Программа по профилактике буллинга в школе может включать в себя следующие шаги.
Со стороны классных руководителей:
1. пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
2. знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото,видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
3. обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
4. работа с детьми;
5. беседы с родителями учеников.
Со стороны школьного психолога или социального педагога:
1. подготовка методических рекомендаций для учителей;
2. подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
3. беседы с детьми;
4. встречи с родителями учеников.
Со стороны администрации учебного заведения:
1. принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
2. проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
3. проведение школьных методических объединений;
4. организация родительских собраний.
Затем, как правило, социальный педагог, школьный психолог или медиатор составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.
Мероприятия по профилактике буллинга
Отметим, что профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще.
В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:
· совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;
· классные часы;
· беседы психолога с детьми;
· создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;
· общешкольные квесты, конкурсы типа «Минуты славы», «КВН» «Фабрики звезд», выставки достижений и т. д.;
· мероприятия, способствующие сплочению детей;
· участие в благотворительных акциях «Старость в радость», патронаж домов престарелых, детских интернатов;
· чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;
· просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;
· написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения;
· театрализованные постановки;
· психологические тренинги, ролевые игры.
Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
Когда мы говорим о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то стоит в первую очередь учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Или, скажем, игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшеклассникам, но и подросткам.
Привлекаем родителей для борьбы с буллингом
Несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли в одиночку – необходима помощь мам и пап учеников. Желательно всех, но в первую очередь это должны быть родители агрессоров и жертв. Особенно результативно привлекать родителей к профилактике буллинга в начальной школе. Во-первых, именно они первыми могут заметить, что с ребенком что-то не так. Во-вторых, дети в этом возрасте очень доверяют мнению мамы и папы и пока еще считают его самым авторитетным. Тогда как подростки более склонны к откровенности с друзьями и именно к их советам больше прислушиваются. Однако когда мы говорим о профилактике буллинга в подростковой среде, становится ясно, что и здесь не обойтись без помощи родителей. Невзирая на собственный нигилизм (подчас напускной), тинейджеры в глубине души продолжают прислушиваться к мнению значимых взрослых и ждут их оценки тех или иных действий. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения.
Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:
· родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
· индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
· тренинги;
· консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:
· что делать, если вашего ребенка травят;
· как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
· что делать, если ребенок – зачинщик.
Есть взрослые (родители агрессоров и наблюдателей), которые из эгоизма, черствости или трусости выбирают равнодушное отношение к ситуации и не пытаются ее изменить. Необходимо донести до таких мам и пап, что позиция «Моя хата с краю» здесь опасна хотя бы потому, что профилактика скулшутинга и буллинга идут рука об руку и однажды может случиться так, что не поздоровится именно их ребенку. В новостях то и дело мелькают сюжеты о том, как доведенный до отчаяния подросток расправляется с обидчиками, а попутно и с невиновными людьми, которые случайно оказались рядом, то есть о скулшутинге (англ. school shooting – стрельба в школе). Кроме того, известно, что травля отрицательно влияет на психическое и душевное здоровье не только жертвы, но и ее обидчиков, и даже свидетелей – тех, кто, казалось бы, вообще «не при делах».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.