Тема: «Использование современных образовательных и информационных технологий и методик в работе учителя-дефектолога в условиях групп и классов интегрированного обучения и воспитания».
Задачи:
1.Активизировать профессионально-личностное развитие молодых специалистов путем изучения опыта учителей - дефектологов интегрированных групп и классов.
2.Развивать творческую инициативу, индивидуальную самообразовательную деятельность учителей-дефектологов.
3.Изучать инновационные методы, способствующие максимальной эффективности в организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОПФР.
Компетентность и компетенция
Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата.
Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.
Компетентный – обладающий способностью
силой, властью, умением, знанием и т.п.
(чтобы сделать то, что требуется)
Деятельность специального педагога имеет присущие только ей особенности:
глубокое знание психолого-педагогической диагностики для определения или прогнозирования трудностей, возникающих у ребенка с нарушением в развитии, их причины и возможные пути устранения;
направленность на развитие обучающегося воспитанника и максимальное включение его психических резервов;
знание методик обучения разным предметам в системе специального образования и готовность к их применению на практике;
умение учитывать индивидуальные особенности детей с ОПФР в процессе обучения;
высокая креативность: отсутствие готовых «рецептов» помощи, необходимость творчески мыслить;
трудноизмеримость результатов труда : дети с ОПФР неодинаковы по своим возможностям, обладают разными психическими ресурсами развития, трудовой вклад педагога трудно измерить. Использующиеся для этой цели в общей педагогике методы (оценка уровня успеваемости, тесты по разным учебным предметам и др.) не показательны.
умение понимать медицинские диагнозы с тем, чтобы найти оптимальный подход к ребенку с особенностями психофизического развития, учесть специфические особенности, увидеть отклонения в развитии, понять их причины;
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
Развитая интуиция. Интуиция необходима для выбора методики, которая подойдет для конкретного случая.
Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми, уметь разговорить ребенка и вывести на двусторонний диалог.
Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения.
Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детьми и их родителями.
Этапы развития профессионализма педагога
Адаптация
Адаптация предполагает приспособление педагога ко всем требованиям системы образования.
Саморазвитие
Саморазвитие помогает постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества.
Стагнация (распад навыков, утрата качества педагогической деятельности)
Стагнация наступает в том случае, если педагог прекращает развиваться в профессиональном плане.
Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.
Л.Н.Клименко
Трудности личностной и профессиональной адаптации начинающего педагога
Сложности в вопросах дисциплины и порядка на уроке;
Слабое представление об оформлении рабочей документации;
Недостаток знаний по теме материала, трудности его отбора;
Неумение правильно рассчитать время на уроке, занятии, логически выстроить его этапы;
Затруднения при объяснении нового материала;
Отсутствие владения приемами дифференцированного подхода к учащимся.
Результаты самообразования
Повышение качества преподавания предмета;
Создание комплексов педагогических разработок:
Разработка новых форм, методов и приемов обучения;
Создание дидактических и наглядных материалов;
Апробация собственных разработок на коррекционных занятиях, уроках;
Проведение открытых уроков и занятий для представления своего педагогического опыта;
Проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, выступлений с целью обобщения опыта по исследуемой теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.