Профилактика буллинга у обучащихся начальных классов
в условиях общеобразовательной школы
ГБПОУ «Осинский колледж образования и профессиональных технологий»
Фотина Наталья Владимировна
Проблема насилия - обширная область, разрабатываемая в мировой психологии, педагогике, философии, социологии и других отраслях научного знания. Проблема насилия в школе в отечественной науке долгое время относилась к категории проблем, которые принято было замалчивать. Однако на современном этапе следует отметить разрозненность представлений об этом явлении. По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. Примерно пятая часть всех совершается в системе образования.
В то время как, ФГОС ООО ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как уважение других людей и взаимопонимания, Тем не менее, в средствах массовой информации все чаще и чаще стали появляться сообщения о негативной ситуации в школах. Эта проблема хоть и довольно широко освещается, но реальных действий к ее предотвращению не наблюдается. Проблема насилия, жестокости в образовательных учреждениях сохраняет свою актуальность.
4 мая обозначен в календаре как Международный день борьбы со школьной травлей, то есть с буллингом. В связи с этим рассмотрение данного вопроса приобретает особую значимость.
Целью данного исследования является рассмотрение возможности профилактики школьного буллинга у обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести аналитический обзор литературы, посвящённый проблеме школьного буллинга, как социального явления;
2) обозначить причины проявления буллинга у учащихся и его последствия;
3) изучить возможность преодоления и профилактики буллинга;
4) составить сборник для педагогов с подборкой игровых упражнений для профилактики буллинга в школе;
5) разработать памятку для родителей «Что делать, если ваш ребенок стал жертвой притеснения (буллинга) в школе?
Объектом исследования является школьный буллинг. Предметом – профилактика школьного буллинга в условиях общеобразовательной школы.
Контингент исследования – обучаюущиеся начальных классов общеобразовательной школы. Работа носит опытно-практический характер и состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, заключения и приложения.
Психолого-педагогические основы буллинга раскрывает объект исследования.
Психолог Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей, который представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. /13/ Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек. По мнению психолога И.Н. Кона, буллинг - это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. /10/
В переводе с английского языка «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Школьный буллинг - социальное явление, широко распространенное сегодня в России, США, Канаде, Японии и практически во всех странах Европы. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века.
Школьное насилие включает в себя различные действия обидчика по отношению к жертве. В связи с этим можно выделить следующие виды буллинга: /9/
Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. Также в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно.
Причины буллинга сложны и разнообразны. Одна из причин появления у детей признаков агрессивного поведения в школе лежит в природе социализации. Так же буллинг может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя. Так же причинами возникновения буллинга могут стать отношения в семье
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. /5/
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Таким образом, буллинг необходимо рассматривать как социальное явление, в котором включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные. Наличие агрессивных детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга в школе.
При обнаружении в коллективе учащихся, практикующих насильственные действия по отношению к другим детям, педагогу следует тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на этого ученика. Но следует помнить, что деятельность педагога будет эффективной, если применять формы работы способствующие ослаблению детской агрессивности. /1/
Для преодоления школьного буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины и информировать родителей о существовании данного явления.
Невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.
Очень
важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить
еще до начала открытого конфликта. Сделать это можно
правильными методами.
В качестве приоритетных задач по профилактике буллинга в работе с детьми начальной школы нами выделены следующие задачи: /14/
- снижение уровня агрессивности, неконтролируемого чувства гнева и злости;
- формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
- снижение уровня тревожности у младших школьников;
- повышение уровня самооценки младших школьников;
- развитие чувства эмпатии; способности понимать свои чувства; переживания, состояния и интересы других детей;
- развитие коммуникативных качеств,
-оптимизация межличностных отношений, повышение групповой сплоченности.
Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где принципиальную позицию занимает сам учитель.
Итак, возможно осуществлять профилактику школьного буллинга у обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.
Данная работа будет представлять интерес для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, педагогам, работающим в общеобразовательном учреждении, а также родителям, интересующимся вопросами воспитания.
Литература
1. Алексеева, И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. Пользователи сети Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.su/feed/2510/
2.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Питер. – 2003. – 296 с.
3.Бандура, А. Теория социального научения/А. Бандура. – М. : Директ-Медиа. –2008. – 532 c.
4.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
5.Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга /О. Л.Глазман// Известия Российского государственного педагогического университетаимени А.И.Герцена. – Санкт-Петербург , 2009. – № 105. – С. 159–165.
6.Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М. : Просвещение. – 1939. – 265с.
7.Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2005. 248 с. 19.
8.Курбатова, Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.
9.Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных., 2011.
10.Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
11.Ктотова, Н.В. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/– Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.
12.Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005. –111 с.
13.Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг)//Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
14. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.