Иногда возникают противоречия в вопросе о том, нужно ли давать ребенку плакать. В 80 % случаев родители, у которых есть достаточно возможностей для того, чтобы успокоить детей с нормальным уровнем нервозности, как правило, могут предотвратить нарушения сна, применяя способы «без плача», в частности, правило одного-двух часов. Лишь небольшое число детей (около 5 %) с нормальным уровнем нервозности к четырем месяцам страдают от переутомления. При леченииили коррекции нарушений сна совсем без плача не обойтись; это неизбежно. Однако в этой группе улучшения режима сна и общего состояния ребенка часто оказываются очень существенными и быстрыми.
Профилактика в противовес лечению нарушений сна
Иногда возникают противоречия в вопросе о том, нужно ли давать ребенку
плакать. В 80 % случаев родители, у которых есть достаточно возможностей для
того, чтобы успокоить детей с нормальным уровнем нервозности, как правило,
могут предотвратить нарушения сна, применяя способы «без плача», в частности,
правило одногодвух часов. Лишь небольшое число детей (около 5 %) с
нормальным уровнем нервозности к четырем месяцам страдают от
переутомления. При леченииили коррекции нарушений сна совсем без плача не
обойтись; это неизбежно. Однако в этой группе улучшения режима сна и общего
состояния ребенка часто оказываются очень существенными и быстрыми.
Но предотвратить нарушения сна могут и родители 20 % детей с повышенной
нервозностью / коликами, если они действительно располагают очень большими
возможностями, применяя такие «бесслезные» методы, как «всегда держите
ребенка на руках, реагируйте на его запросы и утешайте столько, сколько нужно,
чтобы он заснул; спите вместе с ребенком». Тем не менее примерно у 27 % таких
детей к четырем месяцам всетаки развивается переутомление.
При коррекции нарушений сна они плачут больше, чем дети из первой группы, и
прогресс бывает более медленным и не столь заметным. Это особенно трудно
для родителей, потому что они и так уже четыре месяца страдали от недостатка
сна, связанного с постоянной нервозностью, плачем и отказом их ребенка
засыпать.
В редких случаях родители детей, у которых уже прошел пик беспокойства в
шесть недель, но которым еще не исполнилось четырех месяцев, хотят, чтобы
ребенок, поплакав, научился засыпать сам. Пример из моей практики – мать,
которой нужно было возвращаться на работу и которая отчаянно хотела узнать,
будет ли ее ребенок лучше спать ночью, если она сможет уделять ему меньше
внимания. Другой пример – измученная и подавленная мать, которая была
близка к депрессии и злилась на своего ребенка. При таких и подобных
обстоятельствах я обычно стараюсь привлечь мужа, который должен помочь
жене укладывать ребенка спать, кормить и успокаивать его ночью, чтобы она
могла иметь возможность спокойно проспать несколько часов или всю ночь.
Естественно, такие варианты подходят не для всех семей. Тем не менее я
советую в течение ночи обращать на ребенка меньше внимания, кормить его, к
примеру, лишь дважды, а не четыре или пять раз, и игнорировать как
кратковременный, так и длительный плач. Иногда он быстро прекращается,
особенно у детей с нормальным уровнем нервозности. Но в некоторых случаях
такого не происходит, особенно у детей с повышенным уровнем беспокойства, и
тогда от этого плана приходится отказываться. После этого родители
возвращаются к любым методам, которые обеспечивают им максимум сна и
минимум плача, пока ребенок не станет постарше.
План действий для измученных родителей
Здоровый сон
«Здоровый» сон нужно воспринимать как совокупность или группу связанных
между собой элементов, формирующих единый «пакет». Их присутствие
необходимо, чтобы гарантировать качественный, или здоровый сон. Вот пять
элементов здорового сна:1. Общая продолжительность сна (дневного и ночного)
Спит ли ребенок столько, сколько ему нужно, ночью и днем?
Сколько нужно спать вашему ребенку, зависит от его возраста и темперамента.
Ограничение длительности сна отрицательно влияет на настроение,
деятельность, развитие и когнитивные способности детей.
2. Наличие дневного сна
Спит ли ваш ребенок днем, или иногда вы пропускаете дневной сон?
В последнем случае постарайтесь не дать малышу заснуть до времени
следующего сна, чтобы не нарушать ритмы сна. Если ребенок слишком
переутомился, сдвиньте следующий сон на более раннее время. Если периоды
дневного сна продолжаются слишком долго изза того, что ваш ребенок
переутомлен, возможно, вам придется его будить, чтобы сохранить неизменным
время ночного сна. Утренний сон развивается раньше, чем послеобеденный, и он
же первым исчезает. Не все периоды дневного сна одинаковы. У детей есть
врожденная предрасположенность к короткому или длинному дневному сну.
Если ребенку нужно два дневных сна, а он спал только один раз, можно
пораньше уложить его вечером.
3. Непрерывность сна
Спит ли ребенок с перерывами (фрагментированный сон) или без них
(консолидированный сон)?
Некоторое количество пробуждений – это норма, поскольку они могут носить
защитный характер. Но слишком частые пробуждения фрагментируют сон и
вызывают нарушения настроения и активности ребенка.
