«Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы». Исследовательская работа
Оценка 4.8

«Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы». Исследовательская работа

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
история
11 кл +1
26.10.2022
«Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы». Исследовательская работа
Организация профильного обучения в 1920-е гг.
Профильное обучение в 1920г..doc

 

 

Исследовательская работа

«Из летописи родного края»

 

 

 

«Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы»

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

Введение

 

1.           Функции и задачи опорных школ

 

2.           Организация и деятельность Томской опорной школы высшего учебного заведения имени Октябрьской революции

   

3.    Заключение

 

4.    Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

Цель работы:

          1.Изучить историю культуры и самобытности родного края

2.Сформировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

3. Развить патриотизм и воспитать чувство прекрасного по отношению к своей малой  Родине

4. Изучить  опыт опытных и опорных школ и их роли в образовании в 20-е годы XX века.

 

Задачи:

1. Увековечить  память о наших земляков

          2. Показать функции, стоящие перед опытными школами;

          3. Исследовать  деятельность этих школ на примере Школы-коммуны

          4. Расширить знания потомков о значимых исторических местах, событиях, фактах, традициях, интересных людях родного края

     5. Показать на примере Томской школы им. Октябрьской революции деятельность опорных школ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение                                                     

 

             В современной России осуществляются глубокие преобразования в области образования.  Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

      Проблема подготовки молодежи к профессиональной деятельности, самореализации личности - одна из основных проблем в образовании. Эта проблема, прежде всего, социально-экономического характера, определяющая в будущем путь страны, ее место в современной цивилизации и культуре, которое во многом зависит от успешного развития новых производительных сил и производственных отношений. Реформы образования проходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования, науки, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. В этой связи важная роль отводится проблеме профильного обучения.

      В школах Финляндии, Дании, Норвегии учащиеся к 7 классу должны определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

      В США разрабатывается парадигма школьного образования XXI века. Большие надежды возлагаются на так называемые «школы-магниты» с профильной дифференциацией обучения.

        В России сегодня выработаны новые социальные требования к системе российского образования. «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»1

                Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и

склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – С.2

В связи с этим и была пересмотрена роль современного образования, на которое ложиться задача формирования всех вышеназванных характеристик. Происходящие сегодня эксперименты в области образования направлены на решение этих задач.

         На данный момент разработаны документы, в которых определены цели реформирования образования и основные направления. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где раскрыты основные принципы образовательной политики. В конце 90-х годов была разработана Национальная доктрина образования Российской Федерации (2000г.) , Федеральная программа развития образования, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2001г.), чему на сегодня уделяется огромное внимание, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена правительством 29 декабря 2001 года.

         Основной целью и задачами этих документов является модернизация образования, т.е. «создание механизма устойчивого развития системы образования.»1

          В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от  29  декабря  2001 г.  №1756 - р  об  одобрении  Концепции   модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания: «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда (…) отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Основная идея обновления старшей ступени общего

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – С.2

 

образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

          Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися их интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбирают, чтобы в них специализироваться».1  Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают около четверти старшеклассников»2.   

        Российская школа накопила немалый опыт по профильному обучению обучающихся. В 1864 году сделана первая попытка осуществления дифференциации обучения. С этой целью были созданы гимназии двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения).

       Ситуация в современном образовании схожа с ситуацией в образовании 20-х годов XX века. Стратегическая цель системы образования была сформулирована В.И.Лениным на II общероссийском съезде работников просвещения   (1918г.),   он  провозгласил   принцип   жесткого    подчинения

текущей политики в образовании стратегической цели, которая заключалась

 

 

1Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Томск 2003г. – С.5

2 Там же. – С.5

 

в строительстве социализма, он заявил, что «…Школа вне жизни, вне политики это ложь и лицемерие» (ВИЛ псс. т.37, с.77). II Программа  ВКП(б)

(1919г.) закрепила этот принцип, провозгласив в разделе «Задачи в области

народного просвещения» стратегическую цель -  доведения до конца, начатого в октябре 1917 года дела «превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». Для строительства нового общества нужны были образованные люди, а чтобы осуществить эту идею, необходима была перестройка всей системы народного образования, создание на месте старой буржуазной школы – школы социалистической. На образование ложилась большая ответственность. Новая школа, согласно Конституции 1918 года, строилась как единая, трудовая, политехническая, основанная на бесплатном и всеобщем обучении детей обоего пола. Необходимо было пересмотреть содержание образования и методы преподавания, так как «основой школьной жизни должен служить производительный труд»1. Дети должны принимать активное участие в учебном процессе. Образование должно было быть тесно связано с жизнью, охватить все население. Необходимо было добиться, чтобы образование способствовало вовлечению масс в управление хозяйством, промышленностью, производством.  Это образование не называлось профильным, но оно содержало методы, используемые и сегодня в ходе модернизации образования.

