Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/
Оценка 5

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Оценка 5
Педсоветы +2
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
02.03.2019
Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/
Любому учителю в течение своей педагогической практики приходилось сталкиваться с таким феноменом как «школьная тревожность». Под нею подразумевают все многообразие проявлений тревожности ребенка – связанных со школой, обучением, общением с преподавателем. Это страх перед школой, одноклассниками, учителями. Особо ему подвержены дети соматически ослабленные, пережившие стрессовые ситуации различного рода, дети из неблагополучных семей. Тревожные ученики крайне ранимы и уязвимы, их успеваемость напрямую зависит от педагогического такта преподавателя. К сожалению, повышенный уровень тревожности ведет к удручающим последствиям: ребенок склонен к «уходу в болезнь» (он часто болеет, бессознательно избегая школу), не способен полностью реализовать себя. Такой учащийся теряется во время экзаменов, конкурсов, контрольных, отлично подготовленный ученик отвратительно отвечает (выступает). Поэтому, заботясь о здоровье детей, с целью создания психологически благоприятного климата на уроках, особое внимание желательно уделять профилактике и коррекции «школьной тревожности».
Профилактика шк. тревожности РМО.docx
1 Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО учителей истории, Пушкарева Т.Ю./ Любому учителю в течение своей педагогической практики приходилось сталкиваться с таким феноменом как «школьная тревожность». Под нею подразумевают все многообразие проявлений   тревожности   ребенка   –   связанных   со   школой,   обучением,   общением   с преподавателем.   Это   страх   перед   школой,   одноклассниками,   учителями.   Особо   ему подвержены дети соматически ослабленные, пережившие стрессовые ситуации различного рода, дети из неблагополучных семей. Тревожные ученики крайне ранимы и уязвимы, их успеваемость напрямую зависит от педагогического такта преподавателя. К сожалению, повышенный уровень тревожности ведет к удручающим последствиям: ребенок склонен к «уходу в болезнь» (он часто болеет, бессознательно избегая школу), не способен полностью реализовать себя. Такой учащийся теряется во время экзаменов, конкурсов, контрольных, отлично подготовленный ученик отвратительно отвечает (выступает). Поэтому, заботясь о здоровье   детей,   с   целью   создания   психологически   благоприятного   климата   на   уроках, особое   внимание   желательно   уделять   профилактике   и   коррекции   «школьной тревожности».  Выделяют две основные формы школьной тревожности:  1) «Школьный невроз», как наиболее радикальная форма. При школьном неврозе у ребёнка отмечаются   «беспричинные»   рвоты,   повышение   температуры,   головные   боли...   Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему­то исчезают.  2) «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае   обойтись   трудно.   А  школьная   тревожность?   Это  сравнительно   «мягкая»  форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.  Прежде всего, причины определяются природной нервно­психической организацией школьника.   Не   в   последнюю   очередь   –   особенностями   воспитания,   завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Школьная тревожность свойственна не только первоклассникам, но и детям других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. Одной из самых частых   причин   тревожности,   порождаемых   ошибками школьного   обучения,   являются завышенные  требования   к  школьнику,   негибкая,  догматическая  система   воспитания,  не учитывающая собственную активность ребёнка, его способности интересы и склонности.  Наиболее распространённая разновидность такого воспитания ­ система «ты должен быть отличником». Выраженные проявления тревог и часто наблюдаются даже у хорошо успевающих детей, которые отличаются добросовестностью, требовательностью к себе в сочетании   с   ориентацией   на   отметки,   а   не   на   процесс   познания.   Стремясь   выработать школьников   в   первую   очередь   такие   качества   как   добросовестность,   послушание, 2 аккуратность, учителя нередко усугубляют их и без того нелёгкое положение, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечёт для таких детей внутреннее наказание. Одной из самых распространённых школьных проблем, связанных с тревогой, является проблема   перегрузки.   Переутомление   ведёт   к   неудачам,   а   опыт   неудач,   накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. К таким проблемам   относятся   и   экзамены.   