Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история +1
Взрослым
25.03.2018
Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов
программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов предназначена для воспитания патриотизма, духовности, нравственности у подрастающего поколения, для развития познавательного интереса к истории родного края и Отечества, для формирования навыков исследовательской, поисковой, проектной и музейной деятельности, для развития коммуникативных навыков детей.программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов предназначена для воспитания патриотизма, духовности, нравственности у подрастающего поколения, для развития познавательного интереса к истории родного края и Отечества, для формирования навыков исследовательской, поисковой, проектной и музейной деятельности, для развития коммуникативных навыков детей.
программа Музееведы.docx
Отдел образования администрации Ржаксинского района Тамбовской области ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЖАКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.М.ФРОЛОВА» РЖАКСИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В П.ЖЕМЧУЖНЫЙ   «Согласовано» Руководитель МО Т.Б. Дрокова ___________     Протокол №         от         2017г.                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                        Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»  ________________С.В.Щербатых         Приказ от ____________ №___ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско – краеведческой направленности "МУЗЕЕВЕДЫ" "МУЗЕЕВЕДЫ" Стартовый уровень Возраст обучающихся: 14­16 лет Срок реализации: 1 год                                  Автор ­ составитель:  Митронина Инесса Николаевна,  учитель истории и обществознания п. Жемчужный 2016 ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1. Учреждение 2. Полное название  программы 3.  Сведения об авторах:  3.1. Ф.И.О., должность 4.  Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: 4.2. Область применения 4.3. Направленность 4.4.  Уровень освоения 4.5. Вид программы Филиал муниципального бюджетного   общеобразовательного учреждения  «Ржаксинская средняя общеобразовательная  школа №1 имени Героя Советского Союза  Н.М.Фролова»  в п.Жемчужный. Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Музееведы» Митронина Инесса Николаевна –                    учитель истории и обществознания.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  №273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;  Концепция развития дополнительного  образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4  сентября 2014 г.№1726­р);  Порядок организации и осуществления  образовательной деятельности по  дополнительным общеобразовательным  программам (утвержден Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29  августа 2013 г. N 1008;  Методические рекомендации по  проектированию дополнительных  общеразвивающих программ (включая  разноуровневые программы) (разработанные  Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО  «Московский государственный педагогический университет».Закон РФ «Об образовании» дополнительное образование туристско­краеведческая  стартовый Общеразвивающая 4.6. Возраст обучающихся по  программе 4.7. Продолжительность  обучения 14 ­16 лет 1 год 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка. Направленность программы. Программа «Музееведы»  имеет туристско ­ краеведческую направленность.  Данный курс направлен на воспитание духовности , гражданственности,  патриотизма. Основными путями духовно­нравственного воспитания детей и  молодёжи концепция патриотического воспитания граждан определяет, в том  числе и: создание и совершенствование деятельности историко­ патриотических музеев, школьных музеев.   Новизна программы. Программа «Музееведы» составлена с учётом современных тенденций  развития музейного дела и соответствует уровню развития современной  подростковой аудитории. Актуальность программы . Музей­ это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и  чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений  человечества. Музей­ актуальное средство общения. Музей – это одна из  форм дополнительного образования, где идет процесс развитии социальной  активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в  процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды  предметов материальной культуры, имеющих воспитательную, научную и  познавательную ценность. Музей, как социокультурное явление позволяет  сохранять историческую память, способствует социализации личности.  Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков  позволяет учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Педагогическая целесообразность. Программа, обладает собственной методикой, имеет свою структуру и  содержание, реализует межпредметные связи, расширяет кругозор  обучающихся, приобщает к творческой, исследовательской, поисковой и музейной деятельности,  подготавливает    учащихся к активной  общественной деятельности. Отличительная особенность.   