Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Оценка 5

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа +1
Детсад
08.05.2017
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Доклад из опыта работы по профилактике профессионального выгорания педагогов ДОУ. В докладе отражены этапы работы по данной теме, формы и методы работы педагога-психолога, а также приведены данные для сравнения на начало и окончание работы в соответствии с разработанной программой по профилактике СЭВ,
Доклад из опыта работы по программе профилактики СЭВ.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Вишенка» с.Красное» Симферопольского района Республики Крым МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: "Профилактика профессионального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий" «В гармонии с собой»    Педагога­психолога МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубиной Виктории Александровны                                               с. Красное, 2017г СОДЕРЖАНИЕ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ. 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  ПРОГРАММА «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ». 2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 2.2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. 2.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ В МБДОУ 4. ВЫВОДЫ ПО АПРОБИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ 4. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ В   настоящее   время   важность   работы   по   сохранению   и   укреплению   здоровья  участников образовательного процесса не вызывает сомнений. В   процессе   любой   работы   люди   испытывают   физические   и   нервно­психические нагрузки. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном   об   обстановке   на   работе,   требующей   постоянного   внимания   и   напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме»,  отсутствии   эмоциональной   разрядки.   Специфика   работы   педагогов   требует   от   них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста   приводит   к   накоплению   усталости,   снижению   работоспособности,   повышенной утомляемости,   эмоциональному   выгоранию.   При   синдроме   «выгорания»   снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение   своих   возможностей.   Синдром   «выгорания»   ­   отрицательно   влияет   на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает  серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов. Отрицательно   окрашенные   психологические   состояния   педагога   снижают эффективность   воспитания   и   обучения   детей,   повышают   конфликтность   во взаимоотношениях   с   воспитанниками,   способствуют возникновению   и   закреплению   в   структуре   характера   и   профессиональных   качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.   родителями,   коллегами, Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет   социальные   последствия,   выражающиеся   в   том,   что   в   учебно­воспитательном процессе   негативное   эмоциональное   состояние   педагога   по   механизму   «заражения» передается другим – детям. Это   в   свою   очередь   приводит   к   повышению   степени   невротизации   детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала. В МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное, работает 7 педагогов: 5 педагогов имеют стаж работы от 15 до 25 лет 2 педагога – молодые специалисты, стаж работы от 6 месяцев до 3 лет Данные категории педагогов входят в «группу риска» специалистов, у которых  формируется высокий уровень СЭВ. Возраст педагогов:           30­40 лет –45 %           40 лет и выше – 55%. Образование педагогов:      Высшее –  92%      Среднее профессиональное – 8% Насыщенность   работы   стрессовыми   факторами   была   отмечена   у   третьей   части педагогического   коллектива,   большая   часть   педагогов   не   обращает   внимание   на собственное здоровье, имеет явно выраженные хронические соматические заболевания. Все   это   послужило   основанием   для   разработки   программы   «Психологических тренингов   по   профилактике   эмоционального   выгорания     педагогов   посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»», которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости. Разработка программы, подбор материалов, выбор эффективных форм и приемов работы с педагогами была осуществлена в 2015­2016 учебном году.  Для   того   чтобы   данная   работа   была   эффективна   и   интересна   педагогам,   был осуществлен опрос: «Мой запрос на тренинг», в котором педагоги указали формы работы, более интересующие темы, организацию работы.   С целью выбора направлений работы, была проведена «Экспресс­методика» по изучению  социально – психологического климата в коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто. 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100% положительно неопределено отрицательно По результатам диагностики выявлено, что в эмоциональной сфере педагогического  коллектива наблюдаются положительные тенденции, педагогам нравятся люди,  с  которыми они работают, но уже в поведенческом компоненте видно нежелание 50%  педагогов  работать в данном коллективе, как с сотрудниками, 30% не желают общаться с  членами коллектива в сфере досуга.  95% педагогов или не знают особенностей членов  своего коллектива или просто не желают даже об этом думать. Психологический климат коллектива трактовался  как  в целом  неудовлетворительный,   его  тенденции противоречивы и неопределенны. Кроме  того,  проведена  экспресс   ­  оценка  выгорания   педагогических  работников детского сада. уровень СЭВ 00.511.522.53 уровень СЭВ Полученные   результаты   диагностической   деятельности   по   этой   проблеме:   у   3 педагогов – высокий уровень СЭВ, средний уровень – 3 педагога и только у 1 педагога низкий   (начальный   уровень)   формирования   СЭВ,   дают   определённую   информацию   для дальнейшей работы с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания.    