       С завоеванием власти большевиками, сложился и центральный орган управления образования – Наркомпрос, в состав которого входил сформированный к началу 20-х годов Государственный ученый совет (ГУС), состоящий из авторитетных педагогов, таких как Н.К.Крупская, В.М.Бонч-Бруевич, В.М.Познер, И.Б.Рогальский, и др. Перед ГУСом были поставлены

 

1Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Республики. Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917-1947гг. – М-Л.-1947г. –С.122

 

задачи:  выработать   общий   план   организации   народного      образования,

разработать его принципы, структуру, программы. Наркомпрос находился под контролем ЦК РКП(б) и лично В.И.Ленина. Во главе этого органа с 1917

по 1929 год стоял А.В.Луначарский. Большая роль отводилась Государственному Ученому Совету, который занимался переработкой учебных планов, утверждением программ и методов работы всех учебных заведений, одобрением школьных учебников. 

          Для наиболее плодотворной работы учителей массовой школы в каждом районе выделялись опорные школы, которые должны были распространять вводимые  новшества и способствовать развитию образования. Районная школа должна была носить ряд условий: «районная школа должна была стоять выше обычных рядовых школ как по своей работе в области методов и содержания в самой школе, так и по постановке общественно-политической работы в деревне вообще; педагогический состав должен быть ориентирован в вопросах новой педагогики, обществоведения, активен в области советских общественных организаций, авторитетен среди окружающего учительства; сама школа должна быть полной нормальной школой (7-летней или 4-летней с полным составом работников не менее одного на группу). При районной школе должна быть организована педагогическая библиотека, музей, которые должны обслуживать район; сама школа по возможности должна быть обставлена необходимыми учебными пособиями».1

          Таким образом опорные школы должны были способствовать становлению качественного образования, в соответствии  с  отведенными   им  функциями, на что направлена на сегодня работа и профильных школ.

 

 

 

    1Устав Единой трудовой школы. Справочник народного учителя. Педагогические курсы на дому 1925г.-№ 47. –С.14.

 

   Затронутая тема  имеет большую актуальность. Изменения, происходящие в системе образования сегодня, напрямую перекликаются с преобразованиями в области образования в 20-е годы XX века. Многие школы нашего Томского района, вступив на путь модернизации,  уже в данное время являются базовыми школами, экспериментальными площадками, школами, дающими углубленные знания по профилям, ориентированными на запрос обучающегося.

           Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в  отношении  продолжения   образования.  Профильная  школа есть институциональная форма реализации этой цели.

          Тема профильного образования обсуждалась во  все  времена. Так   в   1993 году вышла коллективная монография под редакцией А.М.Цурульникова «Организация образования в сельской местности». В.С.Соскин в книге «Общее образование в советской России: первое десятилетие 1923-1927» пишет об изменениях в содержании образования и дает краткое описание деятельности некоторых опорных школ.

          П.П.Блонский был один из основоположников советской педагогической и психологической науки. Он оставил около 200 работ по самым разным вопросам психологии, педагогики, истории, философии. Некоторые его работы неоднократно переиздавались как при жизни, так и после смерти. Это «Курс педагогики», «Задачи и методы народной школы», учебник «Педагогика», «Избранные педагогические произведения», «Трудовая школа», «Реформа науки» и др. Книга «Трудовая школа», принесла ему всемирную известность. Здесь новая школа была обоснована как единая индустриально-трудовая школа.

           С.Т.Шацкий в своих произведениях «Педагогические сочинения», «Бодрая жизнь», «Годы исканий» и др. делится своими идеями, проверенными на практике. Он считал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. С.Т.Шацкий раскрыл пути совместной работы школы с населением, общественными организациями и семьей, и являлся руководителем первой опытной станции, принимал активное участие в разработке программно-методических материалов в Наркомпросе.        Множество исследований печаталось и в периодике того времени, в журналах: «Сибирский педагогический журнал», «Просвещение Сибири», «На путях к новой школе», «Вестник просвещения», «Народное просвещение» и др. Здесь опубликованы материалы по деятельности районных школ. В журнале «На путях к новой школе» интерес представляет статья «Опорная школа», где говорится о задачах, роли, формах данных школ.

