«Профилактика деструктивного поведения у несовершеннолетних в условиях образовательной организации»
На сегодняшний день деструктивное поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, другими саморазрушающими действиями подростков. В связи с этим, вопросы раннего выявления и адекватной профилактики деструктивного поведения в подростковой среде приобретают первоочередное значение.
Все вы знаете, что деструктивное поведение обычно направлено на саморазрушение, либо на разрушение чего-то из вне. Как раз наразрушение из вне мы сегодня и остановимся поподробнее.
Профилактика буллинга и тактики работы
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательной организации:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в образовательной организации пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
2. Проявить активность в данной ситуации.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.
Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с классом.
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те обучающиеся, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
8. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Методы профилактики буллинга для педагогов.
Классный час
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм - еженедельное краткое обсуждение темы - очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.
Внутриклассные правила
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе.
Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.
Просмотр фильмов
Многие учителя, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.
В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.
Комбинирование форм работы
Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию образовательной организации, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями может выглядеть следующим образом:
· переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой, и предложить письменно описать все случившееся;
· переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;
· объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
· собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
· подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
· поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;
· вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
· обучить с помощью психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
· потребовать от обидчиков извинений;
· если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
· если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».
Мини-тренинг «Профилактика буллинга в подростковой среде»
КЕЙС 1
Классный руководитель Наталья Васильевна знакомит учеников 2 «Д» класса
с новенькой девочкой Алией Р. По национальности она узбечка, по-русски говорит
с трудом, смуглая, доброжелательная. Накануне, отец девочки, устраивая ребенка в
школу, предупредил директора и классного руководителя, что перевод ребенка в
данную школу был вынужденным из-за дискриминации ребенка по национальному
признаку в предыдущей школе.
В первый же день пребывания Алии в школе, прощаясь с родителями и детьми после уроков, Наталья Васильевна услышала некорректные и обидные реплики
родителей в адрес новенькой ученицы («черномазая»). На следующий день аналогичные высказывания Наталья Васильевна услышала из уст детей.
Вопрос:
1.Какую работу должен провести классный руководитель с обучающимися
класса и их родителями по формированию толерантных установок в отношении
обучающихся другой национальности?
Отчет: Работа с классным коллективом по преодолению фактов жестокого обращения:
Цель:
1. Формирование общественного мнения к фактам жестокого обращения;
2. Формирование правил конструктивного общения в классе.
1) Просмотр художественного фильма (отрывка), тематических видеороликов с по следующим его обсуждением.
В ходе обсуждения фильма (видеоролика) педагогу необходимо донести мысль:
· о том, что суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит - это насилие и вопрос нарушения прав;
· о том, что насилие – страшный пожиратель энергии, от травли страдают все:
-«жертва» получает опыт унижения, отвержения, незащищенности;
-«обидчик»получает опыт безнаказанности, иллюзии своей силы и правоты, что приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений;
-«свидетели» получает опыт бессилия перед властью толпы, испытывает стыд за свое слабодушие и страх самому оказаться жертвой.
2) Практикум по взаимодействию в классе
В ходе практикума педагогу необходимо донести мысль: о том, что при три травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле однивсегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию, а препятствует.
3) Обсуждение, принятие конструктивных правил в классе и контроль за их ис полнением.
- обсуждение правил в классе в подгруппах, запись принятых правил на ватмане;
- «счетчик травли» - какой-нибудь сосуд или доска, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похоже на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т.д.
- сочинение общей сказки (составление коллажа всем классом) про «хронику выздоровления» или составление «графика температуры».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.