Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламы
Оценка 4.7

Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
29.01.2020
Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламы
В данном материале раскрыто понятие "реклама", описано её влияние на психику школьника и даны рекомендации для проведения профилактической работы по предупреждению развития зависимости от ТВ-рекламы...
Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламыMicrosoft Office Word (5).docx

«Профилактика детской зависимости от ТВ – рекламы»

 

Профилактика зависимостей (аддикций) – это система мер, направленных на предупреждение формирования зависимостей:

Воздействие телевизионной рекламы на детей С разными вопросами обращаются к детскому психологу родители. Но никто не спрашивает, нужна ли детям телевизионная реклама. И если да, то как часто и в каком объеме. Почему? Потому что каждый взрослый, будь то профессиональный криэйтор или же человек, от производства рекламы далекий, догадывается, что детям она неполезна. Как неполезна, впрочем, и взрослым тоже. Давайте попробуем разобраться, почему. Каждый человек, существуя, испытывает определенные потребности. Ему нужно некоторое количество еды, чтобы не умереть с голоду, он не может жить без укрытия, так как климат не позволяет, он нуждается в "теплом пальтишке", чтобы прикрыть наготу и выглядеть красивее, чем есть на самом деле. И это далеко не все. Если мы вспомним, что есть еще потребности в общении, смысле жизни, самоуважении и разные другие, то поймем, что каждому много чего недостает. Неудовлетворенные потребности, как известно, разрушают личности изнутри. И человек стремится их удовлетворить. То есть потребность - это тот источник жизненной энергии, который побуждает человека к деятельности. Голодный будет искать кусок хлеба или зарабатывать на него. Босой пойдет к сапожнику. Мы все знакомы с историями о заблудившихся в пустыне путниках, которые запросто поедали "все, что пищит и ползает", и о находившихся в заключении творцах, которые изыскивали способы самоактуализироваться (рисовать, писать, ваять и т.д.), используя подручный материал. Потребность пробивает себе дорогу, и это происходит естественно. Если же человек ничего не хочет, то, как правило, он ничего и не предпринимает. И если потребность не очень сильна, то активности обычно за собой не влечет. Что тоже хорошо, так как человеческие силы ограничены и в это время расходуются на что-то другое, более важное. За это "отвечает" психика - эволюционное завоевание, помогающее человеку в его самоорганизации.

А теперь задумаемся о том, для чего служит реклама.

Во-первых, для того, чтобы оповестить о существовании некоторого, будем говорить, товара (таковым может быть и предмет обихода, и произведение искусства, и путешествие). То есть реклама нас информирует о том, чего мы раньше не знали. За это ей спасибо. Это наиболее честная часть рекламного послания, потому что она обращается к сознанию человека, и он может воспринимать ее критически.

Во-вторых, реклама актуализирует потребность, которая до сих пор была скрытой. Например, вы ощущаете легкую жажду, с которой вам не трудно справиться. При виде свежего зеленого огурца вы начинаете ее чувствовать гораздо сильнее и понимаете, что именно в огурце для вас все спасение. Это послание тоже достаточно откровенно, оно использует наглядные образы, знаки с устойчивым, открытым для всех смыслом. Но оно смещает внимание воспринимающего в область латентных (скрытых, неявных) потребностей, пробуждает и усиливает те, на которые можно было бы и не обращать внимания. "Моя шестилетняя дочь считает, что все, о чем говорится в рекламе, надо обязательно купить. Отказ воспринимается со скандалом".

 В-третьих, реклама может формировать новые потребности. Например, не знал ребенок о существовании видеоигр и жил себе спокойно, ограничиваясь играми подвижными и настольными и радуясь жизни. Но ему открылось. И он начинает выпрашивать у родителей нечто новое. "Мой сын просит покупать все новые жвачки, напитки, про которые появляется реклама, а потом перед зеркалом проверяет: стали ли белее зубы от какой-то отбеливающей жвачки. Это же смешно! Обожает участвовать во всяких розыгрышах призов, собирает крышки от бутылок или этикетки, а потом очень обижается, если ничего не выиграл".