4. Режим сна
Начинается ли дневной и ночной сон тогда, когда у ребенка только появляются
признаки сонливости?
Слишком позднее укладывание вечером приводит к ненормальному графику
дневного сна. Вариабельность активности ребенка и продолжительности
периодов его дневного сна приводит к некоторой вариабельности времени
начала ночного сна. Наблюдайте в первую очередь за вашим ребенком, а не за
часами.
5. Регулярность сна
Начинается ли дневной или ночной сон примерно в одно и то же время?
Даже если ночной сон начинается несколько позже, чем необходимо, лучше
укладывать ребенка в одно и то же время.
Возможности для успокаивания
Учитесь распознавать признаки сонливости – изучите текст в рамке,
приведенный ранее.
Если ваш ребенок страдает коликами, начинайте успокаивать его, чтобы
уложить спать, после одногодвух часов бодрствования. Чтобы ребенок
успокоился и заснул, необходимы:
помощь отца;
поощрение сосания (не переживайте, если малыш в это время заснет); ритмичные укачивающие движения;
пеленание;
массаж.
СОН
темперамент,
УЛУЧШАЕТ
когнитивное развитие и эффективность
ЗДОРОВЫЙ
настроение,
деятельности.
Оцените баланс между склонностью ребенка испытывать беспокойство и вашими
возможностями для его успокоения.
Различаются не только дети по степени выраженности беспокойства/плача, но и
родители по своим возможностям для успокоения. К возможностям родителей
повлиять на беспокойство и плач ребенка относятся те, что перечислены в рамке
ранее.
Никогда не будите спящего ребенка.
Ритуалы отхода ко сну
Изучите список, приведенный ранее.
Грудное вскармливание против искусственного и общая постель против
Грудное вскармливание: постоянно, время от времени (сцеженным
детской кроватки
грудным молоком или смесью), никогда.
Матери примерно 80 % всех детей с нормальным уровнем нервозности имеют
возможность больше отдыхать, и ребенок сосет грудь преимущественно ради
насыщения. Кормление грудью проходит легко.
Матери примерно 20 % детей – тех, что страдают сильной нервозностью /
коликами, чувствуют утомление от нехватки сна. Возникающий в результате
стресс способен подавить лактацию. Кормление грудью может быть затруднено,
так как оно служит не только для питания, но и для успокаивания ребенка. Более
частые кормления и большая их продолжительность могут вызывать у матери
дискомфорт и боль, особенно если кожа груди высыхает или трескается. Если
ребенок чрезмерно беспокоен, мать начинает переживать, что ему не хватает
молока или чтото в ее рационе не подходит для малыша. Подумайте, кто, кроме
вас, может давать ребенку бутылочку со сцеженным молоком.
Семейная постель: постоянно, частично, никогда, с присоединенной
детской кроваткой или без нее.
Примерно для 80 % детей, имеющих нормальный уровень нервозности, раннее
начало совместного сна с родителями обычно оказывается эффективным.
Нарушения сна в дальнейшем маловероятны.
Примерно для 20 % детей, которые страдают повышенной нервозностью /
коликами, раннее начало совместного сна может привести к недосыпу родителей
на протяжении нескольких недель. Однако сильное успокаивающее воздействие
тепла тел матери и отца, ощущение близкого физического контакта, звуки
дыхания, сердцебиение, слышимое при сосании груди, или запах грудного молока
успокоят ребенка, и вы поймете, что ваши усилия были не напрасны. В
дальнейшем у ребенка могут возникнуть нарушения сна, если в возрасте около
четырех месяцев его поздно укладывают спать.В дневное время некоторые родители детей с повышенным или нормальным
уровнем нервозности могут оказаться в растерянности, так как обладают
ограниченными ресурсами для успокаивания. Нарушения сна чаще могут
возникать у тех детей, родители которых вначале не хотят спать вместе с ними,
но потом меняют свое решение изза того, что только таким образом им удается
успокоить малыша. Возникновение и сохранение нарушений сна более вероятно
не изза общей постели как таковой, а изза ограниченных возможностей
родителей.
Способы, помогающие ребенку спать лучше: «без плача», «допустимый
плач» или «пусть поплачет»
Пораньше, как только вернетесь из роддома, начинайте укладывать ребенка
спать после одногодвух часов бодрствования.
Изучите способы, приведенные ранее.
Для разных детей годятся разные способы.
Тратите ли вы более трех часов в сутки на успокаивание ребенка изза
того, что он беспокоится и плачет?
Происходит ли такое чаще, чем три раза в неделю?
Продолжается ли это уже более трех недель?
Если вы ответили утвердительно на все три вопроса, значит, у вашего ребенка
повышенный уровень нервозности или колики. Привлеките все возможные
ресурсы, которые помогут успокоить вашего малыша. Если вы хотите или если
вам это необходимо, подумайте о том, чтобы в течение нескольких недель или
месяцев спать вместе с ребенком. Обязательно носите малыша на руках,
откликайтесь на его потребности. Признаки сонливости могут отсутствовать,
поэтому старайтесь начинать укладывать ребенка спать после одногодвух часов
бодрствования. Успокаивайте его так долго, сколько нужно, чтобы он заснул.
