Профильное обучение - специализированная подготовка учащихся
Оценка 4.6

Профильное обучение - специализированная подготовка учащихся

Оценка 4.6
doc
05.02.2021
Профильное обучение - специализированная подготовка учащихся
Выступление ПРОФИ Ошурко.doc

Профильное обучение -

специализированная подготовка учащихся

 

Ошурко Л.Г.

директор МОУ «Технический лицей г. Донецка»

 

 

 В законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.   Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

И так, профильное обучение. Вопросы профильного обучения поднимались давно в отечественном и зарубежном образовании.

В большинстве стран Европы все учащиеся до 6-го года обучения в основной образовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию.

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Вопросы профильного обучения в отечественном образовании поднимались с конца 70-х годов ХХ столетия, так как это было обусловлено требованиями «профессионализации» в связи с развитием народного хозяйства, промышленности. Многие ученые, профессора, в частности Борисов Ю.С. утверждали, что с развитием научно-технического прогресса возникла необходимость создания школ с профильной направленностью.

Ученые пришли к выводу, что профильное обучение лучше вводить в старших классах, потому что к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

Старшая профильная ступень обучения в образовательном учреждении, в зависимости от его возможностей и выбора может состоять из классов следующих видов:

-профильных классов, функционирующих в системе «лицей-вуз»

-классов углубленного изучения профильных предметов.

Причины перехода на профильное обучение:

1.     Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся

2.     Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников

3.     Специфические требования, предъявляемые к выпускникам образовательных учреждений

Профильное обучение имеет свою основную цель -  это создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Основными задачи профильного обучения являются:

1.           Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам

2.           Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности

3.           Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности 

4.           Развить у учащихся мотивацию к научно – исследовательской деятельности

5.           Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь свое мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации

6.             Сделать учащихся конкурентно способными.

Практика показывает, что организация системы профильного обучения должна состоять из двух направлений:

·        Предпрофильные -  восьмые, девятые классы.

·        Профильные – десятые, одиннадцатые классы.

    В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в    8 - 9– ых классах – заранее помочь учащимся определиться с выбором профиля обучения.

Профильное обучение имеет свои особенности:

1.     вводится на старшей ступени образования

2.     количество предметов профилей не более двух

3.     сохраняется возможность внепрофильного обучения

4.     количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися

Основные технологии профильного обучения:

1.     Исследовательская технология

2.     Проектная технология

3.     Информационная технология (дистанционное обучение)

4.     Технология развития критического мышления

5.     Технология проблемного обучения

6.     Ситуационная технология

7.     Деловые игры

8.     Моделирование

Важную роль играют в профильном обучении элективные курсы, спецкурсы и факультативы, индивидуальные и групповые занятия.

Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Элективные курсы имеют свои функции:

              изучение ключевых проблем современности

              ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»

              поддержание изучения профильных предметов на заданном профильном уровне

              удовлетворение познавательных интересов учащихся в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.

              развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА по выбранному предмету на профильном уровне

К содержанию и методике изучения элективных курсов выдвигаются следующие требования:

         Личностно – актуальная и социально значимая тематика;

         Поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения через вариативное насыщение;

         Опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

         Включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;

         Обеспечение формирования и развитие общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

         Система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению

При профильном обучении необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения.

1.     междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения

2.     обучение через опыт и сотрудничество

3.     учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

4.     интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов)

5.     личностно – деятельный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправие их взаимодействие)

6.     сохранение преемственности основного и профильного обучения.

Однако при организации профильного обучения возникает ряд проблем:

-       Невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп

-       Усиленная подготовка педагогических кадров для работы в профильных классах

-       Подбор программ по элективным курсам, индивидуальной работе, факультативным занятиям

-       Недостаточное количество пособий по профильным предметам

Важное значение в решении целей и задач профильного обучения имеет подбор и расстановка кадров, материально-техническое оснащение.

Творческое взаимодействие учащихся, родителей, сотрудничество с ВУЗами дает позитивные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Закон ДНР «Об образовании»

2 Артемова Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования: Монография. Новокузнецк: НГПИ, 2002. 117 с.

3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.

4 Бессонов, Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р.В. Бессонов, О.П. Околелов // Педагогика, №7, 2006. -С.23-29.

5. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика, №2, 2005. С.36-41.

6. Климова, Д.Н. Профильная ориентация обучающихся основной школы на основе межпредметной интеграции: Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук / Д.Н. Климова; Кузбасская гос. пед. академия. -Новокузнецк, 2007. 267с.

7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991. 280 с.

8. Можейко М. А. Концепция модернизации // Новейший философский словарь. / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. 520 с.


Профильное обучение - специализированная подготовка учащихся

Профильное обучение - специализированная подготовка учащихся

Ученые пришли к выводу, что профильное обучение лучше вводить в старших классах, потому что к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей…

Ученые пришли к выводу, что профильное обучение лучше вводить в старших классах, потому что к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей…

Информационная технология (дистанционное обучение) 2

Информационная технология (дистанционное обучение) 2

Однако при организации профильного обучения возникает ряд проблем: -

Однако при организации профильного обучения возникает ряд проблем: -

Список литературы 1. Закон

Список литературы 1. Закон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2021