Профессиональный опыт работы учителя
Оценка 4.7

Профессиональный опыт работы учителя

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русский язык
5 кл
10.05.2017
Профессиональный опыт работы учителя
Профессиональный опыт работы учителя раскрывает сущность использования игровой технологии на уроках русского языка и доказывает, что игровая технология является средством творческой активности учащихся на уроке и позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы.
Профессиональный опыт.docx
МБОУ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ШУМИЛИНСКАЯ СОШ ПО  ПРОБЛЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВОЙ  ТЕХНОЛОГИИ   НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА КАК  СРЕДСТВО  ТВОРЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ»   КАКУРИНА  ВЕРА СТЕФАНОВНА                  УЧИТЕЛЬ РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ Игра ­ путь  детей  к  познанию  мира,                                                                                в  котором  они  живут  и  который  призваны  изменить.   М.Горький       С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». Играя, это получается лучше всего.       Ещё   древние   римляне   говорили,   что   корень   учения   горек.   Но   зачем   учить   с   горькими   и бесполезными   слезами   тому,   чему   можно   выучиться   с   улыбкой?  Если   интересно   построить   урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит.        Удивление, азарт, окрылённость, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости сознания ,что ты такой умный , сообразительный, ­ вот что я хотела увидеть на своих уроках. Прежде всего изменила стиль общения, убедилась , что почти всегда можно перехитрить этих упрямцев : не строгостью, а лаской ,уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса , а переводя их шалость в нужное русло.       Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать  слепого безоговорочного исполнения всех приказов. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами,­ это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он свое «я» прячет под маской.    Внимание и запоминание слабые у учащихся, если учение не захватывает. Поэтому я стала вводить в урок  игры и игровые ситуации.    Что следует понимать под игрой?     Игра ­ вид самостоятельной детской  деятельности, в которой есть соревнование     одного человека и всего класса, многих команд, двух команд, в особых случаях­ состязания с собой;    Игра ­ необычность формы урока, подачи материала.     В играх для школьников не должно быть серости и однообразия, игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.     Среди специалистов по игровой педагогике бытует поговорка, что изобрести принципиально новую по замыслу и конструкцию игру – это все равно, что открыть новый элемент в таблице Менделеева. Во многих книгах встречаются сходные игры под разными названиями и это означает, что подлинная , «играющая» игра  не имеет прямого авторства, а рождается , обкатывается, изменяется во время живого, непосредственного общения детей и взрослых.     Зачем нужна  игра на уроках русского языка ?    Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение: «А сейчас давайте поиграем!» ­ наши дети   реагируют   немедленно   и   с   восторгом.  Причём   они   готовы   принять   за   игру   даже соревнование  «по рядам» ­ кто быстрее ответит на вопрос учебника.     В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный.  Известный российский педагог   С.Шацкий  даже считал , что  «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О. Газман)     Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества   на   так   называемую   креативную   личность,   т.е.   личность   гибкую,   открытую,   с   развитой способностью к творчеству в любых сферах.     Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся .     Каждый учитель  знает, что приходится иногда   много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?  Прежде всего   нужны знания фонетической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать её сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции ­ошибка исключена , в слабой – внимание! – можно   допустить   ошибку.  Необходимо   использовать   различные   приёмы,   рассчитанные   на механическое   запоминание   зрительного   образа   слова.   Психология   учит:   чем   чаще   слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще   использовать   орфографически     насыщенные  рифмованные   упражнения,     алгоритмы   и тестовые задания.      Элементы занимательности  применяю неожиданной для учащихся  постановкой или  формулировкой вопроса,  созданием проблемной ситуации,  необычной формой проведения  урока ( опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и, конечно же ,  игры : «Кто больше»,  «Слово рассыпалось»,  «Подберите пару», «Аукцион»,  «Слоговое лото», «Слова­невидимки» и т.д.     Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.   Главное   в   уроке   ,   по­моему   мнению,   постижение   красоты   языка,   удивление   перед   его возможностями  и – открытия,  пусть маленькие, пусть не имеющие значение  для науки.  Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать ,почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.        На мой взгляд, повысить грамотность учащихся  можно,    используя  этимологический анализ слова.      Этимологический анализ оказывает на школьников сильное  эмоциональное воздействие, т.е.  создает условие для осмысленного запоминания слова, помо­гая  сосредоточить внимание учащихся  на  том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения ,  поражает школьников ясностью своего значения хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей ( копейка от копье) , третье  – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое –  своими образными свойствами       Работу по формированию интереса школьников к русскому языку с помощью этимологического анализа слова провожу в три этапа. 1.        и правописания (противник ­ против,  ухищрения ­  Возбуждение интереса к слову.      ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).  Развитие познавательных возможностей учащихся. Развитие у учащихся  познавательной самостоятельности и вовлечение их во внеклассную 2. 3. работу.         Не   все   учащиеся  одинаково   способны   к   исследовательской   деятельности,   поэтому   использую дифференцированные классные и домашние задания.      Умения,   полученные   учащимися  в   результате   поэтапного   применения   этимологического   анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.      Следующей творческой работой  учащихся является школьное сочинение.       Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем , интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его   внутреннего   мира.   По   тому,   что   и   как   пишут   ученики,   можно   определить   не   только   уровень развития   их   речи,   но   и   отношения   к   жизни.   