Профессиональный конкурс
как форма повышения качества подготовки рабочих кадров
Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года, планирующая создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира, предполагает приведение всей системы образования в соответствие с требованиями мирового образовательного пространства. Лидер казахстанской нации Нурсултан Назарбаев ставит перед нами высокие цели - вывести уровень подготовки наших кадров на мировой уровень, чтобы любой гражданин нашей страны смог быть востребованным специалистом в любоё стране мира.
Одной из форм решения проблемы повышения качества современного конкурентоспособного специалиста является проведение конкурсов профессионального мастерства. Такие конкурсы позволяют решить следующие задачи:
· Закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков сту-дентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
· Раскрытие творческого потенциала студентов, развитие у них инициа-тивы и лидерских качеств
· Повышение интереса студентов к изучению учебных дисциплин обще-профессионального и специального профиля, к избранной специаль-ности
· Воспитание самостоятельности и ответственности за качество выпол-няемой работы.
Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» рекомендуется проводить по итогам учебной практики на получение рабочей профессии. В нём могут принять участие наиболее успешные студенты, получившие рекомендацию мастера производственного обучения, из которых формируются две команды по 5 человек в каждой.
Примерная структура профессионального конкурса
по специальности 1112000 «Эксплуатация машин и оборудования промыш- ленности», квалификация 1112043 «Техник-механик»
1 тур – Визитная карточка, подготовка которой является домашним заданием для команд. Каждая команда должна рассказать о членах команды, о том, что повлияло на выбор профессии. Своё выступление можно сопровождать презентацией, использовать различные сценические приёмы –прозу, стихи, песни и т.д.
При оценке учитываются:
· Оригинальность
· Эстетичность внешнего вида
· Культура речи.
2 тур – Разминка (командное первенство)
· Расшифровка технических терминов (например, «Вал», «Ось», «Колесо зубчатое» и т.п.)
· Знание пословиц и поговорок о труде
· Расшифровка крылатых выражений о труде.
3 тур – «Я знаю…» (индивидуальное первенство)
Цель - определить уровень качества теоретической подготовки студентов. Его можно провести в следующих формах:
· Тестирование по вопросам основных общепрофессиональных и специ-альных учебных дисциплин («Черчение», «Техническое обслуживание, ремонт, монтаж машин и агрегатов», «Обработка резанием, металло-режущие инструменты и станки» и т.п.)
· Методом алфавита студент выбирает любую букву русского алфавита, а ведущий конкурса задаёт ему теоретический вопрос, ответ на кото-рый начинается с этой буквы
· «Великолепное трио» или «Великолепная пятёрка» - каждому участни-ку предлагается ответить на 3 или 5 теоретических вопросов их трёх или пяти учебных дисциплин.
4 тур – «Я умею…»
Цель – проверка качества профессиональных умений и навыков.
Возможные формы его проведения:
· «Лучший слесарь – сборщик» (по 3 человека от команды) - по сбо-рочному чертежу (схеме) каждому участнику предлагается из отдель-ных деталей собрать узел
· «Лучший токарь» (по 2 человека от команды) - каждому участнику выдаётся деталь с браком. Необходимо выполнить эскиз детали и по нему на токарном станке изготовить эту деталь
· «Угадай инструменты» - из набора инструментов каждый участник должен назвать каждый инструмент, объяснить его практическое применение и правила пользования.
Критерии оценки выполнения практических заданий:
1. Соблюдение ГОСТа 2.307-68 при нанесении размеров на чертеже
2. Соблюдение правил замера деталей и точности их изготовления
3. Соблюдение правил техники безопасности
4. Подготовка рабочего места, правильный выбор инструментов
5. Качество выполненной работы.
5 тур – Интеллектуальный
· Работа с кроссвордом – команды обмениваются кроссвордами, состав-ление которых является домашним заданием. Во время конкурса по 2 участника от каждой команды занимаются его решением
· «Угадай-ка» - команды последовательно задают друг другу загадки о труде, о профессиях, об орудиях труда.
На подготовительном этапе к конкурсу следует разработать шкалу оценок каждого тура для жюри.
В качестве поощрения участников конкурса возможно присвоение им более высокого разряда по итогам учебной практики.
Таким образом, проведение профессиональных конкурсов способствует формированию у будущих специалистов профессиональных компетенций, развитию творческой инициативы и оригинальности профессионального мышления, способности адаптироваться к условиям конкуренции на рынке труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.