Профессиональный аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

  • docx
  • 11.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кривошеева Надежда Талгатовна.docx

 

Тема: Профессиональный аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

Кривошеева Надежда Талгатовна

ГАПОУ СО «Нижнетагильский строительный колледж»

г. Нижний Тагил, Свердловская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Современное общество предъявляет высокие требования к обучающимся в овладении иностранными языками. Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим особый подход к изучению иностранного языка.

Формирование умений общения на иностранном языке определяется системой языкового образования как его приоритетная цель. К настоящему времени комплекс данных умений квалифицируется как иноязычная коммуникативная компетентность, в структуре которой речевой аспект является определяющим, поскольку способность к речевой деятельности отвечает личностным потребностям обучающегося иностранному языку, создавая для него в будущем перспективы профессионального роста. При этом необходимо отметить то, что речевая деятельность в условиях реального общения считается успешной только в том случае, если обучающийся обладает способностью понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний с учетом контекста реальной ситуации, т.е. дискурсивной компетенцией.

Коммуникативная методика обучения определяет основные направления в развитии дискурсивной компетенции на занятиях иностранного языка; опирается на когнитивные процессы, связанные с теорией прагматики, обусловлена возрастными особенностями и спецификой деятельности обучающихся, а также профессиональной направленностью процесса обучения, подразумевающей переход учебно-познавательной деятельности в профессиональную.

Исходя из этого, в процессе развития дискурсивной компетенции при обучении иностранному языку следует учитывать два основных аспекта, определяющих способность к профессиональной иноязычной коммуникации:

1)обучение языку взаимодействия, способствующему адекватной ориентации в замыслах общающихся и реализации фактической потребности коммуникантов;

2) профессионально ориентированное обучение ценностям и знаниям, понятийному аппарату и идеям интеллектуальной, социокультурной сфер личности, из которых исходят участники общения.

            Успешное обучение профессиональному дискурсу в может быть обеспечено при учете как лингвистических, так и дидактических факторов, что подразумевает такую организацию учебной деятельности по развитию дискурсивной компетенции, чтобы максимально оптимизировать умственную деятельность обучающихся путем варьирования формы учебной работы в зависимости от учебных задач, обеспечивая участие каждого в учебном процессе и предоставляя обучающимся возможность использовать личный опыт, брать на себя ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, высказывать собственные мысли и давать эмоционально-оценочную реакцию посредством личных дискурсов.

На первом этапе я обратилась к дидактической составляющей: осуществила поиск форм и методов обучения, приемлемых для организации учебного процесса в соответствии с учетом подхода, основанного на компетенциях им оказался метод направляемой дискуссии (организация профессиональных дискурсов), т.к. именно этот метод является практико-ориентированными, проблемными и деятельностными, позволяет организовать работу как индивидуальную, так и групповую.

Успешное обучение профессиональному дискурсу в может быть обеспечено при учете как лингвистических, так и дидактических факторов.

Так для специальности 13.02.11 «Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» ведущим направлением профессиональной речевой деятельности является информационно-аналитическая работа с различными источниками информации такие как: специальная справочная литература, руководства по техническому обеспечению, инструкции, поэтому для них наиболее приемлемые задания это технический перевод и анализ профессионально-ориентированного текста.

Следующим этапом моей работы был подбор тем для организации профессиональных дискурсов. Проведена работа по отбору и адаптации материалов. Главные требования при отборе материала – его целесообразность, актуальность и практическая ценность.

Выбор того или иного задания зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции и от степени готовности к профессиональному общению.

Для специальности 13.02.11 «Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» владение техническим английским языком является профессионально обоснованной потребностью. Совместно с преподавателями профессиональных модулей была проведена работа по созданию банка лексических единиц, терминов, которые отрабатывались на уроках английского языка (при организации дискурсов, технических переводов).

Например, в теме: Электрические схемы, обучающиеся изучают названия тип схем, условных обозначений. Осуществляют поиск и анализ информации, ведут переводческую работу. На завершающем этапе представляют свою схему, ведут профессиональную дискуссию по данной теме, как с преподавателем, так и с остальными обучающимися.

Третий этап работы – это оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Выделяют 3 уровня: низкий, средний и высокий. Оценка осуществляется исходя из комплексного овладения всеми компонентами коммуникативной компетенции в процессе применения их в учебно-профессиональном иноязычном общении. На слайде представлены все эти умения, конкретно о дискурсивной компетенции можно судить по 2 критериям: 1. умение демонстрировать информацию конкретными примерами, 2. умение логически выстраивать факты в соответствии с коммуникативной задачей.

Оценив эффективность выбранного направления профессиональной деятельности, появилась необходимость в его коррекции.

            С целью формирования дискурсивной компетенции как способности к иноязычному профессиональному общению целесообразно:

-        знакомить обучающихся с межкультурными особенностями вербального и невербального поведения их представителей в конкретных деловых ситуациях (в ролевых и деловых играх; при анализе аудио- и видеоряда на аутентичном языковом материале);

-        формировать дискурсивные стратегии на основе профессиональных концептов, свойственных деловой культуре и этике страны изучаемого языка (на основе стереотипных ситуаций общения), тем самым, расширяя картину мира обучающихся и приобщая их к пониманию иной ментальности;

-        практиковать языковые умения в типичных ситуациях делового общения (например, установление личных контактов, написание деловых писем, беседы по телефону, проведение встреч и переговоров и т.д.), требующих знания стратегий коммуникативного развертывания ситуаций на когнитивном и эмоциональном уровне;

-        развивать навыки адекватной ориентировки в замыслах, общающихся в тех социальных и профессиональных ценностях, из которых исходят носители другой культуры;

-        формировать профессиональную интерактивную компетенцию посредством познания мира профессионального общения и его правил, развития способов идентификации и порождения речевых моделей в многообразных ситуациях делового сотрудничества; стратегий профессионального коммуникативного взаимодействия, адекватного речевого поведения, эффективного воздействия на партнера.

 

Список литературы:

  1. Голубев А.П. Английский язык: учебник для студ. Учреждений среднего профессионального образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Голубев А.П. Английский язык для технических специальностей: учебник для студ. Учреждений среднего профессионального образования, - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Луговая А.Л. Английский язык для студентов энергетических специальностей: Учеб. Пособие. - 4-е изд., перераб. доп. – М.: «Высшая школа»; Издательский центр «Академия», 2013 – 150с
  4. Кравцова Л. И. Английский язык для средних профессиональных учебных заведений: Учебник / Л. И. Кравцова.  – М.: Высшая школа, 2013. – 463 с.: ил. ISBN 5-006-003806-8/