Выступление на педсовете: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении» (30.12.2019)
Буллинг (английское bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг всегда основан на психологическом терроре. Он преследует цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют. Если в мягких случаях буллинг понижает эмоциональный фон жертвы и её самооценку, то в жестких способен довести до суицидальных действий. При этом травля не всегда представляет собой прямую атаку.
Моббинг и буллинг схожие понятия - это травля. Но буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности интернета - кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг - это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов.
Существуют обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе
1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию
Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение психологического обследования ребенка.
Сбор информации проводится по следующим направлениям:
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
Полученную информацию педагог должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку учеников
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете
4. Помогают объединить класс совместные мероприятия
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга
Скажите ребенку:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.