Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.doc

Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков                    "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:

·                              Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);

·                              Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.


Задачи занятия:

1.               Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

2.               Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;

3.               Формирование мотивации к сохранению здоровья.


Организационные аспекты:

·                              Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);

·                              Состав группы 12-15 человек;

·                              Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.


Методика проведения занятия
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:

·                              Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

·                              Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".

·                             
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

·                              Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

·                              Запрет на диагнозы и оценку.

·                              Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу "снежный ком".

3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.

Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения".

Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.

Примеры спорных утверждений:

·                              Наркомания – это преступление;

·                              Легкие наркотики безвредны;

·                              Наркотики повышают творческий потенциал;

·                              Наркомания – это болезнь;

·                              У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;

·                              Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;

·                              Наркомания излечима;

·                              Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;

·                              Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;

·                              С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;

·                              Наркоманы часто умирают от СПИДа;

·                              Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;

·                              По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;

·                              Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;

·                              Продажа наркотиков не преследуется законом;

·                              Наркоманы – это не люди;

·                              Легкие наркотики можно разрешить.


4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:

·                              "свое увлечение", хобби;

·                              "самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);

·                              "дорогого человека"

Далее ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик") предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).

5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи.

Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, "заполучить" Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в "цветных", игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов.

Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку-факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

·                              Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;

·                              Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;

·                              Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;

·                              Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".


В обществе:

·                              Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;

·                              Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;

·                              Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;

·                              Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.


Особенности личности:

·                              Низкая самооценка;

·                              Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;

·                              Деформированная система ценностей;

·                              Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;

·                              Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");

·                              Завышенная самооценка ("захочу, брошу").


Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами.

Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?

Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после "дружбы" с наркотиками, за тобой!

Литература
1.  Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.

2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.

4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.