Профессиональный отбор (подбор) учащихся.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

“Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности” В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Иконка файла материала Профессиональный отбор.doc
Профессиональный отбор (подбор) учащихся. “Составная   часть   профориентации  ­  профессиональный   отбор  (подбор),  то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности”      В   процессе   профессионального   отбора   (подбора)   определяет     профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.       “Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем   недоступность   других.  Однако   это   вовсе   не   означает,  что   природа ставит   на   человеке   неизгладимый   знак   профессиональной   принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями”  Но,   отвергая   понимание   способностей   как   врожденных   особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие   некоторых   врожденных     психофизических задатков   ­ предрасположений к той или иной работе.  Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия   тайн   генетического   кода   природных   задатков,   но   и   активного воздействия   на   “биологическую   галактику”   человека   в   желательном направлении. “Профессиональная пригодность ­ это уровень соответствия физических качеств   и   психофизических   особенностей   человека   профессиональным требованиям”   Если   эти   качества   и   особенности   не   достигают   нужных требований,   происходит   перегрузка.   Это   случай   профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность. “Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный   исследовательский   процесс,   цель   которого   ­   выявить   и определить   с   помощью   научно   обоснованных   методов   степень   ивозможность   психофизиологической   и   социально­психологической пригодности   претендентов   на   обучение   и   работу   по   сложным ответственным профессиям”  Профотбор (подбор)  подразделяют   на два  вида ­  констатирующий  и организующий. “Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”.   В   случае   отрицательного   ответа   человек   предпринимает   новую попытку   решения   вопросов   трудоустройства.   Организующий   профотбор (подбор)   имеет   целью   выявить     и   оценить   индивидуальные   особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест” [10; 103]. Правильный   профотбор   (подбор)   следует   производить   с   помощью психологов, физиологов, медиков. С   усложнением   труда   в   процессе   научно­технического   прогресса   в условиях ускорения возможен   рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований   к   человеку.   Поэтому   очень   важно   еще   на   школьной   скамье ознакомить психофизиологические   ограничения,   с     учащихся,   особенно   имеющих   физические   и   данными   профессиями,   помочь молодым людям выбрать одну из них. Нередко   профотбор   (подбор)   трудно   осуществлять   из­за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной   пригодности   поступающих,   поэтому   сейчас   при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь необходимы   научно   обоснованные   храктеристики­рекомендации   школы, диагностические методы профотбора (подбора).