Программа построена таким образом, что школьный музейный уголок   становится центром учебно – воспитательной работы и дополнительного  образования школы. Музейные экспонаты широко используются на уроках  истории, литературы, искусство, географии, при проведении тематических  бесед и классных часов. Музейное дело способствует тесным связям с  социумом при проведении исследовательских работ и массовых мероприятий Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  стартового уровня «Музееведы» рассчитана на работу с учащимися  старших  классов  в возрасте 14­16 лет  Условия набора детей Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе стартового уровня «Музееведы»  принимаются все желающие (не  имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора. Объём и срок освоения программы Программа  «Музееведы»  рассчитана на 1 год обучения (36 часов). Формы и режим занятий Обучение по программе «Музееведы»  стартового уровня проводится в очной  форме и предусматривает проведение  практических занятий.  Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,  количество занятий в неделю, их продолжительность. Год  обучения Продолжительность  занятия, час. Общее  количество  часов в год Общее  количество  часов  неделю 1 36 Количество  детей в  группах Общее  количество  занятий в  неделю 1 1 8­12 1х1 Формы организации занятий Основной формой обучения по данной программе является практическая  деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат  практические работы. Все виды практической деятельности в программе  направлены на освоение различных технологий работы с информацией.  На каждом этапе обучения выбирается тема работы для обучающихся,  который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в  программе практических умений и навыков. При этом учитывается  посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего  возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения  работы при имеющейся материально­технической базе обучения. – это занятие на проведение исследования, поиск    – беседа.  Занятие, на котором ведется  диалог между учителем и  Методы и методические приемы: Занятие – лекция . Занятие, на котором учителем сообщаются новые знания. Занятие   учеником по обобщению полученных знаний. Занятие – просмотр видеофильма. Занятие, на котором идет просмотр видео  материала.  Занятие – поиск. Занятие, на котором идет поиск информации с  использованием ЭОР. Занятие   – исследование     новых фактов и событий из истории родного края и Российского государства.  Занятие ­ практикум   – это работа с музейными экспонатами, историческими    источниками, архивными материалами.   Занятие – экскурсия. Занятие, на котором совершается экскурсия на  определенный исторический объект. Занятие – встреча. Занятие, на котором организуется встреча с выдающимися  людьми родного края.   Практические работы ­ мини­проекты. Занятие обобщения знаний   Программа предусматривает использование следующих форм работы:   учителем помощи ученикам при возникновении затруднения.  самостоятельно планируя   деятельность группы, оказывая помощь друг  другу, учитывая возможности каждого на конкретном этапе деятельности.  фронтальной ­ подача материала всему коллективу учеников  индивидуальной ­ самостоятельная работа обучающихся с оказанием    – защита проекта, творческой работы.  групповой – работа в группе по выполнению определенного задания,   Структура занятия      Организационный момент (1мин)  Повторение пройденного материала (5мин) Разбор нового материала. (10­15 мин)  Выполнение  творческих, практических заданий (15 – 20 мин) Подведение итогов занятия (1 мин) 1.2 Цели и задачи программы.  Цель программы. Создание условий для развития мотивации, формирования навыков  творческой деятельности и самореализации личности ребёнка через  знакомство с многообразием видов исследовательской деятельности. Задачи: обучающие:  научить анализировать исторический источник; обучить умению учитывать и описывать музейные предметы,  выявить интересы и склонности каждого ребёнка к музейной  всесторонне развивать навыки исследовательской деятельности;  комплектовать фонды школьного музея; развивающие:  деятельности;  воспитательные:  воспитанников;   Родины. обеспечить условия для профессиональной ориентации одарённых  содействовать формированию патриотического воспитания; воспитать убежденность в собственной сопричастности к судьбе своей  1.3. Содержание программы.                                               Учебно­тематический план 1 год обучения № Название разделов и тем 1. 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 1.Что такое музей.  Музей и музееведение. Какие бывают музеи. Раздел 2 Из истории музеев России История возникновения музеев. Музейное дело в ХIХ ­ ХХ веках Раздел 3.   Музейные фонды Фонды музея.  Комплектование фондов музея.  Раздел 4. Музейные экспонаты Музейные экспонаты Музейные предметы.    Раздел 5 Письменные источники.  Письменные источники.  Классификация исторических источников. Раздел 6 Вещественные источники  Вещественные источники  Археологические находки. Раздел 7 Топонимика  Понятие топонимики.  Происхождение имен Раздел 8. Генеалогия Родословная: предки, потомки,  поколения. Количество часов всего теория практика 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 0 2 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 9 10 11 12  13 14  15 16 17 18 Древо жизни Раздел 9. Сфрагистика  Сфрагистика.  Создание печати.  Раздел 10. Геральдика  Геральдика. Происхождение герба.   Символы государства, региональная  символика.     Раздел 11 Нумизматика Нумизматика   Русская монетная система. Раздел 12. Метрология  Метрология  Торговля в тамбовском крае.  Раздел 13 Хронология   Хронология. Понятие о времени.  Хронология событий моего края.   Раздел 14 Музейная экспозиция    Музейная экспозиция.     Создание музейной экспозиции.  Раздел 15 Экскурсионная работа    Что такое экскурсия Составление экскурсий  Раздел 16 Исследовательская  деятельность музея  Что такое исследование.  Практика проведения исследования.  