Профильное обучение -
специализированная подготовка учащихся
Ошурко Л.Г.
директор МОУ «Технический лицей г. Донецка»
В законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
И так, профильное обучение. Вопросы профильного обучения поднимались давно в отечественном и зарубежном образовании.
В большинстве стран Европы все учащиеся до 6-го года обучения в основной образовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Вопросы профильного обучения в отечественном образовании поднимались с конца 70-х годов ХХ столетия, так как это было обусловлено требованиями «профессионализации» в связи с развитием народного хозяйства, промышленности. Многие ученые, профессора, в частности Борисов Ю.С. утверждали, что с развитием научно-технического прогресса возникла необходимость создания школ с профильной направленностью.
Ученые пришли к выводу, что профильное обучение лучше вводить в старших классах, потому что к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
Старшая профильная ступень обучения в образовательном учреждении, в зависимости от его возможностей и выбора может состоять из классов следующих видов:
-профильных классов, функционирующих в системе «лицей-вуз»
-классов углубленного изучения профильных предметов.
Причины перехода на профильное обучение:
1. Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся
2. Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников
3. Специфические требования, предъявляемые к выпускникам образовательных учреждений
Профильное обучение имеет свою основную цель - это создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Основными задачи профильного обучения являются:
1. Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам
2. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности
3. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности
4. Развить у учащихся мотивацию к научно – исследовательской деятельности
5. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь свое мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации
6. Сделать учащихся конкурентно способными.
Практика показывает, что организация системы профильного обучения должна состоять из двух направлений:
· Предпрофильные - восьмые, девятые классы.
· Профильные – десятые, одиннадцатые классы.
В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 8 - 9– ых классах – заранее помочь учащимся определиться с выбором профиля обучения.
Профильное обучение имеет свои особенности:
1. вводится на старшей ступени образования
2. количество предметов профилей не более двух
3. сохраняется возможность внепрофильного обучения
4. количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися
Основные технологии профильного обучения:
1. Исследовательская технология
2. Проектная технология
3. Информационная технология (дистанционное обучение)
4. Технология развития критического мышления
5. Технология проблемного обучения
6. Ситуационная технология
7. Деловые игры
8. Моделирование
Важную роль играют в профильном обучении элективные курсы, спецкурсы и факультативы, индивидуальные и групповые занятия.
Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Элективные курсы имеют свои функции:
– изучение ключевых проблем современности
– ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»
– поддержание изучения профильных предметов на заданном профильном уровне
– удовлетворение познавательных интересов учащихся в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.
– развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА по выбранному предмету на профильном уровне
К содержанию и методике изучения элективных курсов выдвигаются следующие требования:
• Личностно – актуальная и социально значимая тематика;
• Поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения через вариативное насыщение;
• Опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
• Включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
• Обеспечение формирования и развитие общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
• Система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению
При профильном обучении необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения.
1. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения
2. обучение через опыт и сотрудничество
3. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
4. интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов)
5. личностно – деятельный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправие их взаимодействие)
6. сохранение преемственности основного и профильного обучения.
Однако при организации профильного обучения возникает ряд проблем:
- Невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп
- Усиленная подготовка педагогических кадров для работы в профильных классах
- Подбор программ по элективным курсам, индивидуальной работе, факультативным занятиям
- Недостаточное количество пособий по профильным предметам
Важное значение в решении целей и задач профильного обучения имеет подбор и расстановка кадров, материально-техническое оснащение.
Творческое взаимодействие учащихся, родителей, сотрудничество с ВУЗами дает позитивные результаты.
Список литературы
1. Закон ДНР «Об образовании»
2 Артемова Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования: Монография. Новокузнецк: НГПИ, 2002. 117 с.
3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.
4 Бессонов, Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р.В. Бессонов, О.П. Околелов // Педагогика, №7, 2006. -С.23-29.
5. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика, №2, 2005. С.36-41.
6. Климова, Д.Н. Профильная ориентация обучающихся основной школы на основе межпредметной интеграции: Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук / Д.Н. Климова; Кузбасская гос. пед. академия. -Новокузнецк, 2007. 267с.
7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991. 280 с.
8. Можейко М. А. Концепция модернизации // Новейший философский словарь. / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. 520 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.