Шахматы
Оценка 4.8

Шахматы

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
Взрослым
18.02.2018
Шахматы
Работа рассказывает об истории шахмат. Для кого-то - это спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то своё. Это и активный культурный отдых, и спорт, который даёт возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает.
шахматы как один из досугов проведения у калмыков.docx
Казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия  им. О.И.Городовикова» «Шахматы как один из способов проведения досуга у калмыков» Номинация «Исследовательские работы» Эрендженов Эренцен Подготовил: ученик 9 «б»  класса КОУ « ККК им. О.И.Гродовикова» Республика Калмыкия Руководитель: Ходжгорова Байирта Николаевна учитель английского языка КОУ « ККК им. О.И.Городовикова» Городовиковск, 2018 г СОДЕРЖАНИЕ 1 I. Введение……………………………………………………………………..2 II. Основная часть:..........…………………………………………….…........5 История возникновения шахмат..................……………………….................5 Шахматы в наши дни………………………………………………………….8 III.Заключение……………………………………………………………......9 IV. Список использованной литературы…………………………….......10 2 I. Ведение ­ Сказал мудрец: ­ Вся жизнь – головоломка. И знаньями кичись иль не кичись, Но ты, мой друг, В «соображенье тонком» Как следует, сначала разберись. В загадке всякой Главное есть что – то. Ты суть его открой, в конце концов, Чтоб 144 оборота Не тратить вновь на каждое кольцо. Чтоб не вертеться около и рядом, Когда к решенью выбираешь путь – Учись пронзать Умом своим и взглядом Любых вещей таинственную суть. Не зря народ оставил нам в наследство Так много игр, влекущих издали: Играло человеческое детство – И улетели к звездам корабли.   Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространённых настольных игр. Имеет воспитательное   значение:   способствует   становлению   личности,   учит логически   мыслить   и   планировать   свои   действия,   развивает   концентрацию внимания   и   усидчивость.   Способность   принимать   решения   в   условиях неопределённости и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы. Сегодня шахматы – это спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что­то своё. Это и активный культурный отдых, и спорт, который даёт возможность   помериться   силами.   Кто   больше   знает   и   умеет,   кто трудолюбивее,   сообразительнее,   талантливее,   тот   и   побеждает.   Красивые партии,   комбинации,   окончания,   этюды,   задачи   восхищают   нас   порой   не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра. Актуальность работы заключается в том, что во все времена, в далёкие прошлые и настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволяет ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда! 3  Предмет исследования: шахматы.  Цель: знакомство с историей шахматной игры.    Задачи: изучить   литературу   по   данному   вопросу   ­   провести анкетирование   среди   кадет,   и   любителей   шахмат   ­   изучить,   как относятся   к   этой   игре   мои   одноклассники   ­   обобщить   полученные результаты и исследовать их.  Методы исследования: изучить литературу по теме проекта                                            поиск информации в библиотеке.                                                       подготовить презентацию по проекту.  Гипотеза:  шахматная   игра   –   древняя   игра,   но   она   популярна, современна и в XXI веке  Практическая   значимость   исследования:  изучив   историю возникновения шахмат, дети узнают об истоках происхождения шахмат, вызовет интерес к шахматной игре в целом, научатся лучше понимать игру в шахматы 4 II. Основная часть С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении   веков   из   поколения   в   поколение.  Головоломками   проверялись сообразительность   и   наблюдательность.   Особенно   распространенной   среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец». Неграмотные   бедные   калмыки,   пастухи,   ходившие   целыми   днями   за стадами,   придумывали   различные   шутки   и   головоломки,   чтобы   скоротать долгие дни, избавиться от скуки. Только   тот,   кто   ее   придумал,   был,   конечно,   человеком   одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое   решение.   Для   создания   головоломки   он   брал   сложные   различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель. Калмыки   в   промежутках   между   кочевками   находили   время   для развлечения   и   коротания   времени   за   разнообразными   играми.   Молодежь   и дети играли в подвижные игры. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и в карты. Шахматы   –   это   старинная   игра.   Ее   придумали   в   давние   времена   в далекой стране Индии. Индийский царь, познакомившись с шахматами, был восхищен обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его поданным, царь позвал   его,   чтобы   лично   наградить   за   гениальную   выдумку.   Властелин пообещал   выполнить   любую   его   просьбу   мудреца,   и   был   удивлен   его скромностью, когда тот пожелал получить в награду всего лишь пшеничное зерно На первое поле доски он попробовал положить одно зерно, на второе – два, на третье – четыре и т.