Раздел 17. Культурно­просветительская  работа  Культурно­ просветительская работа.    Музей и общество.   Раздел 18.Итоговое занятие  Роль музея в жизни общества  Защита творческого проекта 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 2 1 1 36  1 1 0 18 1 0 1 18 Ито го                                                                                                        Содержание программы.   Раздел 1.  Что такое музей (2 часа) Музей и музееведение. (Теория) Причины и условия возникновения музеев.  Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения.  Социальные функции музея. социокультурная функция музея.  Какие бывают музеи. (Практика)  Классификация музеев. Развитие музеев в  процессе развития человечества. Знаменитые музеи мира.    Раздел 2 Из истории музеев России (2 часа) История возникновения музеев. (теория) Условия зарождения российского  коллекционирования. Оружейная палата­ государева сокровищница XVI­XVII века. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России.  Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев.  Музейное дело в ХIХ ­ ХХ веках. (Практика) Социально­ экономическое и  общественно­ политическое развитие России в ХIХ веке и его влияние на  развитие музеев. Музеи в начале ХХ века. Влияние революционных событий  1917 года на музеи. Становление советской системы музеев. Музейное дело в  современной России Изменение роли музеев в современном обществе.   Раздел 3 Музейные фонды (2 часа) Фонды музея. (теория) Формирование фондов музея. Основные и  вспомогательные фонды, обменный и временный фонды. Комплектование фондов музея.  (практика)  Вещь музейного значения –  музейный предмет­ экспонат Правила ведения музейной документации, учета  и хранение музейных предметов   Раздел 4 Музейные экспонаты (2 ЧАСА) Музейные экспонаты . (теория) Что такое музейные экспонаты. Какие бывают музейные экспонаты. Музейные предметы. (практика) Правила работы с музейными предметами.  Назначение и  опись музейных предметов.  Раздел 5 Письменные источники (2ч.) Письменные источники. (теория) Виды письменных источников, их единство и своеобразие. Многообразие письменных памятников: летописи, исторические  повести, жития святых, былины, берестяные грамоты. Материал и орудия  письма, рисунки в книгах. Классификация исторического источника. (практика) Определение вида, стиля фрагмента. Раздел 6. Вещественные источники (2 ч.) Вещественные источники (теория) Виды вещественных источников (жилище и  укрепление, оружие, посуда). Археологические находки. (практика)  Определение возраста находок,  представление об относительной хронологии. Раздел 7 Топонимика (2 ч.) Понятие топонимики. (теория) Географические имена – свидетели прошлого. Древнерусские имена. Основные способы их образования. Происхождение имен.  (практика) Определение происхождения названия  своего города, села, улицы. Определение происхождения своего имени и фамилии. Раздел 8. Генеалогия (2 ч.) Родословная: предки, потомки, поколения. (теория)  Источники генеалогии: геральдика, ономастика, хронология, письменные  источники. Древо жизни (практика) История семьи.  Генеалогическое древо семьи. Раздел 9. Сфрагистика (2 ч.) Сфрагистика. (теория) Происхождение печати и ее назначение. Печать как  исторический источник. Знаки Рюриковичей, первые печати русских князей.   Создание печати (практика)  Правила создания печати.  Раздел 10. Геральдика (2 ч.) Геральдика. Происхождение герба. (теория) Основные элементы герба,  символика фигур. Правила составления герба. Символы государства и региональная символика. (практика) Символика  Российского государства. Герб г. Тамбова. Символика Ржаксинского района.   Раздел 11 Нумизматика (2 ч.) Нумизматика(теория )  Основные понятия и термины.    Возникновение денег, их назначение. Монета – источник знаний о прошлом. Русская монетная система.  (практика)  Как деньги меняли обличие.  Раздел 12. Метрология (2 ч.) Метрология. (теория)  Первые торги. Необходимость измерений. Первые единицы измерений расстояний и длины: сажень, локоть, вешка и др. Торговля в тамбовском крае. (практика) Торговые города. Зарождение железнодорожной торговли. Торговля в  Ржаксинском районе. Раздел 13 Хронология (2 ч.)  Хронология. Понятие о времени. (теория) Единицы измерения времени.  Представление о последовательности событий во времени. Понятие эры. Счет  лет до нашей эры и в нашей эре. Хронология событий моего края.  (практика) Хронология событий  тамбовского края, Ржаксинского района. Исторические события Чакинской  земли    Раздел 14 Музейная экспозиция (2ч)      Музейная экспозиция. (теория)  Понятие музейной экспозиции. Её  характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их  построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок.      Создание музейной экспозиции.  (практика)  Правила создания выставки.  Принципы дизайнерского оформления.  Художественное и научное  проектирование. Документация. Основные этапы работы.             Раздел 15 Экскурсионная работа  (2ч)  Что такое экскурсии. (теория) Виды музейных экскурсий. Особенности  музейных экскурсий. Методика проведения музейных экскурсий.  Составление экскурсий (практика) Правила составления и проведения  экскурсии.  Как заинтересовать слушателей            Раздел 16 Исследовательская деятельность (2ч) Что такое исследование. (теория)  Методика исследовательской  деятельности. Направления и тематика научно­ исследовательской работы  музеев.  Практика проведения исследования.  (практика) Исследовательский проект в рамках школьного музея.   