В-четвертых, реклама - это все-таки некоторое произведение искусства. И, будучи таковым, она обращается к чувству прекрасного в человеке. И утверждает себя в качестве образчика этого прекрасного. То есть как бы говорит: красиво то, что здесь, а все остальное - сомнительно, недостаточно и вообще второсортно. И приглашает следовать тем эстетическим (да и этическим тоже) эталонам, которые используются в рекламе. Можем ли мы с этим согласиться? Готовы ли принять в свою семью тетю Асю, еще какую-нибудь тетю? Поначалу кажется, что нет. Но, учитывая авторитет СМИ и высокое доверие нашего народонаселения ко всем официальным источникам, нужно заметить, что рано или поздно даже дети из семей, где принято читать книги, вдруг начинают изъясняться слоганами, цитировать не Винни-Пуха, а нечто из области гигиены. И при этом не чувствовать разницы. "Моя дочь постоянно повторяет все эти фразочки из рекламы, к месту и не к месту. Мне кажется, это обедняет ее речь".

И, наконец, реклама - источник формирования нового самоотношения. Производители рекламы пропагандируют не только товар, а образ жизни, мироотношение, демонстрируя понимание внутренних пружин личности воспринимающего, сочувствие и дружелюбие к нему. "А кому сейчас легко?" - это демократично; "Разве у меня нет вкуса?" - это изысканно, но, на первый взгляд, как будто бы вовсе не о пиве и не о коньяке "Хеннесси". И отказывающийся от бутылки пива чувствует себя неприобщенным, одиноким, оставленным наедине со своими тяготами, а ограничивающий себя в рюмке коньяка - жертвой собственного дурновкусия.

Итак, реклама - это средство манипулирования личностью, призванное скорректировать ее потребности и вкусы в соответствии с нуждами рекламодателя (а никак не потре6ителя).   В зависимости от стадии развития сюжета человек может испытывать те или иные чувства, пребывать в разных состояниях. Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя. "Полуторагодовалый сын просто обожает смотреть рекламу, хотя вообще-то к телевизору равнодушен. Только в то время, когда идет реклама, с ним можно что-то сделать, от чего он часто отказывается: накормить, одеть на улицу и т.п.". То, о чем пишет читательница, - не радостный пример послушания, а проявление силы рекламного воздействия, которое активно уводит детей от привычного поведения и заставляет вести себя нехарактерным образом. Исходя из подобных соображений, многие родители перестают считать рекламу безобидной и задаются вопросом: как от нее защититься? Самыми обеспокоенными уже придуманы и продолжают придумываться всевозможные способы защиты - некоторые из них мы приводим на этих страницах. Я же зачитаю  лишь несколько простых советов.

·          Маленьким детям, лет до четырех-пяти, детям с неустойчивой психикой лучше вообще ее не смотреть или по крайней мере выключать на это время звук.

·          Не спешите приохотить детей к телевизору - в наш компьютеризованный век они еще успеют пообщаться с говорящим экраном. Лучше в первые годы жизни ребенка постараться приучить его к чтению и живому, естественному, традиционному общению - сделать так, чтобы "ящик" не смог быть конкурентом родителям.

·          У детей постарше полезно повышать критичность к любому посланию, пришедшему посредством СМИ. Для этого стоит задать себе хотя бы три вопроса о содержании рекламы: КТО это говорит (турагентство, аптека, фабрика игрушек); КОМУ говорит (скучающей домохозяйке, больному-хронику или невротику-ипохондрику, капризному ребенку); и ЗАЧЕМ (чтобы ВАС развлечь и порадовать или...). Усомнившись в искренности послания и открыв в нем двойной и тройной смысл, любой человек оказывается более устойчивым к его воздействию. В этом стоит упражняться в присутствии детей - почувствовав иронию и недоверие взрослых, они последуют этому примеру. И, наконец, укрепляйте в себе и детях чувство собственного достоинства, главным проявлением которого является разборчивость!  

 Психологическое воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений: эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты человека.