Возможно, движение во время сна поможет ему проспать дольше.
Если на какието из вопросов вы ответили отрицательно, значит, у вашего
ребенка нормальный уровень беспокойства. Следите за признаками сонливости,
которые развиваются в течение одногодвух часов бодрствования. Успокойте
ребенка и уложите его спать или лягте вместе с ним, когда он уже хочет спать,
но еще не спит. Вероятно, он будет спать спокойно, без движений.
Глава 3. Нарушения сна и борьба с ними
Что мешает сну
Мы на самом деле не знаем, что чувствуют маленькие дети, потому что они не
могут нам этого сказать; все, что в наших силах, – это наблюдать за ними и
угадывать их чувства. Когда дети плохо спят, их поведение меняется, и они явно
чувствуют себя хуже. Мне кажется, для того чтобы лучше понимать наших детей
и сочувствовать им, мы должны представить себе, как сами чувствуем и ведем
себя, когда наш сон чемто нарушается.
Сонливость в дневное время, возникающая изза нарушенного сна, обычно
вызывает у нас легкое раздражение или жжение в глазах. Веки становятся
тяжелыми. Тяжесть появляется и во всем теле, и мы как будто спим на ходу. У
нас пропадает интерес и концентрация внимания. Речь замедляется; мы зеваем итрем глаза. Чем более сонливыми мы становимся, тем чаще закрываются наши
глаза, и мы можем начать буквально клевать носом.
Однако такую знакомую картину, связанную со сном у взрослых, редко можно
увидеть у маленьких детей, сну которых чтото мешает. Хотя младенцы, которые
обычно отдыхают хорошо, иногда действительно могут зевать, если
переутомляются, хронически уставшие маленькие дети не слишком часто зевают
или клюют носом. Когда утомленный ребенок хочет спать, он становится
раздражительным и перевозбужденным.
НАПОМИНАЮ
Если ваш ребенок выглядит перевозбужденным, возможно, он устал.
Настроение и активность
Прежде чем мы рассмотрим типичные нарушения сна, давайте обсудим, как
нарушенный сон влияет на настроение и активность.
Два весьма интересных австралийских исследования с участием взрослых
помогли пролить свет на перевозбужденное состояние у детей. В одном из этих
исследований было показано, что уровень активности нервной системы зависел
от определенных личностных характеристик, режима сна и работы щитовидной
железы. Те, кто спал хуже, стали более нервозными, и у них повысился уровень
кортизола, что характерно для стрессовых ситуаций.
Второе исследование было сложным, но мне кажется, что его результаты лучше
помогут вам понять поведение вашего ребенка.
Взрослые добровольцы оценивали свое настроение по четырем шкалам:
1. От усталого до отдохнувшего.
2. От заторможенного до активного.
3. От раздраженного до спокойного.
4. От напряженного до расслабленного.
Первые две шкалы отражают степень возбуждения , а третья и четвертая –
уровень стресса .
Исследователи измеряли содержание четырех химических веществ (кортизола,
норадреналина, адреналина и дофамина), производимых организмом. Эти
вещества, обладающие мощным воздействием на головной мозг и общее
самочувствие, связаны с четырьмя использованными шкалами различным
образом.
Например, утомление приводит к повышению уровня адреналина. Иными
словами, когда мы устаем, наш организм химически реагирует на это выбросом
адреналина, который дает нам силы и энергию. Мы становимся более
возбужденными, внимательными и бодрыми. Кроме того, с повышением внимания
и возбуждения растет и концентрация кортизола – гормона, связанного со
стрессовыми состояниями. У детей она остается высокой, если они не спят днем.
Вероятно, дневной сон позволяет мозгу эффективно работать без
дополнительной поддержки, которую дает кортизол. Повышенный уровень
раздражительности и напряжения – факторов стресса – связан с повышением
концентрации адреналина, норадреналина и дофамина. Однако специфические
сочетания химических соединений, или так называемые биохимические маркеры,
для раздражительности и напряжения не идентичны.Эти исследования подтверждают идею о том, что, когда переутомленный
ребенок становится нервным, раздражительным, крикливым, перевозбужденным
или неспособным заснуть, он ведет себя так именно изза реакции организма на
переутомление. Вспомните, как вы сами чувствуете себя после того, как упорно
трудились и недосыпали, чтобы завершить какоето важное дело. Высокая
мотивация помогает вам бороться с сонливостью в дневное время. Постепенно
эффективность вашей деятельности падает и самочувствие ухудшается. Через
какоето время вы вновь испытываете возбуждение. Такое состояние –
естественный защитный биологический механизм,
который позволял
неандертальцу драться, спасаться бегством или преследовать добычу, даже
когда он уставал. К счастью, современный человек может выйти из этого
состояния, устроив себе каникулы. Но вы наверняка замечали, что в начале
отдыха вам не сразу удается успокоиться и справиться с этим избыточным
возбуждением.
Возникает порочный круг: сон порождает сон, но и бессонница тоже порождает
бессонницу. Если ребенок пропускает необходимый ему период сна, утомление
вызывает физическую или химическую реакцию организма.
