Педагог дополнительного образования – это особая категория в традиционном на-боре педагогических специальностей, потому что его деятельность не может ограничиваться работой только по конкретной методике.
Педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.
            
        
        
        
                    
                
                    Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей
Педагог   дополнительного   образования   –   это   особая   категория   в   традиционном
наборе   педагогических   специальностей,   потому   что   его   деятельность   не   может
ограничиваться работой только по конкретной методике.
Педагогический   работник,   в   задачи   которого   входит   руководство   разнообразной
творческой  деятельностью  обучающихся в области  дополнительного образования,
организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.
Педагог дополнительного образования должен обладать целым рядом личностных
качеств:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
•быть чутким и доброжелательным;
•понимать потребности и интересы детей;
•иметь высокий уровень интеллектуального развития;
•обладать широким кругом интересов и умений;
•быть   готовым   к   выполнению   самых   разных   обязанностей,   связанных   с
обучением и воспитанием детей;
•обладать творческим потенциалом;
•иметь живой и активный характер;
•обладать чувством юмора, но без сарказма;
•проявлять   гибкость,   быть   готовым   к   пересмотру   своих   взглядов   и
постоянному самосовершенствованию[1].
Наиболее   ярко   и   точно   характеристику   профессионального   портрета   педагога
дополнительного образования детей дал Ш.А. Амонашвили: «Педагогвнешкольник 
это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец
их жизни, самоопределения и самоутверждения».
Руководство   разнообразной   творческой   деятельностью   обучающихся   в   области
дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в
школе.
Профессионально значимые качества педагога, которые составляют ядро его 
личности и нуждаются в развитии. К ним относятся:
o
o
o
o
• педагогическая направленность, которая представляется как 
доминирующая система мотивов, определяющая поведение педагога и его 
отношение к профессии;
• педагогическое целеполагание, т.е. умение определить важность 
педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
• педагогическое мышление, которое представляет собой умение 
использовать различные средства решения педагогических задач;
• педагогическая рефлексия как способность педагога к самоанализу;• педагогический   такт,   предполагающий   отношение   к   ребенку   как   главной
ценности.
Профессиональные функции — это те, которые имеют непосредственное отношение 
к учебновоспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов 
деятельности.
Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической 
деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования 
детей:
1) образовательная  обучение ребенка по дополнительным образовательным 
программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная  обогащение и расширение культурного слоя 
общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, 
определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое 
воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная  создание гибкой системы для реализации индивидуальных 
творческих интересов личности;
4) компенсационная  освоение ребенком новых направлений деятельности, 
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих 
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, 
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им 
сферах творческой деятельности;
5) рекреационная  организация содержательного досуга как сферы восстановления 
психофизических сил ребенка;
6) профориентационная  формирование устойчивого интереса к социально 
значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, 
включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не 
только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает 
выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов 
обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная  создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации  освоение ребенком социального опыта, приобретение им 
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых 
для жизни;9) функция самореализации  самоопределение ребенка в социально и культурно 
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное 
саморазвитие.