Раздел 17. Культурно­просветительская работа  (2ч)  Культурно­ просветительская работа. (теория) Виды культурно­  просветительской работы музея.  Музей и общество (практика)  Коммуникативная связь музея с обществом.  Современная музейная аудитория. Дифференцированный подход к аудитории – главный принцип культурно­образовательной деятельности музея. Работа  музея с особыми категориями населения.  18.Итоговое занятие. (2 ч) Роль музея в жизни общества (теория) Воспитательный и образовательный  потенциал музея.  Защита творческого проекта (практика). Промежуточный контроль УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные  результаты: У учащихся будет формироваться: ­ чувство уважения к  прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность  сохранить для других поколений исторические, материальные,  художественные и культурные ценности; ­ интерес к музееведческой и  научно­исследовательской деятельности. Учащиеся получат возможность для формирования: – ценностно­смысловых установок, отражающих их  индивидуально­личностные позиции, социальные компетенции, личностные  качества; – способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю  жизнь. Метапредметные результаты: Учащиеся научатся: – организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками:  определять цели, распределять функции и роли участников, использовать  разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы; –  находить и обрабатывать информацию; – анализировать объекты, выделять  главное; – работать индивидуально и в группе: находить общее решение и  разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,  слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё  мнение; – использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск  (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации; ­ определять наиболее эффективные способы  достижения результата; прогнозировать и оценивать конечный результат; ­  описывать конкретные экспонаты и события; ­ правильно задавать вопросы  респондентам; ­ проводить мини­экскурсии. Предметные результаты:  Учащиеся научатся: ­ ориентироваться в музейной терминологии; ­ составлять план поисково­исследовательского проекта; ­ заполнять бланки музейной  документации по работе с фондами; ­ проектировать простую экспозицию; ­  комплектовать материал для выставки; ­ составлять текст экскурсии к  выставке; ­ ориентироваться в экспозиционно­выставочном пространстве; ­  оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные  краеведческие записи; ­ формировать и оформлять экспозицию школьного  музея; ­ готовить и проводить экскурсии по музею. Формы проведения  занятий: ­ викторины на знание понятий и терминов музееведения; ­ экскурсии в музеи, архив; ­ виртуальные экскурсии по известным мировым музеям; ­  просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; ­ проектная  деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта); ­ разработка и проведение мини­экскурсии по одному из разделов музейной экспозиции  или рассказ об одном экспонате; ­ работа в библиотеке; ­ встречи с  интересными людьми города, района, школы; ­ подготовка сообщений,  презентационных материалов. Методы обучения: Словесный: объяснение  нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с  учащимися в процессе изучения темы. Наглядный: применение наглядных  пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.  Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение  музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из  музейного фонда; создание музейных экспонатов своими руками. Игровой:  создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из  которой ребятам предлагается найти выход. Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданийво время занятия.  Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.  Механизм реализации программы: через экскурсионно­массовую работу,  поисково­ исследовательскую деятельность музея, мероприятия,  посвященные Памятным датам России, встречи с ветеранами войны и труда,  знаменитыми людьми района и города, выпускниками школы. В результате  изучения данной программы учащиеся должны знать: • основные сведения по  истории, географии и культуре своего города; • алгоритмы работы с  историко­краеведческими материалами; • технологию разработки и  проведения экскурсии. уметь: • пользоваться краеведческой литературой; •  анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и  извлекать из них информацию; • овладеть приемами работы с книгой,  навыками составления плана, конспекта, текста экскурсии, методикой  ведения экскурсии; • применять навыки проектной и поисково­ исследовательской деятельности в практической работе; • вести диалог,  работать с разной категорией слушателей. Этапы педагогического контроля  Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений  обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция  программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.  Учитывая сложность экскурсионной работы для обучающихся, экскурсия  является общим итогом работы всех обучающихся, которые работают в  течение года над созданием экскурсии как творческая группа. Личный вклад  каждого обучающегося определяется его способностями и возможностями.  