Профилактика аддиктивного поведения. Что это?
Давайте разберемся в терминах. Определение понятия Профилактика – это предварительные меры для недопущения чего-либо.
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющееся от норм) поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.
К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.
Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для юного возраста характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.
Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:
· конфликты в семье;
· элементарная скука;
· желание попробовать в этой жизни как можно больше;
· стремление «не отбиваться от коллектива» (часто первая сигарета или выпитый алкоголь случаются в компании друзей, которые ранее уже употребляли спиртное или курили);
· желание расслабиться, либо из-за простого любопытства или по незнанию;
· из-за давления со стороны более старших подростков;
· такое поведение часто является протестом против родителей;
· аргумент о том, что это сейчас «модно».
Из этого списка понятно, что большая часть из них – это социальные причины. В результате эта «псевдожизнь» постепенно начинает доминировать над реальной, частично или полностью вытесняя ее. И здесь особенно актуальным является утверждение о том, что «болезнь легче предотвратить, чем лечить», поэтому нужно использовать проверенные методы профилактики аддиктивного поведения у несовершеннолетних детей.
Выделяют несколько видов профилактической работы:
ü Первичная. Включает меры, которые направлены на то, чтобы проблема не появилась.
ü Вторичная. Меры, направленные на то, чтобы как можно быстрее обнаружить, остановить или изменить к лучшему течение проблемы или болезни.
ü Третичная. Подразумевает замедление или остановку течения проблемы или болезни, даже если основное патологическое состояние сохраняется.
Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций.
Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием
у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным
потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Она включает следующие мероприятия:
1. Групповые формы работы, которые:
а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;
б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.
Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий – ролевые игры, тренинги и т.п., - помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств - от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.
2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.
3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.
Сам термин «профилактика» подразумевает определенный комплекс мероприятий, цель которых заключается в предотвращении появления и развития определенного явления в обществе. В данном случае, речь идет о тех проявлениях, которые принято относить к аддиктивному поведению. Основная задача в том, чтобы создать вокруг детей такое общество, в котором у них попросту не возникнет интереса к употреблению алкоголя и ПАВ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.