Экзамены   для   подавляющего   большинства   старших школьников­это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. Школьная   тревожность   выражается   в   волнении,   повышенном   беспокойстве   в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со   стороны   педагогов,   сверстников.   Ребенок   постоянно   чувствует   собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений». Чувство   тревоги   в   школьном   возрасте   неизбежно,   поскольку   познание   всегда сопровождается тревогой. Познание­это всегда открытие чего­то нового, а все новое таит в себе   беспокоящую   человека   неопределенность.   Однако   интенсивность   переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние. В этом контексте имеет смысл говорить о конструктивной и деструктивной школьной тревожности, имеющих мобилизующее либо патогенное влияние на социализацию школьника. У   тревожных   детей   сравнительно   невысокий   уровень   обучаемости.   При   этом учитель   может   считать   такого   ребенка   неспособным   или   недостаточно   способным   к учению. Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Тревожные дети говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. При указании тревожному   школьнику   на   его   ошибку   странности   поведения   усиливаются,   он   как   бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. Иногда такие школьники пытаются делать всё «лучше всех: до педантичности аккуратны, быстрее всех   тянут   руку   и   т.п.   При   этом   малейшая   ситуация   неуспеха   может   приводить   к истерикам, бурным переживаниям. Младшие   школьники  наибольшую   тревожность   испытывают   в   отношениях   с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками. Результаты исследований показывают, что дети с высокой школьной тревожностью в младших классах по успеваемости находятся как   бы   на   двух   крайних   полюсах;   это   либо   отличники,   либо   слабо   и   неуспевающие учащиеся,   среди   них   почти   нет   школьников   с   хорошей   или   средней   успеваемостью. Естественно, что психологическая помощь для отличника со школьной тревожностью и для двоечника   будет   различной,   будет   иметь   свои   специфические   особенности. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны ­ с посторонними взрослыми и учителями. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии.  В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим   физическим   особенностям;   обостряется   реакция   на   мнение   окружающих, повышается   чувство   собственного   достоинства   и   обидчивость.   Физические   недостатки 3 часто   преувеличиваются.  Старшие   школьники  обнаруживают   самый   высокий   уровень тревоги во всех сферах своей деятельности и её оценкой окружающими, в отличие от подростков у них возрастает тревожность в общении с теми взрослыми, от которых они в какой­то  степени  зависят.  Поэтому школьная  тревожность  старшеклассников  связана в основном   с   успеваемостью,   адаптацией,   авторитетом   и   автономией.   В   связи   с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так   и   со   сверстниками.   По   отношению   к   учителям   могут   возникнуть   протест,   отказ заниматься   и   добиваться   успехов.   В   отношениях   с   ровесниками   могут   возникать конфликты   на   почве   соперничества.   Это   влияет   на   психосоциальную   адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества.  Сейчас важную роль приобретает использование здоровьесберегающих методик и подходов в ходе урока: ведь лишь 6­10 процентов детей остаются здоровыми к моменту окончания школы, катастрофически возрастает процент психосоматических заболеваний, неврозов.   «Длительное   и   интенсивное   переживание   тревожности   ­   один   из   опаснейших факторов   развития   психосоматозов,   невротических   состояний».   Следовательно, становится весьма актуальным рассмотрение методов и приемов коррекции тревожности учащихся   в   профессиональной   деятельности   преподавателя.   Хочу   привести   некоторые рекомендации, основанные на выводах авторитетного психолога Анастасии Арсеньевой.  Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми 1. Не выделяйте таких детей при обсуждении неудач класса. 2. При объяснении д/з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным  голосом, не запугивайте их предстоящей работой. 3. Также напоминайте таким детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем  ориентируются. 