Профилактика и коррекция плоскостопия детей старшего дошкольного возраста в кружке «Крепыш»
воспитатель: Сарычева Г.А.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Всем известно, что немалую часть времени дети проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц, в частности мышцы стопы и осанки и вызывает их утомление. В рамках оздоровительного и коррекционного направления деятельности была разработана программа по профилактике и коррекции плоскостопия «Крепыш».
В рамках этой программы была поставлена Цель:
Профилактика плоскостопия, укрепление сводов стоп.
Решались следующие задачи:
Оздоровительные (коррекционно-профилактические):
· Содействовать разумному физическому развитию ребенка и преодолению различных отклонений в двигательном развитии детей;
· Использовать специальные физические упражнения для профилактики и коррекции и плоскостопия.
Обучающие:
· Совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия;
· Формировать навыки осознанного овладения движениями и функций самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Развивающие:
· Развивать основные функции стоп (сгибание, разгибание); повышать тонус мышц стопы
· Развивать координацию движений
Воспитательные:
· Воспитывать привычки к потребности в физических упражнениях и играх;
· Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Комплектование группы детей с плоскостопием, для занятий в кружке «Крепыш» проводилось с учетом, первичной диагностики, которую проводит медицинский работник детского сада. В начале года было выявлено 11 детей с нарушением свода стопы.
Продолжительность занятий – 25 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю в вечерний отрезок времени. Один комплекс рассчитан на две недели. В своей работе стремилась к следующим результатам:
- укрепление мышц стопы и голени ног;
- правильная постановка стопы при ходьбе, самостоятельный контроль;
- повышение уровня физической подготовленности;
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях;
- благотворное влияние физкультуры на сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
- положительная динамика в плантографии ребенка на конец учебного года.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, в конце занятия проводится рефлексия или под. игры). Для снижения статичности и нагрузки на стопу упражнения делаются преимущественно сидя, лежа, со сменой положения ног. С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно осуществить его коррекцию. В результате работы с детьми по программе «Крепыш» прослеживается, что у двоих воспитанников степень плоскостопия осталась прежней. Улучшение свода стопы у 7 детей.
Таким образом, использованные в системе комплексы коррекционно-профилактических упражнений на занятиях физкультурой в рамках кружковой работы являются эффективными и значимыми для внедрения в режим работы любого дошкольного образовательного учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.