Существенный
момент
Некоторые хронически утомленные дети постоянно находятся в
перевозбужденном состоянии и не способны успокоиться.
Эти химические изменения непосредственно влияют на поведение и мешают
поддерживать как состояние спокойного бодрствования, так и состояние
нормального сна. Ребенок нервничает изза испытываемого им переутомления.
Другие исследования тоже подтверждают, что мало спящие взрослые более
беспокойны и тревожны. Изучая раздражительных, напряженных и плохо спящих
взрослых с повышенной концентрацией упомянутых гормонов, мы приходим к
старой проблеме: что было вначале – курица или яйцо?
Я думаю, дилемму поможет решить опыт, знакомый каждому из вас. Как я уже
говорил, если мы усердно трудимся, чтобы закончить важную работу, то можем
накачать организм большим количеством кофе и колы и спать очень мало.
Однако когда по окончании проекта мы резко останавливаемся и устраиваем
себе каникулы, нам требуется несколько дней на то, чтобы избавиться от
излишков нервной энергии. Мы на самом деле не способны наслаждаться такими
простыми вещами, как ходьба босиком по траве или тихие игры с детьми, потому
что до сих пор находимся на взводе. Через несколько дней мы постепенно
успокаиваемся и расслабляемся, и только после этого становимся способны
насладиться чтением книги или другими тихими делами. Это свидетельствует о
том, что наш образ жизни и сна может влиять на внутренние биохимические
механизмы, которые, в свою очередь, заставляют нас чувствовать себя тем или
иным образом. В исследовании, проведенном в Дартмутском колледже, студенты
типа А, предрасположенные к коронарным заболеваниям, просыпались ночью
чаще, чем студенты типа В. Таким образом и может развиться порочный круг:
фрагментированный сон вызывает повышение возбуждения, студент чувствует
себя более энергичным и, ощущая этот повышенный уровень энергии, работает
еще усерднее до поздней ночи, чтобы достичь большего, но в то же время все
больше накапливается усталость от недостатка сна.
Существенный
Недостаток сна вызывает перевозбуждение центральной нервной системы.
моментУ детей в возрасте всего двухтрех дней также отмечается повышенный уровень
кортизола после обрезания крайней плоти, когда они испытывают дискомфорт.
Дети старше четырех месяцев могут перебарывать сон, чтобы насладиться
общением и играми с родителями. Появившиеся в результате нарушения сна
могут стать причиной утомления, и организм естественным образом реагирует на
него, увеличивая производство химических веществ, например кортизола,
ответственных за внимание и активность. Может быть, в один прекрасный день
исследователи обнаружат, что различные типы недостатка сна (полная
бессонница, неправильный режим сна, отсутствие дневного сна или
фрагментация сна) вызывают различные нарушения химического баланса.
Вот некоторые из терминов, которые используют специалисты для описания
поведения перевозбужденных, или «взвинченных» детей с нарушенным сном:
Физиологическая активация.
Неврологическое возбуждение.
Чрезмерная бодрость.
Эмоциональная реактивность.
Повышенная чувствительность.
Ясно, что все мы становимся слегка раздражительными, взрывоопасными и
хмурыми, когда недосыпаем. Уставшего человека не веселят анекдоты и
карикатуры. Но дети могут быть еще чувствительнее даже к небольшой потере
сна и при этом казаться лишь чуть более активными и неуправляемыми, чем
обычно. Возможно, совершенно невыносимое поведение детей объясняется
тяжелым, хроническим и длительным недосыпанием, но родители не распознают
его истинную причину.
Как часто я слышу комментарии типа: «Она так устала, что просто бегает
кругами». Это наблюдение не ново; в классической статье, опубликованной в
1922 г., описывается «повышенная рефлекторная раздражимость» у сонных
детей. По контрасту с этим я снова и снова встречаю в своей практике хорошо
отдыхающих детей, которые проводят очень много времени в состоянии
спокойного внимания. Они воспринимают все с широко раскрытыми глазами,
ничего не пропуская. Простые мелкие игрушки кажутся им удивительными и
интересными. Таким детям как будто никогда не скучно, даже если игрушка,
которую они выбирают, уже прекрасно им знакома.
ЕЩЕ
НАПОМИНАЮ
Если ребенок спокоен и внимателен, это свидетельствует о его качественном
сне. Просыпаясь, хорошо отдохнувший ребенок находится в прекрасном
настроении и способен развлекать сам себя.
Родители малышей в возрасте от четырех до двенадцати месяцев могут в очень
значительной степени повлиять на их поведение, регулируя режим сна.
В исследовании четырех– и пятилетних детей, опубликованном в 2002 г. Джоном
Бейтсом, автор пишет: «При клиническом лечении детей дошкольного возраста,
отличающихся оппозиционным поведением, мы увидели ряд внушительных
улучшений в управляемости, связанных с тем, что родители начинали прививать
детям более разумный режим сна. Нам показалось, что в этих случаях изменения
были настолько быстрыми, что их не могли вызывать другие изменения, в
частности, в дисциплинарной тактике».
