Цель: формирование у подростков умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой; профилактика подростковой девиации и вовлеченности в потребление ПАВ
кл.час НЕТ.docx
Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8
Тематический профилактический классный часпрактикум
«Умей сказать «НЕТ»
Цель: формирование у подростков умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами,
отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;
формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе
конфронтации с группой; профилактика подростковой девиации и вовлеченности в потребление ПАВ
Оборудование, материалы: компьютерная презентация «Учимся говорить «Нет»»
карточки с описанием ситуаций,
силуэты ладоней рук (из бумаги),
«Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.
этапы
1.Оргмомент
педагогпсихолог
Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас на обучающий практикум
«Умей сказать нет».
Сядьте удобно, закройте глаза и выполните движения: поднимите
глаза вверх, опустите вниз, вправо, влево, круговые движения.
Откройте глаза и поморгайте, подмигните друг другу.
Покажите жестом, используя большой палец, ваше настроение:
вверх –хорошее, вниз огорчены
Спасибо! Мы можем начать занятие.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в
классе, друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т.
д.
Почему существует потребность в принадлежности к какойлибо
группе?
Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы,
однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас
примечания
деятельность подростков
Приветствуют учителя и
рассаживаются по местам
Повторяют движения по
команде
рефлексия самочувствия
вовлеченность подростков
в диалог
пассивное слушание
2. Индуктор 3.
Аналитический
блок
индивидуален и чемто отличается от остальных. Именно это может
отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от
человека отказаться от своего мнения, принуждает следовать
примеру большинства. Часто это происходит незаметно для нас.
Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в
умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же,
невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
Давление или манипуляция – это когда тебя заставляют сделать
чтото такое, чего ты не хочешь.
Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление?
Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового
давления.
Вывод: поведение людей при групповом давлении можно разделить
на две группы:
ктото всегда готов стать как все – это конформисты;
другие готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового
давления
а) Лесть, похвала; в) Уговоры, обман;
б) Шантаж, подкуп; г) Угроза, запугивание;
Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых
единственный возможный вариант поведения при групповом
давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты
можешь причинить вред себе или комуто из окружающих.
Приведите примеры таких ситуаций.
К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как это сделать
мы постараемся сейчас обучиться:
а) Отказ – соглашение/формальный: человек в принципе согласен с
предложением, но по какимто причинам не решается дать согласие.
Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
беглый устный опрос
из жизненного опыта б) Отказ – причина Человек в принципе согласен с предложением, но
в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при
других обстоятельствах предложение было бы принято.
«Пойдём завтра в кино» «С удовольствием, но завтра у меня занятия по
математике.
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное
предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать
ценное альтернативное предложение
Пойдём завтра в спортзал» «Давай лучше погуляем в лесу».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при
каких обстоятельствах на предложение.
«Нет, я не буду курить»
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание.
Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы.
«Давай сходим на дискотеку» «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид
отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Практикум
Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)
В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её
новая подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо
обсуждать новости.
Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».
Инга: «Сейчас, только сигареты у отца поищу».
Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие
ещё не пробовала?»
Инга растерялась: «Нет».
Дарья протянула Инге чтото: «Слушай, такой кайф, и не опасно
совсем! На, попробуй!»
Обсуждение
Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)
Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них
Как ты поступишь? никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке.
Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.
1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки
что ли посмотрим?»
Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.
2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со
всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Обсуждение
Какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять
чужому давлению?
Вывод: давление на человека может оказываться поразному.
Необходимо учиться сопротивляться давлению. Чтобы успешно
сопротивляться давлению, надо самостоятельно решить, ак
поступать в каждом случае и опираться на свои сильные стороны.
Сделаем вывод: На доске прикреплены силуэт мальчикаподростка и силуэты
ладоней с надписями качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты,
мимика, движения), уверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения),
агрессивность, спокойствие, трусость.
(СЛАЙД – 13) Дети читают со слайда характерные черты уверенного человека,
при этом стараются изобразить поведение уверенного человека.
Список использованной литературы:
1. «Подростки ХХI века. Психологопедагогическая работа в кризисных
ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО»
2008.
2.«Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003
3. «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/
Москва «Просвещение» 2003
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.