           Но в 1930-е годы все выше названные эксперименты в образовании были признаны неудовлетворительными и прекращены. Была введена классно-урочная система обучения, единые программы и учебники. И только в 2001 году, с принятием Концепции модернизации российского образования, вновь ставится задача создания, теперь уже так называемого, профильного обучения.  

          Различные формы и способы этой работы в школах России ведутся давно, и в методической литературе имеется много наработок.

          Много внимания уделялось профильному обучению в школе в 80-е годы, когда создавались на предприятиях рабочие места для учащихся, зачастую с нарушением всех санитарных норм. Обсуждая концепцию профильного обучения, П.С.Лернер, видный деятель образования, предупреждает о том, чтобы не допустить тех же самых ошибок и не уйти на практике в те же крайности. Согласно концепции профильное обучение может удачно проходить в крупных городских школах. Сельские и небольшие районные школы будут испытывать серьезные затруднения из-за небольшого количества детей. По этому вопросу дискуссирует Б.Кутан в статье «Профильное образование. Региональный подход». Автор рассуждает о том, что организация профильного обучения должна проходить с учетом типов и видов школ, особенностей запросов регионов и предлагает регионам разработать свои направления и положения профильной работы. Так же П.С.Лернер в своей работе «Профильное обучение: взаимодействие противоположностей», говорит о значимости профильного обучения для общества и предупреждает о тех перекосах, к которым может склониться школа: «Не могут все поступать в вузы, а кто будет осваивать рабочие специальности…»1, т.е. призывает к разумному подходу с учетом интересов детей и потребностей общества.

           О подготовке детей к профильному обучению на 2-й ступени образования рассуждает в своей статье С.Н.Чистяков «Профильное обучение и новые условия подготовки». Он говорит о том, что профильное обучение должно соответствовать потребностям общества, времени. Школа должна начинать в профильных классах подготовку будущих специалистов, необходимых обществу. Интересная работа В.П.Максимова «Подготовка детей к предпринимательской деятельности», где автор рассуждает о воспитании в школе будущих грамотных предпринимателей, которым азы предпринимательской деятельности закладываются в 8-9 классах, а в старших классах предлагает образовать профильные группы изучения предпринимательской деятельности, в которых выпускники будут целенаправленно готовиться для поступления в экономические ВУЗы.

          Об особенностях организации профильного обучения в сельских школах рассуждают  авторы  З.И.Каверина,   которая   делится   опытом   работы    по изучению способностей и наклонностей детей и считает, что это основа работы по профориентации, и В.Г. Зайкин, он поднимает проблемы

1Лернер П.С. «Профильное образование: взаимодействие противоположностей». Журнал «Школьные технологии» №8. 2002. – С. 78

 

малочисленной сельской школы и делится опытом работы по организации допрофильного обучения путем насыщения учебного плана факультативами                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           и спецкурсами с углубленным изучением предметов. Предлагает на основе оценки качества знаний определять ребят в профильные классы.

          В целом, авторы этих идей, одобряют концепцию профильного обучения и готовы работать над ее реализацией.

          Анализируя методическую литературу, можно сделать вывод, что осуществляя на практике проблемы предпрофильной и профильной подготовки, школы встречаются с различными проблемами и предлагают интересные, стоящие внимания пути их решения.

           Цель данной работы состоит в изучении профильного обучения  опорных школ и их роли  в 20-е годы XX века. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

  -показать функции, стоящие перед опорными школами;

  -показать на примере Томской школы им. Октябрьской революции деятельность опорных школ.

Хронологические рамки – 20-е годы XX века. Это обусловлено тем, что только с окончанием гражданской войны задача перестройки обучения и воспитания была поставлена в практическую плоскость и начинается процесс создания новой школы, в котором большую роль играли опорные школы. Здесь также рассматривается школа, расположенная на территории города Томска.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

1.1.          Функции и задачи опорных школ

 

Опорные школы в 20-х гг. называли еще и районными школами. Опорная районная школа не являлась массовой, рядовой школой, она – «лучшая из нормально работающих школ района, где подготовка, стаж, опыт, и политический облик школьных работников выдвигают их в ряды передового учительства».1 

           Внутренней своей структурой, объемом, характером, формами и методами работы опорная школа, как таковая, в сущности, не отличалась от обычной массовой школы.

           Районная школа выдвигалась на положение районного опорного пункта по следующим признакам: это - «ее положение в экономическом центре района, вытекающее отсюда тяготение к ней окружающих школ и населения, и наличие внутренней мощи и инициативности коллектива школы».2

  При выделении районной школы учитывалось «естественное тяготение учительства к данному центру и таким образом не создавать районных школ «мертвых», куда учительство не пойдет».3

           Наиболее распространенным типом районной школы являлась школа, обслуживающая окружную волость (радиус в среднем 30 верст). Под руководящим влиянием такой школы находились обычно 25-30 школ района.