Я считаю, что у грудных и у маленьких детей в целом существует причинно
следственная связь между нарушенным сном и беспокойным, взрывным
РАЗиз
поведением. Кроме того, как я уже писал в главе 2, вредоносный эффект
чрезмерной сонливости в дневное время не остается неизменным, а имеет
тенденцию накапливаться. Это означает, что настроение и эффективность
деятельности ребенка прогрессивно ухудшаются, при том что количество
недостающего сна за каждый день или ночь остается одним и тем же.
Коечто
практики
Постоянный небольшой дефицит сна приводит к кумулятивному ухудшению
качества бодрствования в дневное время.
Поэтому ребенок становится все более раздражительным, даже если
недосыпает каждую ночь совсем по чутьчуть.
По мере того как ребенок развивается, связь между нарушенным сном и
проблемами с настроением и активностью становится менее очевидной изза
усложнения психологических и интеллектуальных функций организма. Возможно
даже, что хронически нарушенный сон приводит к тому, что дети растут,
испытывая усиливающуюся сонливость в дневное время и легкую депрессию, что
приводит к пониженной самооценке. В одном из исследований подобные
симптомы отмечались примерно у 13 % подростков с нарушенным сном. Им
обычно требовалось более 45 минут для того, чтобы заснуть, или они часто
просыпались по ночам. Вероятно, некоторые из этих подростков просто не
научились самостоятельно успокаиваться, чтобы легко засыпать, когда были
значительно младше. Взрослые с такими характеристиками считаются
страдающими бессонницей.
Согласно одной из ее теорий, бессонница характеризуется интернализацией
эмоций, связанных с постоянным неврологическим возбуждением, плюс
физиологической активацией, что и приводит к нарушениям сна. Однако
существуют явные различия между взрослыми, у которых бессонница
развивалась с детства, и теми, у кого она появилась намного позже. Тем, кто
страдает ею с детства, требуется больше времени на то, чтобы заснуть, и они
спят меньше, чем те, кто стал плохо спать, уже достигнув зрелости. Мне
кажется, что подобные данные подтверждают теорию о том, что установление
неправильного режима сна в детстве может оказывать долговременное
отрицательное влияние, в частности, становиться причиной бессонницы у
взрослых. А среди психически нездоровых взрослых более выраженные
проблемы со сном бывают у людей с более тяжелыми отклонениями.
Теперь давайте рассмотрим некоторые из наиболее типичных проблем, которые
могут нарушать детский сон, и методы борьбы с ними.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВОГО СНА
1. Общая продолжительность сна (дневного и ночного).
2. Наличие дневного сна.
3. Непрерывность сна.
4. Режим сна.
5. Регулярность сна.
Рассматривая решения проблем со сном, очень важно воспринимать здоровый
сон как совокупность или группу из пяти взаимосвязанных элементов, описанных
в главе 2, которые формируют единый «пакет».Для того чтобы сон был действительно качественным, или здоровым, необходимо
присутствие всех пяти элементов. В ходе дальнейшего объяснения я буду делать
особый акцент на одной из частей этого «пакета» как на самой важной для
разрешения той или иной проблемы, однако не забывайте о том, что у вас ничего
не получится, если другие элементы здорового сна будут отсутствовать. Кроме
того, некоторые нарушения сна проявляются в определенном возрасте. Я
представлю вам краткий обзор решений, а более подробные инструкции опишу в
главе, соответствующей возрасту вашего ребенка. Вам лучше вначале прочесть
то, что я предлагаю здесь, а потом переходить к конкретной главе. Также будет
полезно ознакомиться с главами, которые идут до и после нее, поскольку в них
говорится о детях младше или старше вашего ребенка.
У каждой отдельной проблемы может быть не одна причина и, соответственно,
не одно решение. Какое из них вы захотите применить в первую очередь, зависит
от возраста и характера вашего ребенка. Кроме того, на практике не все
решения подходят для всех семей. Поэтому, пожалуйста, прочитайте весь
раздел, посвященный этой проблеме, прежде чем пытаться помочь вашему
ребенку. Кроме того, поскольку многие проблемы взаимосвязаны, возможно,
имеет смысл просмотреть всю главу; вы сможете найти для себя какието
дополнительные идеи. Один из главных принципов в решении проблем со сном –
составить график изменений в поведении ребенка за несколько дней, чтобы
определить, помогают ли ему ваши действия, прежде чем принять еще какието
меры. Будьте терпеливы и заведите журнал учета сна.
Журнал учета сна
Журнал учета сна – это серия диаграмм, показывающих, когда ваш ребенок
бодрствует, спит, тихо ведет себя в своей кроватке или плачет. По
горизонтальной оси откладываются дни недели, а по вертикальной – время.
Каждый столбик диаграммы представляет собой сутки, а вид всех диаграмм
позволяет вам увидеть существующие тенденции в режиме. Если вы будете
составлять детальные описания, вам будет сложно за деревьями увидеть лес.
СНУ
ПОМНИТЕ,
Чем лучше вы отдохнули, тем легче вам будет заснуть и спать, не просыпаясь.
Чем больше вы устали, тем все это будет сложнее.
