ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
"Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери".
Сухомлинский В. А.
Насилие, жестокость, агрессия, равнодушие захлестнули в последние годы весь мир. Всё чаще в числе преступников оказываются несовершеннолетние, поступки, которых порой поражают цинизмом, дерзостью над жертвами.
Поэтому в настоящее время одним из важнейших направлений работы в школе это вопрос профилактики правонарушений с несовершеннолетними.
Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений?
Всё начинается с самого простого – пропуска занятий. От безделья и большого количества свободного времени, соблазнов, свободный доступ к ко всемирной паутине, наличие современных гаджетов - все стимулирует их к возникновению у них желания хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.
Неблагоприятная, психологическая атмосфера, конфликтные семейные ситуации сильно действуют на неустойчивое, психическое развитие ребёнка и чаще всего это влияние - отрицательное. В таком состоянии дети легче поддаются внешнему влиянию неформальных лидеров, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному, ассоциативному поведению.
Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье, отсутствие духовно-нравственных ценностей и эмоциональной близости между родителями и детьми.
Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.
Из этого следует, что решающим является не состав семьи, а те внутренняя среда и взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты, либо уход от неблагоприятной среды.
Многие родители считают, что воспитывать будут потом, позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу. Зачастую большинство родителей видят свою миссию воспитания только в материальном обеспечении ребенка. Родители окружили себя и своих детей всеми благами современной цивилизации, но утратили самое дорогое - семейные, нравственные ценности.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:
- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Семья – это первый социальный коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме».
Подрастают дети.… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми сталкиваются родители. Уберечь своего ребенка от проступков, правонарушений - это первоочередная задача родителей. Зачастую, многие свои проступки подростки совершают от незнания.
Именно от родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Родителям необходимо уделять время, внимание своим детям. Знать круг общения ,друзей, увлечения, интересы, быть в курсе школьной жизни и т.д. Вовлекать в секции, кружки, самому быть активным, проявлять инициативу и главное быть положительным примером для своего ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.