Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 24.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях деятельности педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Большое количество социальных контактов за рабочий день. Предельно высокая ответственность, недооценка профессиональной значимости среди руководства и коллег. Необходимость быть все время в "форме". Разберем группы риска, причины, синдромы и признаки эмоционального выгорания.
Иконка файла материала пед.совет.pptx
Профилактика эмоциональног о выгорания педагогов.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со   стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя  обладает  огромной социальной важностью. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое  количество  социальных контактов за рабочий день, предельно высокая  ответственность,  недооценка профессиональной значимости среди  руководства и коллег,  необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного, уверенного в себе, самостоятельного и решительного человека.  Многие люди  стараются соответствовать этому образу, чтобы быть  востребованными в  обществе. Но для поддержания соответствующего  имиджа учитель должен  иметь внутренние ресурсы. Также, профессия  педагога является одной из  профессий альтруистического типа, что  повышает вероятность возникновения  выгорания. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе/вузе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а  к 40  годам эмоционально «сгорают» все учителя.
Группа риска  Педагоги;  Врачи;  Психологи;  Менеджеры по персоналу;  Чиновники;  Представители сферы обслуживания, которые находятся в беспрерывном общении с клиентом.
Здоровье учителя. Какие причины влияют на состояние психического здоровья   учителей?
Основные причины заболевания  учителя:  Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс  Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями  Вынужденное превышение
Причины, разрушающие здоровье  учителя: Мировоззренческие причины: - отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия; - неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста; - неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; - наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека; - неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей; - неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать - удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье; - неумение принимать свой социальный статус и достойно
Причины, разрушающие здоровье  учителя: Психические причины: - неумение противостоять стрессам; - отсутствие навыка управления своими эмоциями; - частое превышение своих психических возможностей; - психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью; - при работе с ребенком с ОВЗ – жалость, сопереживание, неприятие, непонимание
эмоционального выгорания. Синдром - понятие, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением, безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к учащимся, так и к
Признаки эмоционального выгорания
Диагностика эмоционального выгорания
Причины возникновения СЭВ у педагогов  Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;  Загруженность в течении рабочего дня;  Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;  Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;  Необходимость владения современными  Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; методиками и технологиями обучения.
1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры 4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики/родители 5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях 6. Коллегам (ученикам, родителям) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям 10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое
Результаты: • 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует. • 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. • 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. • 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
Особенности работы с детьми с ОВЗ влияющие на эмоциональное состояние педагога  Педагог, работающий ребенком с ОВЗ и инвалидностью, обязан проявлять особую чуткость, терпеливость, сострадание.  Педагогу приходится преодолевать значительное эмоциональное, физическое и душевное напряжение.  Работа с родителями также бывает неодносзначной.
 хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о  состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);  высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и своем физическом возможностях.  опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно Во-первых: Во-вторых: Профилактика профессионального Качества, помогающие педагогу избежать выгорания профессионального выгорания решить свою  способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);  высокая мобильность;  открытость;  общительность;  самостоятельность;  стремление опираться на собственные силы.  установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других  способность формировать и поддерживать в себе позитивные, В-третьих: жизни вообще. людей и оптимистичные
Профилактика профессионального выгорания Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Спасибо за внимание! До новый встреч! Здоровья вам и Вашим близким!