В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:

1.      когнитивный (получение новой информации за  счёт  процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);

2.      аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);

3.      регулятивный (побуждение к конкретным действиям);

4.      коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования)  

Телевидение – самое разностороннее из рекламных средств. Уникальная особенность ТВ-рекламы состоит в том, что для нее характерны, во-первых, сочетание звукового и зрительного воздействий и, во-вторых, огромная, по сравнению с любым другим рекламным средством, аудитория.

       Отмечая особое влияние рекламы на детей, В. Паккард подчеркивает, что основная функция современной рекламы – готовить детей к «будущей профессии – быть квалифицированными потребителями

        Среди методов психологического воздействия рекламы на детей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическая заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребенком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность детей ввиду несформированной целостности личности).

При этом с точки зрения психологической защиты дети по сравнению со взрослыми еще не в состоянии противопоставлять воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

       Несмотря на актуальность и большую теоретическую и практическую значимость изучения воздействия рекламы на сознание и поведение детей, эта проблема остается недостаточно разработанной.

        Целью предпринятого нами экспериментального исследования было изучение особенностей восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы и ее влияния на поведение детей. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста и 20 их родителей; 13 учащихся I класса и 13 их родителей и столько же учащихся II класса и их родителей. Кроме того, были исследованы 16 учащихся среднего (VI класс) и 12 старшего (X класс) школьного возраста.

      В исследовании использовались специально разработанные методики: анкетирование родителей и стандартизованное интервью с детьми.

      Целью исследования было выявление особенностей восприятия и отношения детей к телевизионной рекламе, характера и степени ее влияния на детей разного возраста, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе их родителей, влияние родительского отношения к ТВ-рекламе на отношение к ней детей.

      Полученные результаты позволили выявить отношение детей различных возрастных групп к рекламной продукции.

 

Отношение детей различных возрастных групп к телевизионной рекламе (в % по возрастным группам)

Возрастная группа детей

Отношение к ТВ-рекламе

Подготовительная группа ДОУ (5–6 лет)

Положительное – 55.
Выборочно нравится – 10.
Отрицательное – 35

I класс

Положительное – 38,4
Выборочно нравится – 15,4.
Отрицательное – 46,2

II класс

Положительное – 38,4.
Выборочно нравится – 15,4.
Отрицательное – 46,2

VI класс

Положительное – 18.
Выборочно нравится – 25.
Отрицательное – 57

X класс

Положительное – 0.
Выборочно нравится – 8.
Отрицательное – 92

     Из таблицы видно, что с возрастом у детей нарастает критическое отношение к телевизионной рекламной продукции. В группе детей старшего дошкольного возраста больше половины детей положительно относятся к рекламе, любят ее смотреть. В младшем школьном возрасте таких детей уже меньше (примерно 38%), среди детей 11-12 лет – только 18%, а старшим подросткам реклама совершенно не нравится. При этом отдельные рекламные ролики нравятся примерно 10% старших дошкольников, 15% младших школьников, 25% младших подростков и только 8% старших подростков. Негативное отношение к ТВ-рекламе устойчиво растет.

  • Каковы же особенности восприятия рекламы в разных возрастах?
  • Каковы представления детей о назначении рекламы?

      Младшие дети затрудняются дать какое-либо определение феномена рекламы.

Половина детей подготовительной группы и первоклассников просто отказываются это сделать. Примерно 40% детей в подготовительной группе, 69% в I классе, 46% во II классе хорошо представляют себе реальное назначение рекламы – информировать потенциальных покупателей о различных товарах. Достаточно частыми ответами являются такие, как «перерыв в телепередачах» (около 15% дошкольников), «развлечение, отдых» (около 23% второклассников). Среди младших подростков 75% отмечают, информирующую функцию рекламы. Только 8% детой не знают, для чего нужна реклама, а 18% указывают на негативную функцию телевизионной рекламы («чтобы мучить людей», «чтобы отнимать время»). Интересно, что только 50% старших подростков говорят о позитивном значении рекламы для информирования о новых товарах, а 40% отмечают агрессивную, манипулятивную функцию рекламы («по воздействие на психику человека морочат голову, чтобы покупали их товары», «это попытка впихнуть покупателю то, что ему не нужно»).