Реализация программы Базой для реализации дополнительной  образовательной программы «Юный музеевед» являются: ­ школьные музеи  общеобразовательных учреждений Грайворонского района; ­ краеведческие  музеи г. Белгорода, г. Грайворона; ­ материальная база. Условия реализации  программы Реализация программы возможна, прежде всего, при наличии  единообразного подхода к проблеме воспитания детей историко­ краеведческами средствами. Залогом успешного воспитания детей является  так же создание условий для самостоятельной деятельности и развития  представлений о многообразии окружающего мира, а именно: ­ материально­ техническое оснащение в школьном музее; ­ создание портфолио  экскурсовода, в который входят разработанные экскурсии; ­участие  воспитанников в массовых краеведческих мероприятиях; ­повышение  образовательного уровня педагога и родителей; (самообразование, обмен  опытом работы, беседы, советы и т.д.) Способы проверки результатов Для  выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным  процессом и его результатами, и выявления влияния всего процесса  образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный  и итоговый контроли. Критерии оценки по параметрам диагностики: 1. работа с фондами и документацией школьного музея: Высокий уровень оценки ­  обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея; Средний уровень оценки – обучающийся допускает  неточности в работе с фондами и документацией школьного музея; Низкий  уровень оценки ­ обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и  документацией школьного музея; 2. работа с краеведческой литературой,  картотекой: Высокий уровень оценки ­ обучающийся правильно умеет  работать с краеведческой литературой, картотекой; Средний уровень оценки  – обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой,  картотекой; Низкий уровень оценки ­ обучающийся испытывает трудности с  краеведческой литературой, картотекой; 3. подготовка тематических  экскурсий: Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет  методикой подготовки тематической экскурсии; Средний уровень оценки –  обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;  Низкий уровень оценки ­ обучающийся испытывает трудности в подготовке  тематической экскурсии; 4. проведение тематической экскурсий: Высокий  уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой проведения  тематической экскурсии; Средний уровень оценки – обучающийся допускает  неточности в проведении тематической экскурсии; Низкий уровень оценки ­  обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии;  Самостоятельная работа и организация контрольно­оценочной деятельности I. Написать реферат Ориентировочный список тем: 1. История села  Смородино.. 2. Покровский Храм С. Смородино. 3. Легенды нашей местности. 4. Знаменитые люди нашего села. 5. Известные люди Грайворонского района 6. Наше село в годы ВОВ. II. Разработать и провести тематическую экскурсию  для школьников. III. III. Подготовить и представить мультимедийный проект  виртуальной экскурсии. У 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Реализация программы «Музееведы» предусматривает следующие результаты: Личностные ­  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и  личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и  целенаправленной познавательной деятельности, наличие ценностно  смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в  деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить  жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в  поликультурном социуме. Предметные ­  сформированность умений, специфических для данной  предметной области, освоение видов деятельности по получению нового  знания, применение полученных знаний  в учебных, учебно­проектных  и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,  владение научной терминологией, понятиями, методами, приемами Метапредметные ­ освоение обучающимися универсальных учебных  действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их  использования в учебной, познавательной и социальной практике,  самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и  организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,  построение индивидуальной образовательной траектории. Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающие должны знать:   основную музейную терминологию;  функции и задачи музея.  этапы  становления и развития музеев России.  цели, методы и этапы научно­ исследовательской работы музея;  роль выставочной работы в  социокультурной деятельности музея.  структуру фондов и фондовую  документацию;  особенности хранения и экспонирования музейных  предметов.  характеристику музейной экспозиции;  особенности  экспозиционно­выставочной работы;  виды культурно­просветительной  деятельности музея;  правила написания, подготовки и проведения  экскурсии.  механизм проведения экскурсий;  Обучающие должны уметь:  свободно ориентироваться в музейной  терминологии.  определять условия создания и становления музеев в России;  правильно пользоваться музейной терминологией;  работать с основной  документацией на стадии комплектования материалов;  умело пользоваться  терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании  выставки.  работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать  разницу позиций при создании проекта выставки.  грамотно пользоваться  письменной речью;  учитывать возраст будущих экскурсантов при написании  текста экскурсии, уметь адаптировать текст.  ориентироваться в  экспозиционно­выставочном пространстве;  строить коммуникацию, вести  диалог со слушателями.  2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Учебный год по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программе стартового уровня « Музееведы» для учащихся начинается              1 сентября и заканчивается 31 мая 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально­технические условия: 1. Кабинет: соответствует санитарно­гигиеническим нормам освещения и  температурного режима (18­21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40­60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью,  компьютерным оборудованием. 