4. Побуждайте таких учеников к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это  проходили, главное просто быть внимательным» 5. Когда ребенок уже выполнил задание и приступил к его проверке, перед тем, как сдать,  тревожный ученик зачастую может переправить правильный ответ на неверный.  Предложите им просто записать это предложение (слово, пример) на черновике, не  задумываясь и полагаясь на интуицию. Таким образом, срабатывает механическая память и сомнения могут рассеяться. 6. Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их  словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует  применять доброжелательный тон. 7. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно  сказать: «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего  результата». 8. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Он не сможет стать Катей или Васей.  Лучше сравнить Петю сегодняшнего и вчерашнего» 9. Создание ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствуйте  повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 10. Избегайте состязаний и каких­либо видов работ, учитывающих скорость. 4 11. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 12. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается  какой­либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить. На мой взгляд, данные рекомендации заслуживают пристального внимания школьных  педагогов. Важно помнить также о том, что ни одну проблему тревожных детей  невозможно успешно решить без тесного взаимодействия семьи и школы. Экзамен ­ это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающихся в школе и их дальнейшую судьбу. Исследования и наблюдения показывают, что экзаменационная тревожность занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психологическое напряжение у школьников. А с введением Государственной итоговой аттестации ситуация ещё больше усугубилась. Все трудности при подготовке к экзаменам можно разделить на три типа: 1.Процессуальные (связанные с процедурой): – недостаточное знакомство с процедурой; – незнакомое место и незнакомые взрослые.  2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся): – убеждения и предрассудки, связанные с ГИА; – неадекватная самооценка. 3.   Познавательные   (обусловлены   недостаточной   сформированностью   некоторых учебных компонентов): – недостаточный объем знаний; – недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями; – неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета; – неумение оперировать учебным материалом.          Подготовка школьников к экзаменам связана с большой нагрузкой и напряжением организма. Я, как учитель, ежегодно разрабатываю специальную программу подготовки обучаемых к итоговой аттестации, одной из составляющей которой является  снижение стресса   в   экзаменационный   период   у   старшеклассников.   Важно   обучить   будущих выпускников   методам   нервно­мышечной   релаксации,   приёмам   расслабления; сформировать у них умения управлять своим психофизическим состоянием.  Методы, используемые при проведении занятий: ­ лекционный метод передачи знаний; ­ психодиагностические методы исследования личности; ­ методы социально­психологического тренинга; ­ дискуссионный метод обсуждения различных проблем; ­ метод анализа конкретных ситуаций;  ­ учебно­игровая деятельность; ­ рефлексия. Программа   подготовки   девятиклассников   к   предстоящему   ОГЭ   по   обществознанию, состоит из 3­х взаимосвязанных блоков. I.  Развитие когнитивной сферы учащихся.  Для  обучающихся разработан лекционный цикл   с   последующей   тематикой:   «Что   такое   память?   Основные   приёмы   запоминания», 5 «Мышление   и   способы   его   развития»;   «Что   такое   внимание?   Развитие   произвольного внимания». II.  Психологическая   подготовка   к   экзамену   по   обществознанию.  В   этом   блоке рассматриваются   такие   темы   как:   «Экзаменационный   стресс:   пути   его   преодоления», «Приёмы   волевой   мобилизации»,   «Способы   снятия   нервно­психического   напряжения», «Обучение приёмам релаксации», «Способы повышения самооценки». III. На экзамене. В этот блок включены три занятия: «Накануне экзамена», «Поведение на экзамене», «Техника сдачи экзамена». В Приложениях к реферату представлен тест, помогающий выявить предэкзаменационный уровень тревожности старшеклассников, а также приведены примеры некоторых способов саморегуляции и упражнений для профилактики стрессоустойчивости на экзамене.  Рассмотрим некоторые способы саморегуляции.   1.