Безусловно,   труд   педагога   отличается   высокой   напряженностью,   поэтому   педагоги   в больше   мере   подвержены   влиянию   синдрома   эмоционального   выгорания,   который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной   отстраненностью,   игнорированием   индивидуальных   особенностей дошкольников,   оказывает   сильное   влияние   на   характер   профессионального   общения педагога. Для   детского   сада   проблема   профессионального   эмоционального   выгорания   на момент   разработки   программы   становилась   все   более   актуальной.   В   наблюдениях   за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания: ­   эмоциональное   истощение   (педагоги   испытывали   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой); ­   редукция   профессиональных   достижений   (у   педагогов   возникало   чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).  2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ» 2.1 Цель и задачи программы: Цель:  профилактика   синдрома  эмоционального  выгорания через сплочение  педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения. Задачи:               Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами  его возникновения; Развитие самопознания и самопринятия участников группы; Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и  других отрицательных эмоций; релаксации; Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие  стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации; Обучение педагогов эффективным техникам вербального  и невербального   взаимодействия и общения; Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива; Обучение способам противостояния манипуляциям в педагогической практике; Знакомство со стратегиями взаимодействия с конфликтными типами личности; Обучение техникам отказа собеседнику и искусству делать и принимать  комплименты;          Оптимальное число участников группы 6­10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения  упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию,  могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.      Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по  профилактике эмоционального выгорания педагогов. 2.2 Структура программы Объект исследования: педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Вишенка» Предмет исследования: эмоциональное выгорание педагогов. Практическая значимость программы  заключается в составлении  и подборе тренингов,  семинаров, упражнений,  разработке памяток, составление консультаций по вопросам  сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания. Ожидаемые  результаты внедрения программы: Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его  психического здоровья; Улучшение  психологического микроклимата в педагогическом коллективе; Сформированность  начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных  психоэмоциональных состояний. Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога. Повышение  мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как  возможности самопознания и саморазвития. Программа состоит из 12 встреч.  Каждая встреча  проводятся в течение учебного года с  августа (диагностика) сентября по июнь. Продолжительность встреч  от 1 до 1,5 часов.  Структура каждой встречи  определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия),  основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).  Используемые  методы:  игровые, арт­терапевтические  и релаксационные техники,  психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения. В программе  используются различные  способы управления эмоциональным  состоянием:        игры, направленные на развитие социальной перцепции; методы телесно – ориентированной терапии; элементы арт – терапии; музыкотерапия; игровые методы; сказкотерапия. песочная терапия 2.3       Тематическое  планирование педагогической гостиной        «В гармонии с собой» № Сроки проведения Форма работы Технологии Тема, цель Участники 1 август Диагностика Анкетирование Педагоги 1.Методика диагностики  уровня эмоционального  выгорания В.В. Бойко;  (приложение №4) 2.Тест для молодого  воспитателя  на определение его  педагогической  стрессоустойчивости  (приложение №1) 3.Методика определения  психологического  климата в коллективе (приложение №5) 2 сентябрь Тренинговое  занятие 3 октябрь Тренинговое  занятие 4 ноябрь Тренинговое  занятие Технология  «Групповая  проблемная  работа» «Решение есть» Профилактика  профессионального  выгорания педагогов Технология  «Улучшение  психологического  климата группы» «День рожденье нашей  группы» Профилактика  профессионального  выгорания педагогов Технология  «Сплочение  педагогического  коллектива» «Созвездие личностей» Сплочение  педагогического  коллектива и  преодоление   Педагоги Педагоги Педагоги 5 декабрь Мастер­класс Технология  «Диалог»,  «Песочная  терапия» 6 январь Игротренинг Технология   «Педагог –  педагог» 7 февраль Тренинговое  занятие Технология «Мандалотерапия» 8 март Тренинговое  занятие Технология «Арт­терапия» 9 апрель Тренинговое  занятие Технология  «Сказкотерапия» психологических зажимов Мастер­класс для  педагогов «Узоры на  песке»  Педагоги «Хорошо, когда ты  рядом» Преодоление трудностей  в совместной работе и  конструктивное  сотрудничество Учителя  школы и  педагоги  ДОУ « Счастье наше рядом» Педагоги Развитие  коммуникативной  компетентности,  эмоциональной  устойчивости. «Спокойствие!  Спокойствие! И еще раз  спокойствие!  