2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, стулья,  музейные экспонаты, выставки, стенды, энциклопедии, 3. Технические ресурсы: компьютер, проектор, экран, принтер, модем,  видеотека, медиотека, фонотека;    4. Инструменты и приспособления: фотоаппарат, видеокамера. Методическое обеспечение Диагностические материалы:  ­диагностика «Склонности и интересы»; ­анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством  образовательного процесса». Методические разработки: ­методические рекомендации для педагогов дополнительного образования  «Развитие исследовательской и поисковой деятельности учащихся»; методические рекомендации для педагогов дополнительного образования  «Формирование личности детей с помощью музейной педагогики»; ­экскурсия «Памятник природы»; ­экскурсия «Старинные усадьбы» ­экскурсия «Чаковать, ковать, чокан…» ­экскурсия «Развитие агрономического дела на селе» Кадровое обеспечение Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «  Музееведы» должны иметь среднее профессиональное или высшее  профессиональное образование по специальности, связанной с  исторической  деятельностью. Требования к квалификации и стажу работы не  предъявляются.  2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ    Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по  дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «  Музееведы» применяется следующие виды контроля универсальных учебных  действий учащихся: Текущий контроль ­ осуществляется в конце каждого занятия,  работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения  изучаемых на занятии приемов работы с музейными экспонатами; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности, навыки работы с  информацией.   Формы проверки: собеседование, самостоятельная работа. Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года (май).   Работы оцениваются по следующим критериям – навыки анализа музейных  ресурсов, навыки работы с современными информационными технологиями   Формы контроля универсальных учебных действий: собеседование,  выполнение творческих, практических заданий.   Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по  программе при проведении текущего контроля универсальных учебных  действий являются: ­журнал посещаемости творческого объединения « Музееведы»; ­ творческие, практические работы; ­грамоты и дипломы учащихся; ­отзывы родителей о работе творческого объединения. Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов  программы при проведении промежуточной аттестации являются: ­протоколы по итогам конкурсов исследовательских работ, учащихся на  уровне учреждения; ­приказы органов управления образования об итогах конкурсов  исследовательских работ, учащихся муниципального и регионального  уровней. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов  программы являются:  ­ практические работы, созданные учащимися за время освоения  образовательной программы; ­участие в ученических конкурсах исследовательских работах  на уровне  учреждения и муниципалитета.    2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня   «Музееведы» используются:  тестирование по теоретическим вопросам;   собеседование;   задания для работы с ресурсами Интернет для подготовки презентаций на  заданные темы;   подготовка докладов с презентацией на заданные темы  подготовка и защита реферата. Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к  стартовому уровню освоения учебного материала и  предусматривают  отслеживание уровня начальных навыков овладения музейной деятельностью.  2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе стартового уровня «Музееведы» основано на следующих  принципах: ­гуманизации образования (необходимость бережного отношения к  каждому ребенку как личности);  ­от простого ­ к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех  компонентов программы); ­единства индивидуального и коллективного (развитие  индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной  деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных  индивидуальностей в процессе коллективных занятий); ­творческого самовыражения (реализация  потребностей ребенка в  самовыражении);  ­психологической комфортности (создание на занятии  доброжелательной атмосферы); ­индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с  учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);  ­наглядности (достижение задач при помощи  музейных экспозиций,  электронных презентаций, архивных документов, исторической литературы); ­дифференцированного подхода (использование различных методов и  приемов обучения с учетом возраста, способностей детей);  ­доступности и посильности (подача учебного материала  соответственно развитию творческих способностей и возрастным  особенностям учащихся). При реализации программы используется следующие методы  обучения: ­словесный (беседа, рассказ, обсуждение);  ­наглядный (демонстрация схем, рисунков, фотоматериалов, ); ­репродуктивный (воспроизводящий); ­проблемно­поисковый (индивидуальный или коллективный способ  решения проблемы, поставленной перед учащимися); ­творческий. При реализации программы используется следующие методы  воспитания: ­мотивация (создание желания заниматься определенным видом  деятельности); ­стимулирование (создание ситуации успеха). Основными формами образовательного процесса являются беседы,  практические занятия, экскурсии. На всех этапах освоения программы  используется индивидуальная, групповая и коллективная формы организации  процесса обучения. Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего,  компетентностно­ориентированного, индивидуального, группового обучения,  коллективного обучения. Данные технологии учитывают интересы,  индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого  учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.  Методическое обеспечение   программы                № Название раздела,  Формы занятий Приемы и  темы Что такое музей.  Беседа  методы Работа с  иллюстративным материалом Из истории музеев  России Рассказ  Работа с ЭОР 1 2 3 Музейные фонды   4 Музейные  экспонаты   Письменные  источники.  Вещественные  источники  5 6 7 8 9 Лекция Лекция  Рассказ  Рассказ  Проект  Лекция  Проект  Топонимика  Лекция  Генеалогия Сфрагистика    10 Геральдика  11 Нумизматика Рассказ  12 Метрология 13 Хронология Лекция  Беседа  Работа с  таблицей  Работа с  историческими  источниками  Работа с  письменными  источниками Работа с  вещественными  источниками Работа со  словарем имен  Составление   родословной  Составление  логотипа  Составление  семейного герба  Разработка  денежных знаков Работа с  документом Работа с  Дидактическ ий материал Наглядный и  энциклопеди ческий  материал Электронная  энциклопеди я Наглядный  материал Вещественны е и  письменные  источники письменные  источники Форма   подведени я итотгов Опрос  Опрос  Тест  Творческа я работа Опрос  вещественны е источники Опрос  Словарь  имен  Наглядный  материал  Наглядный  материал Наглядный  материал Наглядный  материал Исторически й источник Наглядный  Тест  Защита  проекта  Опрос  Защита  проекта Опрос  Опрос  Опрос 14 Музейная  экспозиция Проект  таблицей  «Хронология» Описание  экспозиции  материал Исторически й источник Защита  проекта 15 Экскурсионная  Экскурсия  работа   Составление  экскурсии  Исторически й источник Экскурсия 16 Исследовательская деятельность Исследование  Проведение  исследования Исторически й источник Защита  работы 17 Культурно­ Рассказ  Работа с ЭОР Электронный ресурс  Опрос  просветительская  работа 18 Итоговое занятие Проект                               Составление  проекта  Наглядный  материал  Защита  проекта  ЛИТЕРАТУРА Для педагога  1.Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М., 2007 2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных  музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента  молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки  России от 12 января 2007 г. №06­11 3. Музеи образовательных учреждений. Серия “Инструктивно­методическое  обеспечение содержания образования в Москве” / Ред. Г.Д. Кузнецов. ­ М.:  Центр инноваций в педагогике 1997 4. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч.  тр /Центр музей Революции. ­ М., 1986. 5. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособие для  студентов вузов по спец. “История” / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.  М.: Высшая школа, 1988. 6. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных  общественно­политических музеев. М.: Просвещение, 1988. 7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи  дореволюционной России. Методическое пособие для аспирантов. ­ М., 1990 8. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для  студентов педагогических и гуманитарных вузов. _ СПб.: СпецЛит, 2000. 9. Российская музейная энциклопедия: в 2­х тт. ­ М.: Прогресс, 2001 10. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб­ метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. ­ М.: Владос, 2001 11. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических  рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. ­ М., 2001 12. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной  педагогике /М­во культуры РФ. Росс, ин­т культурологи. ­ М.. 2001. 13. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО  РФ, 2002. Для учащихся:  1. Нерознак Л.В. Названия древнерусских городов. ­ М., 1983. 2. Новгород и Новгородская земля. История и археология. ­ Новгород, 1994. 3. Новгородский исторический сборник 5(15). ­ С­П., 1995. 4. Семенова М. Мы ­ славяне! ­ С­П, 1997. 5. Суперанская A.B. Имя через века и страны. ­ М., 1990. 6. Суперанская A.В., Что такое топонимика. ­ М., 1985. 7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. ­ Л., 1991. 8. Янин В.Л. Я послал тебе бересту... ­ М., 1983,1990. ГЛОССАРИЙ (понятийный словарь) Аттрактивность  –  способность  предмета  привлекать  внимание  своими   внешними особенностями  (формой,  размером,  цветом)  или  своей   художественной  и  исторической ценностями.    Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных  предметов,объектов  природы  в  среде  бытования:  музей  под  открытым   небом,  крестьянская  изба, партизанская землянка и т.д.    Вспомогательный  фонд  –  материалы,  изготовленные  для  нужд   экспозиции:  схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро­  фотокопии, макеты, тексты и т.д.    Деблетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких  экземплярах.    Информационный  потенциал  предмета  –  это  вся  совокупность  сведений  о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе  источниковедческого анализа.    Классификация  музейных  предметов  –  это  деление  всего  объема  нужных  музею предметов на группы по признакам родства и различия.    Коллекционный  фонд  –  ядро  основного  фонда,  включает  музейные предметы, имеющиеся  в  музеи  в  единственном  экземпляре,  и  по  одному   лучшему,  имеющихся  в нескольких экземплярах.    