ВЕДЕТ
СОН
КО
Чрезмерная сонливость в дневное время
На первый взгляд кажется, что человек либо бодрствует, либо спит. Но точно так
же, как существуют переходы от неглубокого сна к глубокому, есть и различные
градации бодрствования. На эффективность деятельности, внимание,
собранность и настроение влияет характер конкретного периода бодрствования.
Когда мы не чувствуем себя в дневное время достаточно бодрыми, то говорим,
что у нас «сонное состояние». Чрезмерная дневная сонливость или нарушенный
характер бодрствования – результат нарушений сна.
В Стэнфордском университете была разработана Стэнфордская шкала
сонливости, с помощью которой вы можете описать различные состояния или
уровни дневной сонливости. Очевидно, что дети, которые изза недостатка сна
находятся в подавленном или раздраженном состоянии, получат по этой шкале
высокие баллы.1 балл – Человек чувствует себя полностью проснувшимся, сохраняет
энергичность и бодрость.
2 балла – Сохраняется способность сосредотачиваться. Активность на
высоком, но не максимальном уровне.
3 балла – Проснувшийся человек легко реагирует на окружающие события,
но не очень бодр.
4 балла – Работоспособность снижена, отмечается спутанность сознания.
5 баллов – Заторможенность, спутанность сознания, позывы ко сну.
6 баллов – Сильное ощущение сонливости, человек борется со сном.
7 баллов – Проснувшись, человек тут же вновь засыпает, не сумев побороть
сон.
Слишком раннее утреннее пробуждение
В спальне по утрам должно быть темно и тихо. Плотные занавески и, например,
звук постоянно работающего увлажнителя воздуха помогают снизить
воздействие уличного шума, который может испугать ребенка. Заведите журнал
учета сна, чтобы выяснить оптимальное время вечернего укладывания.
Наиболее типичная причина слишком раннего пробуждения у детей в возрасте
до четырех месяцев – чрезмерная возбудимость/колики (см. главу 4), а после
четырех месяцев – слишком позднее укладывание вечером.
Если вы предполагаете, что ребенок ложится спать слишком поздно, постепенно
начните сдвигать начало ночного сна на более раннее время. В течение четырех
ночей попробуйте укладывать его на 20 минут раньше, чем обычно, и посмотрите,
будет ли ваш ребенок засыпать раньше, а просыпаться позже. Делайте то же
самое, что и всегда, просто начинайте ритуал отхода ко сну пораньше. Если вам
кажется, что это не очень помогает, повторите процесс еще в течение четырех
ночей, опять отодвинув время укладывания на 20 минут.
Вы можете снова проделать то же самое, пока вам не станет ясно, что вы
кладете ребенка слишком рано, потому что он начинает отказываться спокойно
засыпать. После этого вы можете вернуться на шаг назад и укладывать ребенка
на 20 минут позже. Такое постепенное смещение времени укладывания обычно
не приводит к плачу.
Если вы считаете, что укладываете ребенка слишком поздно, потому что он
гораздо раньше обычного начинает казаться уставшим, стоит сразу же сдвинуть
время укладывания на существенно более раннее время. Такое резкое изменение
времени сна иногда может привести к протестующему плачу. Для совсем
маленьких детей воспользуйтесь методом игнорирования, методом частичного
игнорирования или методом контроля и утешения, описанными в главе 5. Для
детей более старшего возраста применяйте правила сна, или методы тихого
возвращения ко сну, описанные в главе 7 и 8. Возможно, вам потребуется
игнорирование в период до 6:00 или 7:00. Детей помладше можно брать к себе в
постель, чтобы поспать утром подольше.
Иногда дети в возрасте старше четырех месяцев уже готовы засыпать очень
рано, примерно в 17:30 или 18:00. Изза этого весь график сна смещается:
слишком раннее время утреннего пробуждения приводит к слишком раннему или
плохо распределенному дневному сну и сильной усталости во второй половине
дня у ребенка, который легко засыпает ранним вечером. Маленьким детям можетпомочь одновременный сдвиг времени укладывания на несколько более позднее
время, например, на 20–30 минут каждые четыре вечера, и игнорирование до
6:00. С более старшими детьми примените пятое из правил сна, о котором
говорится в главе 8, настроив радиобудильник, который будет сообщать ребенку,
когда он может выйти из своей комнаты. Если вы слишком сильно сдвинете
время укладывания на более поздний срок, то ребенок может настолько
переутомляться, что будет просыпаться не позже, а просто более уставшим.
Однако некоторых более старших и упрямых детей я предлагал временно
укладывать гораздо позже обычного, благодаря чему они и просыпались позже,
получая за это похвалы и символические награды (например, сладости, наклейки
или звездочки). Затем время укладывания медленно и постепенно сдвигалось на
более ранний срок, и при этом ребенок продолжает просыпаться позже, потому
что попрежнему получает похвалы и награды.
Поиск правильного времени начала ночного сна для вашего ребенка может
потребовать возвратнопоступательной корректировки; сделайте одно
изменение, а затем в течение нескольких дней наблюдайте, помогло ли оно.
И сохраняйте терпение.
