“Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности”
В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональный отбор (подбор) учащихся.
“Составная часть профориентации профессиональный отбор (подбор), то
есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить
данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности”
В процессе профессионального отбора (подбора) определяет
профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей
физиологических и интеллектуальных различий.
“Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает
доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже
совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа
ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности.
Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями”
Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей
человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать
наличие некоторых врожденных
психофизических
задатков
предрасположений к той или иной работе.
Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и
ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для
раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного
воздействия на “биологическую галактику” человека в желательном
направлении.
“Профессиональная пригодность это уровень соответствия физических
качеств и психофизических особенностей человека профессиональным
требованиям” Если эти качества и особенности не достигают нужных
требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной
неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
“Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально
организованный исследовательский процесс, цель которого выявить и
определить с помощью научно обоснованных методов степень ивозможность психофизиологической и социальнопсихологической
пригодности претендентов на обучение и работу по сложным
ответственным профессиям”
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида констатирующий и
организующий. “Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение
вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и
“негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую
попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор
(подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности
человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям,
что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по
своевременному заполнению вакантных мест” [10; 103].
Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью
психологов, физиологов, медиков.
С усложнением труда в процессе научнотехнического прогресса в
условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям.
Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий,
которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических
требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье
ознакомить
психофизиологические ограничения, с
учащихся,
особенно имеющих физические
и
данными профессиями, помочь
молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор
(подбор)
трудно осуществлять изза
недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе
абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о
профессиональной пригодности поступающих,
поэтому сейчас при
вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь
необходимы научно обоснованные храктеристикирекомендации школы,
диагностические методы профотбора (подбора).