Комплектование  фондов  –  один  из  основных  видов  деятельности  музея,   важнейшее звено в процессе документирования развития общества.    Консервация  музейных  предметов  ­  сохранение  предметов  путем   создания определенного  режима  хранения,  тормозящего  процесс  их   естественного  старения,  а также  путем  активного  пресечения   разрушительных  процессов  с  последующим закреплением предметов.    Музееведение  –  общественная  наука,  изучающая  процессы  сохранения   социальной информации,  познания  и  передачи  знаний  и  эмоций   посредством  музейных  предметов, музейное дело, музей как общественный  институт, его социальные функции и формы их  реализации в различных общественно­экономических условиях.    Музей  –  исторически  обусловленный  многофункциональный  институт   социальный информации,  предназначенный  для  сохранения  культурно­ исторических  и естественнонаучных ценностей, накопление и  распространения информации посредством музейных  предметов.     Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных  общностью одного или  нескольких  признаков  и  представляющих  научный,   познавательный,  часто художественный интерес, как единое целое.    Музейная  педагогика  –  это  общественно­научная,  специальная   дисциплина,  которая изучает  содержание  и  принципы,  а  также    методы   специфического  для  музея  процесса воспитания и образования.    Музейная  экспозиция  –  основная  форма  музейной  коммуникации,   образовательные  и воспитательные цели которой осуществляются путем  демонстрации музейных предметов, организованных,  объясненных  и   размещенных  в  соответствии  с  разработанной  музеем научной  концепцией  и  современными  принципами  архитектурно­художественных  решений.    Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая  отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.    Музейный  каталог  –  это  аннотированный  перечень  входящих  в  фонды   предметов, расположенных  в  определенном  порядке,  складывающимся  в   процессе  их систематизации.    Музейный  предмет  –  это  привлеченный  из  реальной  действительности предмет музейного  значения,  включенный  в  музейное  собрание  и   способный  длительное  время сохраняться. Он является носителем  социальной или естественнонаучной информации  – аутентичным источником  знаний и эмоций, культурно­исторической ценностью, частью  национального богатства.    Музейный  фонд  –  совокупность  постоянно  находящихся  на  территории   Российской Федерации  музейных  предметов  и  музейных  коллекций,   гражданский  оборот  которых допускается  только  с  соблюдением   ограничений,  установленных  настоящим  Федеральным законом.    Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненная в  материале и в размере оригинала.    Обменный фонд – фонд предметов, в которых данный музей не нуждается.      Основной фонд музея – все подлинные памятники материальной и духовной  культуры, а также  памятники  природы,  являющиеся  первоисточником   наших  знаний  по  истории общества и природы.    Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к  процессам накопления  и  сохранения  социальной  информации,  познания  и   передачи  знаний, традиций,  представлений  и  эмоций  по  средствам   музейных  предметов,  к  процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.    Раритет – редкие предметы, что дает основание отнести их к памятникам  материальной культуры.    Реставрация  музейных  предметов  –  восстановление  облика  предмета,   максимально приближающегося  к  первоначальному,  посредством   устранения  искажений  предмета, происходящих  в  результате  его   естественного  старения,  нанесенных  повреждений  или  преднамеренных изменений.    Система  фондовой  документации  –  это  взаимосвязанная  совокупность   документов, составляемых по установленным формам в процессе учета  фондов, их классификации и систематизации,  физической  охраны,   необходимая  для  выполнения  музеем  его  социальных функций.    Состав  фондов  музея  –  организация  фондов,  разделяющая  их  в   соответствии  со  значением  предметов  для  науки  и  культуры  в  целом,  а   также  с  деятельностью  самого музея и определяющая юридическое положение предметов.    Структура фондов музея – организация фондов, основанная на взаимосвязях  предметов и  направленная  на  создание  условий,  максимально  удобных   для  изучения,  пополнения, хранения и использования.    Типовой  музейный  предмет  –  музейный  предмет,  отражающий  типичное   явление  и обладающий свойствами, характерными для большого числа  предметов, существующих в настоящее время.        Уникальный  музейный  предмет  –  это  предмет,  существующий  в   настоящее  время  в единственном или в очень ограниченном числе и  обладающий особой исторической или культурной ценностью.    Хранение  –  один  из  основных  видов  деятельности  музея,   предполагающий  создание материальных  и  юридических  условий,  при   которых  обеспечивается  сохранность музейного предмета и музейной  коллекции.   Экскурсия  –  коллективный  осмотр  музея  или  немузейного  объекта,   проводимый  по намеченной    теме  и  специальному  маршруту  под   руководством  специалиста  ­ экскурсовода в образовательных и  воспитательных целях.    Экспрессивность  –  выразительность  предмета,  его  способность  оказывать  эмоциональное воздействие.

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов

Программа дополнительного образования " Музееведы" для 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018