Сон в первой половине дня отсутствует, слишком короткий, слишком
длинный или наступает в неправильное время
Сон в первой половине дня появляется у 80 % детей в возрасте трехчетырех
месяцев и на несколько месяцев позже у 20 % детей, страдающих коликами. Вам
может потребоваться корректировка слишком раннего времени утреннего
пробуждения или слишком позднего времени вечернего укладывания.
Иногда утренний сон бывает коротким, потому что только такая
продолжительность сна доступна в этот момент вашему ребенку, т. е. он от
природы склонен к короткому сну в дневное время. Около 20 % детей в возрасте
примерно от шести до двадцати одного месяца всегда спят мало как в первой,
так и во второй половине дня, вне зависимости от любых усилий родителей. С
шести до девяти месяцев сон у них может быть непродолжительным изза того,
что им требуется несколько коротких периодов сна в течение дня, и эти дети
часто кажутся уставшими. Если их укладывать на ночь пораньше, то в возрасте
от девяти до двенадцати месяцев большинство из них начинают спать меньшее
количество раз, но дольше по времени, и усталость проходит. На мой взгляд,
большинство из таких спящих помалу днем детей – это те, что в более раннем
возрасте страдали коликами.
Наиболее типичная причина отсутствия или слишком малой продолжительности
утреннего сна – слишком длинный промежуток бодрствования между
пробуждением после ночного сна и началом первого дневного сна. Возможно,
что, если ребенка, которому меньше четырех месяцев, уложить всего через час
после ночного пробуждения, т. е. прежде чем он устанет, у него будет
продолжительный утренний сон. Неправильное с биологической точки зрения
начало дневного сна у более старших детей может как сократить его
продолжительность, так и сделать его менее полезным; слишком ранний или
слишком поздний сон нарушает режим остальной части дня. Вашему ребенку
поможет нормально спать хорошо отработанный ритм утреннего сна, который
должен начинаться в 9:00–10:00. Если это необходимо, сделайте своей целью9:00. Возможно, вы сможете достичь только времени 8:30 или 8:45, потому что
иначе ваш ребенок будет переутомляться. Вам нужно найти баланс: утренний сон
должен начинаться в соответствии с биологическими ритмами ребенка, но при
этом нельзя допускать его переутомления. Вы можете позволить ему слегка
утомиться, однако не доводить до такого состояния, в котором он уже будет
испытывать сложности при засыпании.
Иногда какаято деятельность старшего брата или сестры, происходящая по
расписанию, мешает утреннему сну малыша. Вы можете попросить
родственников или соседей присматривать за вашим ребенком или возить
старшего на занятия по очереди, чтобы уменьшить количество дней, когда
младший ребенок будет пропускать хороший утренний сон. Часто бывает так, что
малыш засыпает в автомобильном кресле во время поездки, и родители
позволяют ему продолжать спать, либо оставаясь в машине, либо помещая
автокресло в кроватку. Нам, взрослым, может показаться, что это неудобно, но
многие маленькие дети действительно прекрасно спят в уютном для них
автокресле.
Иногда ребенок просыпается утром слишком поздно изза того, что его слишком
поздно уложили вечером, и тогда он не может вновь заснуть в 9:00 или
10:00. Контроль за временем пробуждения всего лишь означает, что вам
нужно разбудить ребенка примерно в 7:00, чтобы около 9:00 он смог заснуть
здоровым утренним сном. Чтобы избежать переутомления, вам придется
передвинуть начало ночного сна на более раннее время. Обоим родителям или
одному из них такой вариант может не понравиться, потому что им хочется
поиграть с ребенком вечером и/или поспать подольше утром. Если у ребенка
слишком длительный утренний сон или он начинается слишком поздно, это может
помешать ему спокойно заснуть в 12:00–14:00, когда наступает время второго
дневного сна, и в результате к вечеру ваш малыш будет переутомлен. Утренний
сон может быть слишком длительным или поздним изза того, что ребенка
слишком поздно укладывают на ночь. Ограничьте продолжительность первого
утреннего сна однимдвумя часами, будя ребенка, если это необходимо, потому
что это важно для обеспечения здорового второго сна.
СНА
ПОДСКАЗКИ
Перед любым дневным сном выйдите на прогулку, чтобы ребенок получил
непродолжительную, но интенсивную стимуляцию во время активных игр в парке
или песочнице; пусть он пообщается с природой, услышит голоса, музыку, звуки
уличного движения; можете покатать его в прогулочной коляске. Затем, ближе
ко времени сна, перейдите к более спокойной деятельности. Уделите
определенное время этому процессу. Если ванна помогает ребенку успокоиться,
искупайте его перед дневным сном. В комнате должно быть темно и тихо.
В то же время, передвинув на более ранний срок начало ночного сна, вы
поможете своему малышу проснуться утром лучше отдохнувшим, а это
автоматически приведет к сокращению утреннего сна.
