Профилактика буллинга у обучащихся начальных классов в условиях общеобразовательной школы
Оценка 4.8

Профилактика буллинга у обучащихся начальных классов в условиях общеобразовательной школы

Оценка 4.8
docx
13.04.2020
Профилактика буллинга у обучащихся  начальных классов   в условиях общеобразовательной школы
Тезисы.docx

Профилактика буллинга у обучащихся  начальных классов 

в условиях общеобразовательной школы

 

ГБПОУ «Осинский колледж образования и профессиональных технологий»

 Фотина Наталья Владимировна

 

Проблема насилия - обширная область, разрабатываемая в мировой психологии, педагогике, философии, социологии и других отраслях научного знания. Проблема насилия в школе в отечественной науке долгое время относилась к категории проблем, которые принято было замалчивать. Однако на современном этапе следует отметить разрозненность представлений об этом явлении. По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. Примерно пятая часть всех совершается в системе образования.

В то время как, ФГОС ООО ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как  уважение других людей и взаимопонимания, Тем не менее, в средствах массовой информации все чаще и чаще стали появляться сообщения о негативной ситуации в школах. Эта проблема хоть и довольно широко освещается, но реальных действий к ее предотвращению не наблюдается. Проблема насилия, жестокости в образовательных учреждениях сохраняет свою актуальность.

4 мая обозначен в календаре как Международный день борьбы со школьной травлей, то есть с буллингом. В связи с этим рассмотрение данного вопроса приобретает особую значимость.

Целью данного исследования является рассмотрение возможности профилактики школьного буллинга у обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) провести аналитический обзор литературы, посвящённый проблеме школьного буллинга, как социального явления; 

2) обозначить причины проявления буллинга у учащихся и его последствия;

3) изучить возможность преодоления и профилактики буллинга;

4) составить  сборник для педагогов с подборкой игровых упражнений для профилактики буллинга в школе;

5) разработать памятку для родителей «Что делать, если ваш ребенок стал жертвой притеснения (буллинга) в школе?

Объектом  исследования является  школьный  буллинг. Предметом – профилактика школьного буллинга в условиях общеобразовательной школы.

Контингент исследования – обучаюущиеся начальных классов общеобразовательной школы. Работа носит опытно-практический характер и состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, заключения и приложения.

Психолого-педагогические основы буллинга раскрывает объект исследования.  

Психолог Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей, который представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. /13/ Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек.  По мнению психолога И.Н. Кона, буллинг - это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. /10/

В переводе с английского языка «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.  Школьный  буллинг - социальное явление, широко распространенное сегодня в России, США, Канаде, Японии и практически во всех странах Европы. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века.

Школьное насилие включает в себя различные действия обидчика по отношению к жертве. В связи с этим можно выделить следующие виды буллинга: /9/

Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. Также в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно.

Причины буллинга сложны и  разнообразны. Одна из причин появления у детей признаков  агрессивного поведения в школе лежит в природе социализации.  Так же буллинг может возникать  и как механизм самозащиты, как  проявление страха или тревоги в  тех случаях, когда ребенок видит  опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится  защитить себя. Так же причинами возникновения буллинга могут стать отношения в семье

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. /5/

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Таким образом, буллинг необходимо рассматривать как социальное явление, в котором включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные. Наличие агрессивных детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга в школе.

При обнаружении в коллективе учащихся, практикующих насильственные действия по отношению к другим детям, педагогу следует тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на этого ученика. Но следует помнить, что деятельность педагога будет эффективной, если применять формы работы способствующие ослаблению  детской агрессивности. /1/

Для преодоления школьного  буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины и информировать родителей о существовании данного явления.

Невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.

Очень важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта. Сделать это можно
правильными методами.  

В качестве приоритетных задач  по профилактике буллинга в работе с детьми начальной школы нами выделены следующие задачи: /14/

- снижение уровня агрессивности, неконтролируемого чувства гнева и злости;

 - формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

 - снижение уровня тревожности у младших школьников;

- повышение уровня самооценки младших школьников;

- развитие чувства эмпатии; способности понимать свои чувства; переживания,     состояния и интересы других детей;

 - развитие коммуникативных качеств,

-оптимизация межличностных отношений, повышение групповой сплоченности.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где принципиальную позицию занимает сам учитель.

Итак, возможно осуществлять профилактику школьного буллинга у обучающихся  в условиях общеобразовательной школы. Цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.

Данная работа будет представлять интерес для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, педагогам, работающим в общеобразовательном учреждении, а также родителям, интересующимся вопросами воспитания.

 

Литература

1. Алексеева, И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. Пользователи сети Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.su/feed/2510/

2.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Питер. – 2003. – 296 с.

3.Бандура, А. Теория социального научения/А. Бандура. – М. : Директ-Медиа. –2008. – 532 c.

4.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

5.Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга /О. Л.Глазман// Известия Российского государственного педагогического университетаимени А.И.Герцена. – Санкт-Петербург , 2009. –  105.  – С. 159–165.

6.Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М. : Просвещение. – 1939. – 265с.

7.Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2005. 248 с. 19.

8.Курбатова, Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.

9.Кривцова, С.В. Буллинг в школе  VS  сплоченность неравнодушных., 2011.

10.Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, 11. с.15-18.

 11.Ктотова, Н.В. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/– Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.

 12.Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005. –111 с.

13.Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг)//Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

14. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Профилактика буллинга у обучащихся начальных классов в условиях общеобразовательной школы

Профилактика буллинга у обучащихся начальных классов в условиях общеобразовательной школы

Эмоциональное насилие , которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение , унижает его и снижает его самооценку

Эмоциональное насилие , которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение , унижает его и снижает его самооценку

Данная работа будет представлять интерес для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, педагогам, работающим в общеобразовательном учреждении, а также родителям, интересующимся вопросами воспитания

Данная работа будет представлять интерес для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, педагогам, работающим в общеобразовательном учреждении, а также родителям, интересующимся вопросами воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020