Необходимо   также   отметить   ,что   любое   сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.        Но   писать   сочинения   дети   не   так­то   и   любят.   Опять   передо   мной   встаёт   проблема:     как заинтересовать детей ?         Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Моё внимание привлек приём сотворчества , когда в классе пишется коллективное мини­сочинение. При его написании учитывается  ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.      Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера , что следует подчеркнуть  в анализе специально.       В своей практике использую также  сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.      В   целях   предупреждения   однотипности   работ   учащихся   целесообразно   обращаю   их   к нетрадиционным   формам   сочинения,   как  рецензия,   эссе,   репортаж,   интервью,   путевые заметки,   юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.      В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания  уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок – игра, урок­ презентация, урок­ фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у  ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы.  Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулирования интереса к  содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей  практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок­ лингвистическая  мастерская, урок­репортаж, урок­диалог, урок­ деловая игра.      Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм  произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки  произносительных норм. Это может быть минутка­разминка под общим названием: « Говорите по– русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из  возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире­новости»; «Конкурс дикторов».      Рекомендую использовать и другие игровые формы на уроках русского языка: ­лексико­фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай­ка»; «Собери пословицу»;   «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и  переносное»;  «Аукцион»;«Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собствен­ ные»; «Кто  больше»;  «Закончи фразеологизм»; «Угадай  профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный»; ­лингвистические «Угадайки»; ­игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:           «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный   диктант»;   «Диктант­шутка»;   «Диктант­молчанка»;   «Лингвистический   футбол»; «Цифровой   диктант»;   «Найди   пару»;   «Умный   редактор»;   «Отними   букву»;   «Вставь   букву»: «Какой   глагол   задуман?»;   «Кто   больше?»;   «По   опорным   словам»;   «Омофоны»;   «Глаголы­ парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница» ­ (повторение спряжения); «Ремонт»; «Лови ошибку»   ­   (повторение   вида)   «Замени   букву»;   «Возвратная   форма»;   «Поставь   ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»;  «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь  мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».            Микроисследования  как одна из форм реализации игровых технологий. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте   уровне):  работы   с   научно­популярной   литературой   и   справочниками;   умение анализировать   языковые   единицы;   формулировать   выводы;   составлять   текст   (сообщения, реферата, доклада).          Нестандартный  подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы ­ серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие:  а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос;  б) сочинение на лингвистическую тему.           Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).    диктанты   на   засыпку;   предметные (терминологические)   диктанты   (лингвистический,   литературоведческий;   математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале   урока   с   целью   актуализации   знаний   или   постановки   проблемы   нового   урока.  Кроссворд,   К   нестандартным   заданиям   можно   отнести: предложенный   в   конце   урока,   может   стать   своеобразным   подведением   итогов   работы   на   уроке. Незаменимы  кроссворды, чайнворды и другие головоломки  в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком­либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз ­ рас»; чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.            Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед   обществом,   юмористическая   окраска,   стремление   к   розыгрышу,   ориентация   на   речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.          Деловая игра  используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления,  развитие творческих  способностей,  формирования  учебных  умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.            Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему: 1. Этап подготовки. Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка 2. материального обеспечения).                                  Ввод   в   игру   (постановка   проблемы,   целей,   условия,   инструктаж,   регламент,   правила, 3. распределение ролей, формирование групп, консультации). 4. 5. Этап проведения. Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм»). Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа 6. экспертов). 7. выводы и обобщения, рекомендации).       Игровые   формы   могут   быть   использованы   как   элемент   урока,   они   легко   подбираются   по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации   знаний   (в   начале   урока   или   перед   началом   изучения   новой   темы);   «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый   урок   (можно   назвать   свои   уроки   по­разному:   уроки­конференции,   аукционы,   диспуты, путешествия, КВН).          ВЫВОД:  Как видно, игровые технологии занимают важное место в учебно ­ воспитательном процессе,   так   как   не   только   способствуют   воспитанию   познавательных   интересов   и   активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:          1)правильно  организованная  с  учётом  специфики  материала  игра  тренирует   память,  помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;          2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;      3) игра ­ один из приёмов преодоления пассивности учеников;           4)   в   составе   команды   каждый   ученик   несёт   ответственность   за   весь   коллектив,   каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Меняются времена , меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И хочется работать на пределе, доказывая всем, что не зря ношу гордое имя учитель! Как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы. Вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что­то хорошее,  хотя бы интересный урок.

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя

Профессиональный опыт работы учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017