обеспечение? Перечислите виды программных обеспечений.
· Уточняющие вопросы.
Назовите правила пользования программными обеспечениями
Как Вы понимаете – бесплатное программное обеспечение?
· Интерпретационные вопросы.
Если пользоваться условно бесплатным программным обеспечением, то какие плюсы и минусы есть в использовании ПО?
· Творческие вопросы.
С чем связано привилегия лицензионных ПО?
· Практические вопросы.
Скажите где и как вы можете использовать знания о программных обеспечениях?
· Оценочные вопросы.
Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
Сравни эффективность применения условно бесплатного ПО и лицензионного ПО
По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Где - то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица при этом смогла аргументировать свой ответ своим кластером. После чего преступил к стадии рефлексии, раздал каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально выражая личное мнение по поводу проведенного урока. В конце урока учащиеся получили домашнее задание с привлечением интернет ресурсов. (реализация ИКТ)
Второй урок: «Обеспечение информационной безопасности средствами операционных систем: защита файлов, защита компьютера» в стадии вызова был проведен тренинг. Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку, рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком. (рисунок сотового телефона)
После психологической минутки я перешел в основную часть урока, где класс разделил на группы с помощью геометрических фигур. Затем начали работу в группе, используя прием «Мозговая атака» - составление кластеров. Первая группа работала над темой «Защита файлов», а вторая группа над темой «Защита компьютера». Группам был предоставлен теоретический материал. Наблюдая за работой групп, сразу выделяешь лидеров, принимающих на себя руководство группой, или отсутствием такового. Группе, лишенной лидера приходилось оказывать поддержку направляя общую работу, инициируя проявление лидерских качеств от неуверенных. Работа над кластером и постером в группах стало любимым занятием учеников. Перед защитой работы каждой из групп были предъявлены критерии оценивания, которые заранее проговорили с учащимися. Защита работ проходила очень интересно. Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Второй этап работы продолжался на компьютере с выполнением практической части темы. Выполнив задание на компьютере, спикеры групп объяснили, как защитить файл и компьютер.
Рефлексия: Работа со стикерами. Выставление оценок - самооценивание
Третий урок «Компьютерные вирусы, виды компьютерных вирусов, пути проникновения вирусов в персональном компьютере; меры по защите от вирусов, антивирусные программы» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли. Этот урок начался с приема критического мышления прием «Толстые и тонкие вопросы» - определение степени понимания темы «Компьютерные вирусы». Были составлены вопросы следующего порядка.
· Простые вопросы
Что такое вирусы? Какие виды вирусов Вы знаете?
· Уточняющие вопросы.
Как появляются компьютерные вирусы
Как Вы понимаете – степень заражения компьютеров вирусами?
· Интерпретационные вопросы.
Как защититься от компьютерных вирусов? Как пользоваться антивирусными программами?
· Творческие вопросы.
С чем связано привилегия лицензионных антивирусных программ?
· Практические вопросы.
Скажите где и как вы можете использовать знания о вирусах и антивирусных программах?
· Оценочные вопросы.
Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
Сравни эффективность применения антивирусных программ и работу без них
Учащиеся записывали на листе ватмана свои ответы и подойдя к постеру, проверяли верность своих, ответов. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками, таким образом обучая друг друга. Традиционно эмоционально проходила защита постера. Трудно формулировались вопросы одной команды для другой (особенно толстые на синтез и оценивание). После этого приема продолжилась работа за компьютерами с использованием антивирусных программ проверяя на вирусы флеш - карты, компьютеры, диски
Очень полюбился ученикам этап урока рефлексия. Которую, я провел в виде продолжения фразы с использованием стикеров для выражения полученных новых знаний на уроке и своей работой на уроке
Я узнал. . .
Я научился. . .
Я понял, что могу. . .
Мне понравилось. . .
Для меня стало новым. . .
Меня удивило. . .
У меня получилось. . .
Я приобрёл. . .
Мне захотелось. . .
На четвертом уроке «Параметры безопасности, управление доступом, паролирование». Приемы «Интеллект карта», «Толстые и тонкие вопросы» помогли при систематизации и закреплении изученного материала, взаимообучения. В ходе серии уроков, предложенные приемы оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.
На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.
В применение на уроках технологии критического мышления можно отмечать лишь положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают скрасить уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, работать с добытыми теоретическими знаниями за компьютером на практике.