           Учительский коллектив, группируемый вокруг опорной школы, а обычно это были все учителя района, оформлялись в виде творческого объединения, связанного едиными интересами, едиными задачами, работающего не под административным,  а  под  идейным  руководством  опорной   школы,    

 

1Парибок П. Опорная школа //На путях к новой школе.-1925. - №4. – С.67. 

2Там же. С.68. 

3Устав Единой трудовой школы. Справочник народного учителя. Педагогические курсы на дому. 1925. – №14. С.13.                       

 

как школы «наиболее сильной и инициативной».1

 Такие школы вели систематическую работу по педагогической консультации       учителей       района.     Приезжающие   учителя     получали

возможность посетить районную школу «на ходу» (в процессе работы), ознакомиться с постановкой работ школы в целом и отдельных ее групп, обсудить ход работ, критически оценить его, получить ряд компетентных разъяснений от коллективных районных учителей и закрепить определенную точку зрения  по педагогическим и методическим вопросам путем работы в учебно-вспомогательных учреждениях.

           Зачастую эта работа приводила в дальнейшем к переписке райшколы с массовым учительством по ряду вопросов, возникающих в повседневной работе учительства.

          Педагогический состав должен был быть ориентированным в вопросах новой педагогики, обществоведения, авторитетен среди окружающего учительства. Опорная школа  должна была быть обеспечена учебными пособиями лучше обычной школы.  При ней должны были быть библиотека, музей, обслуживающие район. Она активно принимала участие в педагогической прессе, давая в педагогические журналы опыт работы массовой школы.

          Функцией опорной школы было в подведении итогов проделанной работы, учет и анализ опыта массовой школы, организация самообразовательной работы учительства, организация просвещения в районе через повышение квалификации учительства.

Основные задачи , а также формы, методы и содержание работы

районной школы, были прописаны в Уставе Единой Трудовой Школы (Утв. СНК 18 декабря 1923 г.)

Задачи состояли в следующем: а) объединение учительства на основе плановой самообразовательной работы; б) организация педагогической работы массовой школы в районном масштабе; в) инструктирование и

1Парибок П. Опорная школа //На путях к новой школе.-1925. - №4. – С.69. 

 

консультирование школ района и отдельных работников через непосредственную работу в школе или путем проработки вопросов на районных конференциях, через районную педагогическую библиотеку, музей и непосредственные выезды работников районной школы.

Таким образом, одной из важнейших задач районной школы и районного коллектива является организация плановой педагогической работы на основе директив ОНО, учета опыта педагогической работы и самообразования.

 Если говорить о содержании  работы, то в число очередных вопросов теории и практики школьной работы, которые необходимо проработать районной школе и районному педагогическому коллективу, выделяли: а) проработку программ ГУСа, практический подход к их осуществлению в рамках, доступных району, и разработке вопросов комплексного построения содержания работы в сельской (городской) школе; б) конкретизацию и осуществлению сельскохозяйственного уклона; в) изучение вопросов организации детской жизни (организация самоуправления, детское движение), клубной работы. Помимо этого в одну из главных задач, включалась общественно-политическая работа среди подростков и взрослого населения, вовлекая в эту работу и учащихся; работа среди подростков и взрослого населения сблизит школу с населением и вовлечет последнее в жизнь школы. Наряду с вышеуказанным должна идти подготовка самого учителя, как в области педагогической, так и  производственной и общественно-политической. Причем работа по повышению квалификации учительства должна быть органически увязана по всем вопросам ее программы, на основе обследования и изучения окружающей жизни (краеведения).

 Для осуществления поставленных задач районной школой и районному педагогическому коллективу необходимо использовать те формы и методы, которые являются наиболее целесообразными в той или иной обстановке. Наиболее целесообразной формой работы нужно признать плановые систематические районные конференции. Они в первую очередь должны быть использованы для планирования и регулирования общего хода  работы в районе. На районной конференции заслушиваются доклады, рефераты, отчеты о работе учреждения и проч. Необходимо заранее готовиться к конференции. Наряду с конференциями должна идти низовая и постоянная работа учительства в кружках. Кроме этого можно использовать применительно к реальным условиям местного района систему индивидуальных заданий школе, например, подготовить доклад к конференции; организацию выставок, детских праздников; максимально использовать библиотеку, музей.