Отвечая на вопрос «Ты бы хоте; чтобы рекламы на ТВ не было?: 35% дошкольников, 69% первоклассников, 54% второклассников 50% младших подростков и 40% старших подростков ответили утвердительно.

Однако 55% дошкольников, 15,5% первоклассников, 38,5% второклассников, а также 50% младших и 60% старших подростков считают рекламу необходимой. Правда, большинство из них хотели бы ограничить информацию по времени и частоте повторения.

О доверии детей к рекламе можно судить на основании данных, приведенных в табл. 2.

Из таблицы видно, что 55% дошкольников верят рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, больше половины – не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям. А число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом.

       Таким образом, на основании светов родителей можно сделать ввод о том, что влияние рекламы слишком часто проявляется в деятельности детей. Дети запоминают отдельные выражения или необычные сюжеты. При этом, когда детей просили вспомнить какую-либо телевизионную рекламу, отдельные фразы, песенки, персонажей, у большинства дошкольников и младших школьников это вызывало затруднения. Так, в подготовительной группе не смогли что-либо вспомнить 90% детей, в I классе – 70, а во II классе – 62% детей. Из того, что до вспомнили, можно привести так примеры: конфеты «Финт» – «У меня новая стрелялка»; «Найди под крышкой олимпиаду»; «Пиво пил. Толь что присели»»; «7 колец и братство кольца».

 

 

15 способов избежать ТВ зависимости.

Это один из примеров, когда родители не препятствуют созданию телевизионной зависимости у ребенка и, фактически, ее поощряют. Предлагаем вам 15 советов, как превратить телевизор из врага в друга и не сделать яблоком раздора в вашей семье.

 

1.   Ответьте честно на вопрос: а как часто вы смотрите телевизор сами? Или чаще его включаете по привычке для создания звукового фона? Дети во всем подражают родителям. И следуя вашему примеру, малыш будет также включать телевизор, чтобы он составлял ему компанию в комнате. Поэтому пересмотрите свою привычку и, приходя с работы, не щелкайте машинально кнопку на пульте. Ведь все новости сможете прочитать в Интернете. А освободившееся время от просмотра фильма или новостного блока используйте лучше на общение с ребенком.

 

2.   Не включайте телевизор, если вы занимаетесь каким-либо делом и не видите, что идет на экране. Нельзя оставлять ребенка наедине с ТВ-картинкой. Ведь возможен показ агрессивных кадров, которые нарушат сон и психологическое состояние вашего малыша.

 

3.   Найдите ребенку более полезное развлечение, чем просмотр телевизора. Ведь он дает колоссальную нагрузку на глаза и мозг юного создания. Если проигнорировать это, в результате можно получить перевозбужденного ребенка.

 

4.   Контролируйте время, которое ваш малыш проводит у телевизора. Детям, которым еще нет двух лет, согласно медицинским рекомендациям, не должны проводить у телеэкрана более 15 минут в день.

 

5.   Покажите ребенку правильное расстояние, с которого он может смотреть телевизор. Важно, что оно было не менее двух метров. Выполнение этой рекомендации позволит сохранить зрение вашего малыша в нормальном состоянии.

 

6.   Заведите традицию просмотра мультфильма за час до сна. Это поможет вашему ребенку не перевозбудиться перед ночным отдыхом. Если малыш начнет возражать, доходчиво объясните ему, что просмотр телевизора после 9 часов вечера повредит ему, он не сможет крепко спать и видеть хорошие сны. В качестве стимула можете включать самые любимые мультфильмы малыша. Если вы будете настойчивы и последовательны в своих действиях, сможете приучить ребенка к такому графику.

 

7.   Поставьте блокировку, чтобы ребенок не мог самостоятельно включать телевизор. Как это сделать – вам подскажет ваша фантазия. Самый простой способ – вынуть батарейку из пульта. Однако с возрастом дети могут вас перехитрить и обходиться без пульта. Придется придумывать новые методы.