д. Царь приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат причитающуюся   ему   награду.   Однако   на   следующий   день   придворные математики   сообщили   своему   повелителю,   что   не   в   состоянии   исполнить желание хитроумного мудреца. Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах царства, но и в амбарах всего мира. Мудрец «скромно» потребовал 1+2+2+... +2=   2   ­1   зерен.   Это   число   записывается   двадцатью   цифрами   и   является фантастически большим. Также   широко   распространенными   видами   спорта   были   у   калмыков игры в шашки (дева) и в шахматы (татр). У П.С.Палласа мы находим такое 5 замечание: «Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпровождение мужчин,   вынужденных   в   то   время   оставаться   праздными.   Многие   из   них весьма искусны».  Б.Бергманн,   который   посетил   в   1802­1803гг.   калмыцкие   кочевья   и оставив ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «ас   только   знать   духовенство,   но   и   простые   калмыки   играют   с   большой легкостью…»  весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле Ияч на подводах подстелив под собой кошму,   а зимой – в кибитке. Хотя калмыки, не имели ни какого представления о теории игры, но среди   них   встречались   сильные   игроки.   В   1862   г.   вышли   воспоминания известного   русского   шахматиста   того   времени   А.Д.Петрова,   в  котором   он сообщает:   «В   1821г.   у   Федора   Васильевича   Самарина   я   имел   честь познакомиться   с   генералом   Иваном   Федоровичем   Паскевичем.   Он   был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока». У   калмыков   бытовали   отличные   от   Европейских   названия   фигур. Король  обозначается   термином  «хан».  Ферзь  называется  «бэрсн»,  по­ видимому,   это   измененное   тюркское   слово   «фарзин»  или   «иерзи».  Вместо наименования  «слон»  калмыки применяли термин  «темян».  Ладье  калмыки присвоили   название  «тергн»  (телега,   повозка).   Можно   предполагать,   что индийское   название   ладьи   ­   «ратхе»   (колесница)   –   у   калмыков   передано термином «терген». В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили  пешке  название  «көвүн» (мальчик).  Доска  у калмыков носила название  «бетке»,  рокировка в игре не применялась. Термин   «шах» обозначался   словом  «шалха»  ­  подразнить,  испытать,  парализовать,  хотя   у калмыков   существовало   правило,   согласно   которому   при   наличии   одного «хана» (без других фигур) игра продолжалась (поУ.Э.Эрдниеву) Традиционно   калмыки   выделывали   доску   для   шахмат   из   тесненной кожи, а фигурки хранили в кожаном мешке. Ножки деревянной шахматной доски,   расположенные   по   диагонали   ее   плоскости,   стилизованы   в   форме дракона (лу), символизирующего силу и мощь. Верхняя плоскость доски по периметру ограничена орнаментом ­ джунгарин зег (джунгарский). В настоящее время калмыцкие шахматы называются «шатр». Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур. Так, в роли пешки в шатре выступают овца   («көвүн»),   а   классические   слоны   заменены   на   верблюдов   («темән»). Ладья заменена на подводу( «тергн»), которую символизирует фигура быка.  Говорят, калмыки уверены, что именно в «шатр» лучшие из них, когда придет срок, сыграют с самим Буддой. Ведь именно калмыкам предназначено, первыми на Нижней Волге встретить «Будду Грядущего», который придет за «последними днями» 6 Однажды   два   небожителя   спустились   на   землю   и   сели   играть   в   шахматы посреди   бескрайней   степи.   К   ним   подошел   молоденький   паренек,   пасший овец, и стал следить за ходом игры. Когда партия закончилась и боги исчезли, чабан   увидел,   что   одежда   на   нем   истлела,   герлыга   его   рассыпалась   от времени, а сам он превратился в дряхлого старика. Люди говорят: шахматы придумали боги. Где   –   то   в   самом   центре   калмыцких   степей,   на   возвышенности,   в истоках   реки   Маныч,   на   высоком   кургане   стоят   каменные   изваяния шахматных фигур. В натуральную величину там изображены люди (короли, ферзи, пешки), верблюды (слоны), лошади (кони), и телеги (ладьи).Причем, фигуры застыли на кургане в положении «шах королю конем». В былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот. Так, один старик   проиграл   своему   более   сильному   партнеру   лошадь   и   верблюда.   В решающей позиции на доске возникло сложное положение. Один неверный ход –   и   противник   уведет   со   двора,   по   уговору   играющих,   последнюю   овцу. Старик растерялся, не видя выхода из создавшегося положения. Рядом стояла его молодая сноха. Вдруг она направилась к выходу из кибитки и, как бы обращаясь к самой себе, сказала: «Какая грязь в степи! Увязнут мальчики, как их выручить? Надо разбить телеги, навьючить мальчиков на верблюда, и они будут спасены». Старик понял подсказку и быстро нашел путь к победе. Пояснение:   Белые   по   жертвовали   обе   ладьи   (по   –   калмыцки   «тергн»,   т.е. телега, поставили слона «темән», т.е. верблюда) в засаду за пешкой («көвүн», т. е. мальчиком) и объявили черным мат вскрытым шахом. 7 Шахматы в наши дни.  