Способы борьбы со  стрессом, развитие  стрессоустойчивости. «В гостях у сказки» Создание  поддерживающих  стереотипов  взаимодействия в  коллективе, снятие  психоэмоциональной  нагрузки. Педагоги Педагоги 10 май Тренинг Технология «Включение в  коллективную  работу» «День психологической  разгрузки» Отработка навыков  уверенного поведения. Педагоги 11 май Диагностика     Анкетирование Методика диагностики  уровня эмоционального  выгорания В.В. Бойко; Педагоги Тест для опытного  воспитателя на  определение  эффективности его  работы (Н.В. Микляева, Ю.В.  Микляева) Методика определения  психологического  климата в коллективе 12 июнь Круглый стол   Технология  «Звездный час»,  «Подведение  итогов» «Плечом к плечу» Сплочение  педагогического  коллектива, снятие  эмоционального  напряжения. Педагоги 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ В МБДОУ На   первом   этапе   (август),   цель   которого   была   формирование   ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено: 1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;  2.Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической  стрессоустойчивости; 3.Методика определения психологического климата в коллективе.  По результатам данных методик, были получены, следующие результаты: Для значительного числа педагогов характерны  эмоциональная неустойчивость,  напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение  снимать  эмоциональное перенапряжение, возможные проявления  депрессивного состояния. 54%  педагогов  имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, и только 7 % ­ высокий  уровень эмоциональной устойчивости. Среди участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной  тревожности, 56% ­ высокий уровень ситуационной тревожности. Ощущают перегрузки в  работе  часто – 69%, всегда – 8%. Методика В.В.Бойко помогла сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в  профессиональной деятельности воспитателей актуальна, так как у 70% опрошенных в  сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания», а также  характерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах. 020406080100120140 сформированные симптомы СЭВ высокийуровень низкий уровень Данные свидетельствуют о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального  выгорания», проведения профилактики и  психокоррекции  эмоционального и психического состояния специалистов. Обсудив на педагогическом совете №1 от 31.08. 2016 года,  информацию об особенностях  эмоционально­волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено  апробировать « Программу психологических  тренингов по профилактике эмоционального  выгорания  педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой».   С целью оказания психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального  напряжения и улучшения их личного самочувствия, обучение методам профилактики и  преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости. Первая встреча «Решение есть», была проведена для ознакомления педагогов с понятием  – синдром профессионального выгорания и его симптомами и акцентировании внимания на повышении осознания участниками ответственности за свою жизнь и здоровья. Упражнения: «Баланс реальный и желательный», «Я дома, я на работе» использованные во  время встречи, позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией  как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации,  отметить возможную проблематичность, «перекосы» в распределении психической  энергии. Для эффективности тренинга и планирования дальнейшей работы проведено  анкетирование педагогов «Анкета обратной связи», «Анкета оценки эффективности  тренинга». Для сплочения группы и формирования чувства каждого участника, как часть одного  коллектива, во время второй встречи «День рождения нашей группы» и выявления общих  причин влияющих на эмоциональное выгорание организовалась работа в малых группах:  «Составления списков причин приводящих к возникновению синдрома  «профессионального выгорания по 4­м группам», упражнение «Кельтское колесо»  помогло, в групповом обсуждении проблемы сблизится и научится прислушиваться к  мнению других. Для   того,   чтобы   ознакомить   педагогов   с   техниками самоуправления   и   саморегуляции эмоциональных   состояний   для   предупреждения  и   преодоления   возможных   последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в   условиях   профессиональной   деятельности,   развитие   коммуникативных   навыков   и сплоченности,   снятие   эмоционального   напряжения   с   помощью   песочной   терапии,   были проведены   встречи:  «Созвездие   личностей»,   мастер­класс   «Узоры   на   песке».  Было проведена   диагностика   психологического   состояния   педагогов   по   методике   «Цветовой тест Люшера». Пятая встреча «Хорошо, когда ты рядом» (январь), была проведена с учителями школы в  рамках проведения мероприятия по преемственности между школой и дошкольным  учреждением. Целью, которого являлось преодоление трудностей в совместной работе и  конструктивное сотрудничество между учителями школы и педагогами ДОУ. В непринужденной обстановки педагоги смогли научиться способам снятия  эмоционального напряжения, обучились  невербальным способам общения, работе в  совместной деятельности. Данная встреча помогла «проложить мостик  взаимосотрудничества»  и эмоциональной сплоченности между учителями начальной  школы и педагогами детского сада. С большой эффективностью  прошла шестая встреча «Счастье наше рядом», в ходе  которой с большим интересом педагоги  ознакомились с техникой «мандала ­ терапии»,  научились плести «Канву счастья», способами регулирования своего эмоционального  состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение   расслабляться. Для проведения седьмой встречи, «Спокойствие, только, спокойствие»,  были  разработаны методические рекомендации для педагогов по профилактике синдрома  профессионального выгорания педагога Для всех, кто любит свою работу, заботится о себе  и своих коллегах …, с помощью данных материалов педагоги узнали:  1. 