 

8.   Минимизировать вредное влияние телевизора вы сможете, заняв ребенка другими занятиями. Занимайтесь с ним спортом, чаще гуляйте, учите иностранные языки, кормите в парке птиц или белок, все, что угодно… Ваша задача – приучить ребенку к здоровому образу жизни, в котором нет места бесцельному просиживанию перед экраном.

 

9.   Предложите ребенку право выбора - что он хочет посмотреть по телевизору. Однако предварительно составьте перечень того, что будет интересно и полезно вашему ребенку. Это могут быть добрые и интересные мультфильмы или сказки. Это позволит вам создать правильный тон при просмотре телевизора.

 

10. Всегда переключайте телеканал, если на нем идет реклама. Замечено, что малыши с интересом смотрят рекламные блоки из-за того, что там быстрая смена кадров. Это очень большая нагрузка на глаза и мозг маленького человечка.

11. Сделайте телевизор вашим союзником. К примеру, при сборе в детский сад включайте любимый мультфильм. Это позволит быстрее одеть ребенка. Ведь многие малыши усложняют родителям этот процесс беспричинными капризами.

 

12. Не позволяйте ребенку громко включать телевизор, ведь это может спровоцировать проблемы со слухом. Чтобы маленький ребенок вас понял, покажите ему ту цифру на экране при помощи пульта, выше которой повышать громкость нельзя. Пугать ничем страшным малыша не стоит – не провоцируйте у него страхи. В доступной форме объясните, что его маленьким ушкам будет больно, и в качестве примера приведите что-то громкое, с чем ребенок уже знаком. Например, шум, производимый грузовым автомобилем, сигнал поезда…

 

13. Избавьтесь от традиции включать телевизор в качестве фона во время семейных праздников. Ведь общаться с близкими людьми вы можете и без мерцающего экрана.

 

14. Если вы упустили время и ТВ-зависимость уже появилась, придется идти по пути эффективного отучения ребенка. Для начала можете инсценировать поломку телевизора. Важно всегда об этом помнить и по забывчивости не включить его. А чтобы ребенок не расстраивался, увлеките его интересной игрой.

 

15. Если в ваше отсутствие ребенок остается с другими членами семьи или няней, попросите их не включать телевизор. Не секрет, что многие бабушки обожают телесериалы и могут смотреть их часами. Это будет пагубным для вашего ребенка. Если есть подозрение, что ваша просьба не выполняется, попросту отключайте телевизор из сети или даже забирайте необходимые для его работы провода с собой.

Надеемся, что этим способы будет вам полезны, и сможете избавить своего малыша от ТВ-зависимости.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Профилактика детской зависимости от

Профилактика детской зависимости от

В-третьих , реклама может формировать новые потребности

В-третьих , реклама может формировать новые потребности

Маленьким детям, лет до четырех-пяти, детям с неустойчивой психикой лучше вообще ее не смотреть или по крайней мере выключать на это время звук

Маленьким детям, лет до четырех-пяти, детям с неустойчивой психикой лучше вообще ее не смотреть или по крайней мере выключать на это время звук

Несмотря на актуальность и большую теоретическую и практическую значимость изучения воздействия рекламы на сознание и поведение детей, эта проблема остается недостаточно разработанной

Несмотря на актуальность и большую теоретическую и практическую значимость изучения воздействия рекламы на сознание и поведение детей, эта проблема остается недостаточно разработанной

Каковы же особенности восприятия рекламы в разных возрастах?

Каковы же особенности восприятия рекламы в разных возрастах?

Это один из примеров, когда родители не препятствуют созданию телевизионной зависимости у ребенка и, фактически, ее поощряют

Это один из примеров, когда родители не препятствуют созданию телевизионной зависимости у ребенка и, фактически, ее поощряют

Минимизировать вредное влияние телевизора вы сможете, заняв ребенка другими занятиями

Минимизировать вредное влияние телевизора вы сможете, заняв ребенка другими занятиями

Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламы

Профилактика детской зависимости от ТВ-рекламы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020