Вообразите, что ваша уверенность на экзамене ­ это круг приятного для вас цвета. Вы можете шагнуть в этот круг уверенности и завязать его на себе, как пояс. Это ощущение уверенности поможет вам на экзамене. 2.Способы снятия нервно­психического напряжения. Во   время   подготовки   к   экзамену,   максимальный   отдых   необходим.   Есть   способы, позволяющие это сделать: 1. Релаксация: метод аутотренинга, мышечная релаксация, релаксация с помощью дыхания 2. Спортивные занятия 3. Контрастный душ 4. Стирка белья 5. Мытье посуды 6. Скомкать газету и порвать ее­ выбросить 7. Покричать то громко, то тихо 8. Смотреть на огонь (свечу или костер) 9. Погулять в тихом месте на природе 10. Послушать звук воды. 11. Правило «Стоп» Какими еще способами можно воспользоваться? Какой способ подходит лично для вас? Меня заинтересовал метод  систематической десинситизации, автором которого является Джозеф Вольпе, профессор психиатрии медицинского факультета Университета Темпле.  В методе систематической десинситизации выделяют три этапа: 1 ­ обучение релаксации; 2 ­ составлении иерархии ситуаций, вызывающих страх; 3 ­ собственно десенситизация. Когда   человек   научится   как   следует   расслабляться,   его   просят   систематически представлять каждую из пугающих его ситуаций. Каждый  пункт  списка   необходимо  представлять  снова   и  снова,  пока   он  не  перестанет вызывать беспокойство.   Человек,   находясь   в   состоянии   релаксации   (расслабление)   вызывает представление   о   ситуациях,   которые   приводят   к   возникновению   страха   и   с   помощью 6 релаксации   снимает   возникающую   тревогу.   Релаксация   несовместима   со   страхом   и тревогой. Страх и тревога ­ это напряжение, а релаксация ­это расслабление. Методика проведения десенситизации проста. Человек входит в состояние расслабления, затем в течении 5­7 секунд воображает первую ситуацию из списка ситуаций, вызывающих тревогу и снова переходит к расслаблению на 20­30 секунд. Затем цикл повторяется. Если в течении 3 циклов тревога не возникнет, можно переходить к следующей ситуации из списка. Подобным образом в воображении представляются   различные   ситуации   от   самых   легких   до   трудных.   Десенсибилизация заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать страх. Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, необходимо составить   «лесенку   ситуаций,   вызывающих   страх».   Эта   лесенка   представляет   собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию.  Примерно так: ­ встать рано утром и выслушать мамины указания; ­ проверить наличие паспорта и ручки перед выходом из дома; ­ встреча с одноклассниками возле школы и разговоры о видеокамерах в аудиториях; ­ отправление в школу, где пройдет экзамен; ­ регистрация; ­ рассаживание по местам; ­ получение бланков; ­ заполнение бланков­титульных листов Каждый может составить свою цепочку. Теперь,   после   перечисления   всех   тревожных   ситуаций,   необходимо   расслабиться (релаксация) И представить себя в каждой ситуации по 5 сек., затем оставляем эту ситуацию и снова 20­ 30 сек.  Последовательно переходить от одной ситуации к другой, представлять на 5 сек в каждой из   них.   Увеличить   время   расслабления   до   30   сек.   Если   возникнут   трудности   с представлением, то Можно еще более детализировать шаги. Проигрывание ситуации. Для   проведения   коррекционной   работы   необходимо   создавать   в   классе   климат доверия, безопасности, безусловного принятия каждого ребенка.  В профилактике и преодолении экзаменационной тревожности старшеклассников существенную   роль   играет   формирование   позитивного   отношения   к   экзаменационным испытаниям, обеспечение учеников необходимым набором средств и способов действий в значимых   для   него   ситуациях,   выработка   индивидуальной   эффективной   модели поведения.  Таким образом, современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Готовясь к выступлению, я убедилась ещё раз в том, что школьная   тревожность   –   явление   разрушительное   и   пагубное   не   только   для   нервной системы ребенка, для его успехов в обучении, но и для его организма, для его личности в целом.   Избавление   от   тревожности   –   это   забота   о   психологическом,   соматическом   и нравственном здоровье наших детей – одна из важнейших задач педагога. Если дети – наше Будущее, то мы обязаны сделать всё возможное для того, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии.  7

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/

Профилактика школьной тревожности /выступление на РМО/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019