В   90­х   годах   прошлого   столетия   Элиста   стала   центром,   где   можно сказать объединился шахматный мир и где шахматному движению был дан новый импульс.  После   1995   года,   когда   президентом   ФИДЕ   избрали   Кирсана Илюмжинова,   в   республике   был   объявлен   шахматный   всеобуч,   принята программа «Шахматы в школы» и введен предмет обучения игре в средние образовательные   учреждения.   Тогда   над   нами   посмеивались:   что   вам, калмыкам, больше заняться нечем? А теперь не только в российских регионах следуют нашему примеру, но и во многих странах мира заинтересовались этим опытом.  В 1997 году была проведена 33­я Всемирная Шахматная Олимпиада и в связи с этой датой,  здесь был построен настоящий Шахматный Город, «Сити Чесс». Сейчас здесь открыт музей шахматной славы. Также в главном здании проводятся конференции, симпозиумы и прочие слеты К   сожалению,   шахматная   жизнь   в   Калмыкии   замерла,   давно   уже   не проводились   крупных   мероприятий   в   Элисте.   Если   до   2010   шахматы   в республике развивались интенсивно, теперь она постепенно идет на спад. Последнее крупное мероприятие – этап Рапид Гран – при, состоялась в 2012 году. Хотя до этого проводились все уровни соревнований – российские, международные,   чемпионские   турниры   и   олимпиада.   Интерес   к   шахматам возрос   не   только   в   Элисте,   но   и   в   районах   республики.   Для   учителей проводились дополнительные курсы.  У   человека,   играющего   в   шахматы,   и   это   научно   доказано,   активно работают оба полушария мозга. А у детей этот вид спорта развивает навыки быстрого   анализа   ситуации,   логического   мышления,   умения   просчитывать риски. Для   маленькой   по   численности   населения   Республика   Калмыкия обладает «большим  потенциалом». У   нас   есть   квалифицированные   шахматисты,   они   сражаются   на различных   турнирах   за   рейтинги,   которые   позволят   им   выйти   на 8 претендентские   матчи   за   звание   чемпиона   мира.   Кроме   международных гроссмейстеров   Санана   Сюгирова   (в   15   лет   выполнил   норму   мужского гроссмейстера)  и  Баиры Ковановой (Женский гроссмейстер) это Александр Утнасунов, Дольган Нюдлеев и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Игрушки   национального   уровня  отражают  обычаи,  традиции,  климат, природу своего государства. Они учат детей школе жизни.  Исследования   показывают,   что   игнорирование   таких   игр   негативно влияет   на   интеллектуальное   развитие   нации.   В   Калмыкии   же   приобрести национальную головоломку практически невозможно только из­за того, что это   мастерства   совсем   незнаком   современным   школьникам,   которые предпочитают компьютерные игры, со временем вызывающие зависимость и деградацию подрастающего поколения.  Возрождение   калмыцких   шахмат   один   из   способов   решения   этой проблемы.   Дети   с   самого   раннего   возраста   легко   и   быстро   воспринимают информацию.   Им   легко   даются   новые   навыки.   Поэтому   шахматы   —   это отличная   возможность   для   формирования   у   детей   навыков   логического мышления, поиска нестандартных решений Шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных и настольных игр, они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство. Но не забывайте научиться играть в древнюю игру под названием «шах – мат».  Это королевство не найти ни на одной географической карте, но оно стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет. Воины,   не   ведая   страха,   беспрестанно   сражаются,   королевство процветает, становится все богаче. Эта игра расширяет познание и дает пищу для воображения. Научившись играть в шахматы, мы приобретаем друзей на всю жизнь. 9 Список Литературы:  1. «Джангр» Э., 1979г 2. «Занимательные игры и развлечения» Е. Гик М.,2001г 3. «Золотой родник» К.Эрендженов, Э.,1980г. 4.  «Ойраты и калмыки» В.Бембеев Э., 2007г. 5. «Родники народной мудрости» Б. Оконов Э., 1997г. 6. «Семь звезд» Д.Басаев Э.,2004г 7. Журнал «Байр» Э., 1998г. 8. «Хальмг Үнн» Э., 2009г 9. http://kalmykia­online.ru/ 10 Приложение  АНКЕТА «ПОПУЛЯРНОСТЬ ИГР»  Здравствуйте, потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на  заполнение следующей анкеты  1. Как часто Вы играете в игры?  Ежедневно  Несколько раз в неделю   Несколько раз в месяц Несколько раз в год   Другая возможность  2. Какой вид игр Вы предпочитаете?  Компьютерные Настольные / Досочные   Головоломки Другие (уточните, пожалуйста): 3. Вы играете компьютерные игры?   Да Время от времени   Несколько раз в месяц   Несколько раз в год   Нет  4. Вы играете в игры на мобильных устройствах?   Да Время от времени    Нет   Несколько раз в месяц  Несколько раз в год  5. Знаете ли вы такие игры как "Калмыцкие головоломки"?  Нет, впервые слышу.   А что это такое?   Видел, но не играл   Знаю, часто играю в них  11 6. Хотели бы вы поиграть в "Шахматы"   Нет, мне нравятся больше компьютерные игры   Да, хочу   Можно было бы как­нибудь поиграть  7. Согласны ли вы с тем, что шахматы, развивают мозг и учат мыслить  логически.  Не думаю, лучше поиграть в "Лего"   Не знаю, никогда об этом не думал(а)   Согласен, так как часто играю ими  12

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.