Профилактика профессионального выгорания педагога
Оценка 5

Профилактика профессионального выгорания педагога

Оценка 5
Лекции
docx
история +1
Взрослым
10.11.2017
Профилактика профессионального выгорания педагога
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо¬физиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.docx
Профилактика профессионального выгорания педагогов Учитель истории МБОУ «ООШ № 4» Матяжова С.А.  13.03.2015 Профессиональное выгорание ­ это неблагоприятная реакция человека на стресс,  полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие  компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может  характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье,  изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др. Синдром профессионального выгорания ­ самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров,  врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, ­ всех, чья деятельность невозможна без  общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала  свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания  отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно  ведет к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов человека. С  точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс  или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. Синдром профессионального выгорания ­ не медицинский диагноз, и вовсе не означает,  что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни,  карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей  степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку  используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога  относятся именно к этой категории. Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у  подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам  «сгорают» все учителя. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени  социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении  проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий  уровень оплаты труда вынуждает многих учителей и психологов брать на себя лишнюю  учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов), в детском саду (работа в  две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом  за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают  удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с  которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. Стадии профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три  стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной  непригодности: ПЕРВАЯ СТАДИЯ:    начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести  переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но...  скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в  отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ:   возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег  начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это  с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное  поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства  самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:   притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру  «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к  собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и  некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и  почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Профилактике профессионального выгорания. Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов.  Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах  воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя  либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.  Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу  справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному  взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее: 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать.  Определить мотивацию, ценность и значение работы.  2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности.  Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.  3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа  поддержки». 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться,  бороться с вредными привычками.  5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации,  ведения переговоров, ассертивности. и др.  6. Делать каждый день что­либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через  скакалку, пускать мыльные пузыри и др.  «ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ­АЛЕН»                                                                                     К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ» 1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) . 2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное  соревнование, поужинайте в ресторане) . 3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.  4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.  5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». 6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 7. В выходной позвольте себе подольше поспать.  8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.  9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую­нибудь  безделушку. ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ" 1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает  обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но  и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей ­ успех, который  повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно  включить цели, доставляющие удовольствие.  2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими,  вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен.  Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и  искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями  с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.  3. Использование "тайм­аутов". Для обеспечения психического и физического  благополучия очень важны "тайм­ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок.  Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.  В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены  работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием  стресса.  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими  умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и  положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к  "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать  профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует  находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать  предотвращению "выгорания". 5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат  социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения  в отношении ваших действий.  6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.  При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические  чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто  усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в  депрессии, которая приводит к "выгоранию". 7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная  взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и  рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела  отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома  "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить  хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017