4 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Формативное оценивание (ФО) – это часть обучения и оно может быть включено в структуру занятий в классе. ФО перед началом работы призвано выявить потребности учащихся, оценить владение учащимися учебным материалом, выявить интересы каждого учащегося, а также наметить цели. ФО в процессе работы направлено на поощрение самостоятельности и взаимодействия, на осуществление мониторинга прогресса, на проверку понимания. Для внедрения и проверки системы формативного оценивания, я использовал на уроке следующие задания:
Задания для двух человек
Тема: « Компьютерная память»
1) Заполните пустые поля «Наименование» и «Назначение»
2) В каждом определении выберите и подчеркните подходящий вариант из предложенных:
Пример: Память — устройство, предназначенное для хранения/удаления информации.
Внешняя память (ВЗУ) - это память для длительного/кратковременного хранения программ и данных., и целостность её содержимого не зависит / зависит от того, включен или выключен компьютер.
Постоянная память (ПЗУ)/Оперативная память (ОЗУ) - это энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые не требуют изменения.
Кэш-память — очень медленное/быстрое запоминающее устройство небольшого/большого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью/постоянной памятью.
Задания для малой группы
1) Составьте кластер по видам компьютерной памяти.
Пояснение: что такое кластер?
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Пример:
1) Составить Кроссворд по теме «Компьютерная память»
Задания для большой группы
1) Создать проект (стен-газету, постер, калаш и т.д.) по теме «Компьютерная память»
Хочу отметить плюсы формативного оценивания – ребята перестали бояться плохих оценок, они увидели, что свои пробелы в знаниях, могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо. Учащиеся стали критично относиться к себе и к своим товарищам, более требовательно. Высказывать свою точку зрения. У них появился интерес к предметам, повысилась мотивация. На уроках стали работать активнее, оказывать помощь друг другу во время групповой работы при обсуждении критериев.
Минусы: на уроках появляется трудность, в том что ученики не всегда правильно могут оценить себя по данным критериям, у них завышена самооценка и приходиться тратить время на объяснение понимания критериев.
Использование методов формативного оценивания помогло учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.
5 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ О ВНЕДРЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Основные цели работы с одаренными детьми:
· Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
· Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)
При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми:
· объединения дополнительного образования
· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
· факультативы
· заочные, очно-заочные, дистанционные школы
· конкурсы и конференции
· участие в олимпиадах
· спецкурсы
· занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
· Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
· Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
· Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
· Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
· Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
· Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Для создания творческой обстановки в классе используются следующие приемы:
· соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость.
· разноуровневые задания;
· физкультминутки (для глаз, общие)
В процессе развития творческих способностей у учащихся
среднего и старшего звена была выделена группа учеников, которые выполняют
задания быстрее и качественнее остальных, всегда подходят к выполнению заданий
творчески, с интересом. Все учащиеся группы прошли тестирование по методике
Айзенка. Данная методика представляет собой два субтеста числовой и словесный.
На прохождение теста суммарно отводится 1,5 часа.
Проведение диагностического исследования среди учащихся, отобранных в ходе
наблюдения, показало, что низкий уровень словесно-логического мышления имеют 0
человек из 11, средний – 7 учащихся и высокий – 3 человека.
По результатам диагностического исследования было выделено 3 учащихся, с которыми было принято работать по индивидуальной для каждого траектории. Данных учащихся можно отнести к группе одаренных детей.
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:
· дифференцированный подход · проблемное обучение · проектная деятельность |
|
· происходит активизация обучения · обучение приобретает творческий, исследовательский характер · происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности · происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков |
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
· по содержанию задания
· по форме организации работы на уроке
· по способу педагогической поддержки
· по способу восприятия информации
Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая – имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.
При изучении темы «Программирование: преобразование двумерных массивов », возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают задания разного уровня сложности.
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Например, при изучении темы «Построение таблиц в MS Word» учащиеся не получают от учителя какой способ выбрать, вставка таблицы или нарисовать ее с помощью карандаша. Столкнувшись с проблемой создания таблицы, содержащей объединённые ячейки, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации и прийти к выводу, когда и какой способ удобней.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики. В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.
Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:
· Смешанные системы счисления
· Методы сжатия цифровой информации
· Архитектура компьютеров
· Рекурсии, функции и процедуры в программировании
· Использование Excel в различных предметных областях
· и т. Д.
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса.
Заключение
Проведя занятий с новыми методами обучения, я сделал вывод, что эти методы на данное время эффективны и практичны для проведения на уроках. Ученики были как единое целое, работая в группах и парах, учащиеся сами могли регулировать свою деятельность на занятиях. В ходе каждого занятия, ученики, выкладывались в полную силу. Где развитие и совершенствование различного рода мышление происходило не только у учеников во время прохождения занятий, но и у меня, во время подготовки к таким занятиям и при проведении анализа пройденных. Поставленная цель на каждом из уроков была достигнута, и результат их работы был оценен как ими самими, так и мною.
Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.