Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
Цель занятия:
· Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
· Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи занятия:
1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
2. Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
3. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Организационные аспекты:
· Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);
· Состав группы 12-15 человек;
· Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.
Методика проведения занятия
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями,
задачами занятия и правилами групповой работы:
· Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
· Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".
·
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга,
ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это
поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно.
Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
· Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
· Запрет на диагнозы и оценку.
· Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель:
установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы,
настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени
(Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество, сосед –
сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя
и качество. Упражнение проводится по типу "снежный ком".
3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает
возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них
утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с
оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного
мнения".
Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное
утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на
которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению
ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.
Примеры спорных утверждений:
· Наркомания – это преступление;
· Легкие наркотики безвредны;
· Наркотики повышают творческий потенциал;
· Наркомания – это болезнь;
· У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
· Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
· Наркомания излечима;
· Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
· Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
· С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
· Наркоманы часто умирают от СПИДа;
· Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
· По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
· Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
· Продажа наркотиков не преследуется законом;
· Наркоманы – это не люди;
· Легкие наркотики можно разрешить.
4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные
потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:
· "свое увлечение", хобби;
· "самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
· "дорогого человека"
Далее
ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик")
предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести
потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает
участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения,
затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у
тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог
бы отдать? Почему?).
5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель:
переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на
получение обратной связи.
Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед
Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты –
светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные
стороны и социально неодобряемые поступки, "заполучить" Душу к себе в
ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить
Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и
ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности,
то в "цветных", игровых условиях оно воспринимается участниками без
особых болезненных эффектов.
Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления
«судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей.
В случае необходимости можно предложить участникам подсказку-факторы, которые
подталкивают подростков к потреблению наркотиков.
Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками
В семье:
· Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
· Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
· Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
· Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".
В обществе:
· Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
· Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
· Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;
· Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.
Особенности личности:
· Низкая самооценка;
· Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
· Деформированная система ценностей;
· Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
· Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");
· Завышенная самооценка ("захочу, брошу").
Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей
судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные
и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После
начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам
защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад.
Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем
желательно ангелам, Богу поменяться местами.
Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что
показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было
труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала
сама Душа? Тебе не жалко наркомана?
Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим
объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения,
переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а
следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими
близкими после "дружбы" с наркотиками, за тобой!
Литература
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное
пособие. Ось-89, 2000.
2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.
3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.
4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.