Профилактика аддиктивного поведения. Что это?
Оценка 4.6

Профилактика аддиктивного поведения. Что это?

Оценка 4.6
Особые потребности +1
docx
социальная работа
19.09.2024
Профилактика аддиктивного поведения. Что это?
Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций.
Профилактика аддиктивного поведения.docx

Профилактика аддиктивного поведения. Что это?

 

Давайте разберемся в терминах. Определение понятия Профилактика – это предварительные меры для недопущения чего-либо.

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющееся от норм) поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.

К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.

Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для юного возраста характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.

Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:

·         конфликты в семье;

·         элементарная скука;

·         желание попробовать в этой жизни как можно больше;

·         стремление «не отбиваться от коллектива» (часто первая сигарета или выпитый алкоголь случаются в компании друзей, которые ранее уже употребляли спиртное или курили);

·         желание расслабиться, либо из-за простого любопытства или по незнанию;

·         из-за давления со стороны более старших подростков;

·         такое поведение часто является протестом против родителей;

·         аргумент о том, что это сейчас «модно».

Из этого списка понятно, что большая часть из них – это социальные причины. В результате эта «псевдожизнь» постепенно начинает доминировать над реальной, частично или полностью вытесняя ее. И здесь особенно актуальным является утверждение о том, что «болезнь легче предотвратить, чем лечить», поэтому нужно использовать проверенные методы профилактики аддиктивного поведения у несовершеннолетних детей.

Выделяют несколько видов профилактической работы:

ü  Первичная. Включает меры, которые направлены на то, чтобы проблема не появилась.

ü  Вторичная. Меры, направленные на то, чтобы как можно быстрее обнаружить, остановить или изменить к лучшему течение проблемы или болезни.

ü  Третичная. Подразумевает замедление или остановку течения проблемы или болезни, даже если основное патологическое состояние сохраняется.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием

у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным

потребностям, подведением их к обдуманному выбору.

Она включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, которые:

а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;

б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий – ролевые игры, тренинги и т.п., - помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств - от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

 

Сам термин «профилактика» подразумевает определенный комплекс мероприятий, цель которых заключается в предотвращении появления и развития определенного явления в обществе. В данном случае, речь идет о тех проявлениях, которые принято относить к аддиктивному поведению. Основная задача в том, чтобы создать вокруг детей такое общество, в котором у них попросту не возникнет интереса к употреблению алкоголя и ПАВ.


 

Профилактика аддиктивного поведения

Профилактика аддиктивного поведения

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2024