2. 3. 4. 5. 6. Во время проведения, данной встречи с помощью приемов арт­терапии и музыкальной  терапии педагоги получили возможность  снизить эмоциональное напряжение, и  познакомились с техникой аутогенной тренировки. Проведены мини – тесты: «Шкала  стресса», «Мои внутренние силы», по результатам, которых видно, что педагоги  испытывают стресс, многие, 70% находят в себе внутренние силы для выхода из стрессовой ситуации.  Также, во время встречи педагоги сделали вывод, что  немаловажную роль в  сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей  профессии, когда человек состоялся как специалист и  получает  моральное  удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий потенциал  педагога,    являются мощным факторам  «антивыгорания». Ярко, интересно и красочно прошла наша восьмая встреча «В гостях у сказки», педагоги  «погрузились в сказку» и с помощью технологии «Сказкотерапия», удалось увидеть, что  наш коллектив стал более дружный и сплоченный, педагоги научились чувствовать  эмоциональное состояние коллег, получать удовольствие от совместной работы, налажен  благоприятный климат в коллективе. Проведено анкетирование », «Анкета оценки  эффективности тренинга». Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Что нужно и чего не нужно делать при выгорании Конкретные приемы самоподдержки Научитесь жить с юмором  Порекомендованы экспресс­приемы для снятия эмоционального напряжения 4. ВЫВОДЫ ПО АПРОБИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ. Предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими  1. ситуациями подтвердили, что: ­ снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и нервно­психического  напряжения; ­ уменьшается общая неудовлетворенность; ­ формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению; ­ 70% педагогов видят смысл в том, что делают и ценят свою работу. Таким образом, результаты показывают,  что педагоги в возрасте от 30­ 40 лет стали  проявлять значительную активность в социальных контактах, научились снимать  эмоциональное перенапряжение с помощью треннинговых упражнений самостоятельно, у  них повысился  уровень эмоциональной устойчивости. У педагогов  после встреч на теннинговых занятиях   значительно снизился уровень личной  и ситуативной тревожности. 2. синдрома профессионального выгорания, показала эффективные результаты: Вторичное диагностирование педагогов по экспресс оценке выгорания: 30% (2) опрашиваемых синдром выгорания на низком уровне; 60%  (4) педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел (данный  • • показатель имеет место в связи с окончанием учебного года) • сегодняшний день ни один из педагогов  не имеет высокий уровень синдрома  эмоционального выгорания.  Необходимо отметить, апробированная  тренинговая программа профилактики,  10% (1) – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни. На  уровень СЭВ 00.511.522.533.54 уровень СЭВ 3. Получение информации о текущем психологическом состоянии проводилось в два этапа: первичный (ноябрь)  и вторичный (апрель). Интерпретация диагностики по методике  «Цветовой тест Люшера» показали следующие результаты: доминирующие цвета выборов – зеленый (первичная обработка ­ (36%); вторичная – (34%); желтый (первичная обработка ­  (25%); вторичная – (34%).  Желтый цвет говорит о способности человека принимать и  обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый цвет,  любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, специалисты. Гармоничное  расположение желтого встречается у людей самостоятельных, ответственных,  выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных. Зеленый цвет наделен природными  качествами к самокоррекции. Он проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально  отзывчив, способен выслушать  и понять собеседника. Хочется отметить, что такие цвета  как черный, коричневый и серый в нашем коллективе не встречаются и это очень радует. (cid:216) Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, что польза от данных   мероприятий   бесспорна:   они   не   только   способствуют   снижению   эффекта эмоционального   выгорания   в   деятельности   педагогов,   но   и   формируют   условия   для создания благоприятного климата в коллективе в целом. Проведение   в   рамках   педагогической   гостиной   «В   гармонии   с   собой» запланированных   мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создает условие для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой, предупреждения создания стрессовых ситуаций. Кроме того, участие и в тренингах, и в конкурсе в дальнейшем открывает возможности для свободного   мышления,   творчества,   что   в   свою   очередь   позволяет   педагогам   создавать психологический   комфорт   в   детском   коллективе   и   стимулировать   воспитанников   на хорошие результаты. 5. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ Необходимость продолжения этой работы закономерна, она должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога. Планируется   дальнейшая   работа   в   ДОУ   по   профилактике   профессионального эмоционального выгорания, индивидуальная работа с педагогами. Самочувствие   педагогов   далеко   не   личное   дело,   от   него   напрямую   зависят   стиль   и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.          inserviendo) НИКОЛАС ВАН ТЮЛЬПЬ                     "Светя другим ­  сгораю сам" (от лат. Consumor aliis Ведь   недаром   было   предложено   сделать,   слова   Николаса   Ван   Тюпа   девизом самоотверженны врачей и учителей, а их символом горящую свечу.

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017