ХОРОШЕГО
ДНЕВНОГО
ДЛЯ
Сон в послеобеденное время отсутствует, слишком короткий, слишком
длинный или наступает в неправильное время
Послеобеденный сон обычно сохраняется у детей до трех лет, а потом
постепенно исчезает. Если он прекращается в слишком раннем возрасте, ребенок
к вечеру может сильно уставать и с трудом засыпать. Чтобы справиться с этим,вы можете восстановить послеобеденный сон (если вашему ребенку намного
меньше трех лет) или переместить начало ночного сна на более раннее время
(если ребенку намного больше трех лет). Если послеобеденный сон сохраняется у
ребенка в более старшем возрасте, начало ночного сна отодвигается на все
более позднее время, и в результате возникают проблемы с укладыванием.
Исключение послеобеденного сна позволит вам сдвинуть начало ночного сна на
более раннее время и поможет избежать проблем с укладыванием.
Типичной причиной проблем, связанных с послеобеденным сном, является
неправильно выбранное время. Если он начинается слишком рано, еще до
полудня, изза слишком короткого утреннего сна, то не позволит ребенку
достаточно отдохнуть, и к концу дня малыш, скорее всего, будет сильно
переутомлен. Если ребенку меньше девяти месяцев, это может привести к
позднему или длительному третьему сну, что, в свою очередь, делает слишком
поздним время укладывания. Когда послеобеденный сон наступает слишком
поздно, значительно позже 14:00, он может помешать раннему укладыванию на
ночь.
Иногда послеобеденному сну мешают какиелибо проводимые по расписанию
занятия у самого ребенка или у его старших братьев или сестер. Постарайтесь
свести негативные последствия такого распорядка к минимуму, наняв няню,
чередуя обязанности с другими членами семьи или иногда пропуская занятия.
При сокращении или исключении послеобеденного сна может быть необходимо
пораньше укладывать ребенка на ночь.
Иногда плохой дневной сон связан с посещением детского учреждения, потому
что там малышу могут мешать неправильно выбранное время сна, шум, отсутствие
возможностей для длительного успокаивания или плач других детей.
Существенный
момент
Если иногда утренний или послеобеденный сон оказывается слишком коротким
или вообще пропускается, постарайтесь не укладывать ребенка до следующего
по графику периода сна, только сдвиньте его на чуть более ранний срок.
Соблюдайте режим сна.
Утренний сон при посещении детского сада исчезает быстрее, так как ребенок
утром чувствует себя достаточно отдохнувшим после ночного сна. Иногда у
родителей нет возможности выбирать детское учреждение, и хотя для таких
семей это особенно трудно, помочь их детям может более раннее укладывание
на ночь.
Третий дневной сон отсутствует, слишком короткий, слишком длинный или
наступает в неправильное время
Третий сон, примерно с 15:00 до 17:00, подвержен вариациям: он может быть
коротким, долгим или отсутствовать вообще. Третий сон обычно пропадает к
девяти месяцам. Если он оказывается длительным, можно укладывать ребенка
на ночь попозже. Но это может стать проблемой, потому что выбранное время
слишком сильно отклонится от нормального биологического ритма вашего
ребенка. Поэтому либо сокращайте продолжительность третьего дневного сна
(если ребенку меньше девяти месяцев), либо полностью его исключите (если
ребенку девять месяцев или больше). Даже кратковременный вечерний сон
продолжительностью 20–40 минут может помешать вам вовремя уложить
ребенка на ночь.Поэтому, если эта процедура происходит со скандалом, подумайте, не стоит ли
исключить третий дневной сон и сдвинуть ночной на более раннее время.
РЕАЛЬНАЯ
ЖИЗНЬ
Какието особые события часто становятся причиной пропуска или сокращения
периодов дневного сна. НЕ становитесь рабами режима. Чем лучше вы будете
соблюдать его в обычные дни, тем меньше будет вреда от таких особенных дней.
Иногда в возрасте примерно девяти – двенадцати месяцев ребенок засыпает
около 17:30 и просыпается примерно в 19:30–20:00, потом на протяжении
нескольких часов, до 22:00, развлекается с родителями, после чего наконец
снова засыпает, но ночью спит плохо. Родители думают, что в 17:30 у ребенка
наступает третий дневной сон. Однако на самом деле ему необходимо очень
раннее укладывание на ночь, может быть, примерно в 18:00, и никаких игр с
19:30–22:00.
Необходимо два, но возможен только один
Если ребенок слишком поздно ложится или слишком рано встает, утром он может
просыпаться уставшим. Это утреннее утомление заставляет его очень много
спать в первой половине дня, что мешает нормальному послеобеденному сну. В
результате в конце дня ребенок оказывается не слишком хорошо отдохнувшим.
Или же какиелибо занятия, назначенные на утренние часы, не дают вам
уложить ребенка в 9:00 или 10:00, и поэтому утренний сон сдвигается на слишком
позднее время – примерно на 10:30 или 11:00. Даже если этот сон будет
коротким, ребенок может успеть перезарядиться, что помешает ему нормально
поспать после обеда. В период перехода от двукратного к однократному
дневному сну, когда вашему ребенку примерно от 12 до 21 месяца, могут быть
дни, когда ему вполне достаточно одного сна, и дни, когда он должен спать
дважды. Однако в такой переходный период может случиться так, что ребенок
не может спать два раза в день, при том что это ему еще необходимо. Решением
может стать укладывание ребенка на ночь раньше на 20–30 минут.