О том насколько отличались опорные школы от массовых, и какая роль им отводилась можно увидеть по тому, какое внимание уделяли инспекторы при проверке этих школ. Как правило, такой школе инспектор уделял максимум внимания, в соответствии с задачами районной школы.

 «Сугубое внимание обращалось на методическую ее работу: учителя районной школы должны были разбираться в вопросах марксистской педагогики, активно вести общественную работу среди населения, и вся школа по постановке дела стоять выше обычной школы района. Повышенное внимание инспектор предъявлял к детской организации районной школы. Хорошо поставленное самоуправление, налаженная работа по детдвижению в районной школе уже гарантировала развитие этой организации и в рядовой школе района.

Инспектор выяснял, насколько районная школа являлась центром по переподготовке массового учительства. Выяснял, в какой доле используются пособия педагогической библиотеки, музея и других вспомогательных учреждений райшколы школами района. Какие меры провела районная школа в целях пропаганды этих пособий среди школьных работников»[1].

 

 

 

1.2. Организация и деятельность Томской опорной школы ВУЗ имени Октябрьской Революции

 

 В 1922 году 8 октября в Томске, группой рабочих Томских ВУЗов, была основана школа. Открылась она в физическом корпусе Технологического Института. «Содержалась за счет 2% отчислений от заработка рабочих. В начале основания было много трудностей. Помещение, которое занимала школа, было очень маленькое, состоящее из 4-х комнат, пыль, рядом Рабклубвуз, члены которого часто готовились к вечерам и спектаклям, что отвлекало детей.  Школа состояла из 7 групп основных и одной параллели. Вследствие недостатка помещения занятия происходили в две смены: с 9 ч. до 2 ч. дня занимались две первые группы, вторая и третья; вечером – с 4-х до 10 ч. шли занятия четвертой, пятой, шестой и седьмой групп»[2]. Такое ненормальное положение вносило много торможения в школьную работу. В 1923 году школа обратилась в Томский Губисполком с просьбой перевода в другое помещение. И в этом же году в июне перешла на содержание Губоно и получила в свое распоряжение здание бывшего Пироговского училища, по адресу ул. Пирогова №6. «Здание было в совершенно запущенном состоянии и требовало ремонта на сумму 5500 р. В ремонте здания большая помощь была оказана родителями учеников. Были проведены воскресники. С начала учебного 1923/24 гг. школа имела чрезвычайно большое количество учащихся: вместо 184 учеников 1922/23 учебного года в школе находилось 504 ученика. Было 8 основных и 4 параллельных группы, причем группы были настолько переполнены, что количество учащихся доходила до 65 человек»[3]. Несмотря на это обстоятельство, и многие другие сделавшие учебный год 23/24 очень тяжелым, работа в школе проходила настолько успешно, что в конце года «постановлением коллегии Губоно было решено признать школу  Губернским опорным пунктом»[4].    «Общее количество учащихся на 1924/25 учебный год – 294, из них 104 мальчика и 190 девочки. Из них 8-летних – 9 человек, 9-ти – 26, 10-ти – 40, 11-ти – 26, 12-ти – 41, 13-ти – 25, 14-ти – 40, 15-ти – 28, 16-ти – 59. По национальному составу: великорусов – 262, украинцев -23, эстонцев – 2, немцев – 2, поляков – 2, евреев – 1, татар -2»[5].

 «Свою деятельность школа строила по двум направлениям: обычные занятия и работа над самоорганизацией учащихся. Основной уклон работы школы – подготовка активного строителя коммунистического общества, общественника-культурника, для работы в деревне и среди рабочего городского населения»[6]. Эту же задачу школа планировала решать и в 1924/25 учебном году. Этот год был намного успешнее по сравнению с предыдущим. Школой было много сделано, что позволяло действительно назвать ее опорной.

  Характеризуя хозяйственное состояние школы на 1924/25 учебный год необходимо отметить, что школа помещалась в каменном 3-х этажном здании. Здание было пригодно к использованию под школу. В капитальном ремонте нуждалась лишь вентиляция. Санитарное состояние школы было удовлетворительным. Кроме главного здания школа занимала еще 2 флигеля, мало пригодных для учебной работы, ветхих, с недостаточной световой площадью и с отсутствием вентиляции. В этих флигелях помещались I и II группы  первой ступени, музей и переплетная мастерская. Под столярную и физическую мастерские был занят совершенно старый, неприспособленный холодный сарай, отопляемый железной печкой.

  Школа работала уже в одну смену.

 Классная мебель  и школьный инвентарь только что были отремонтированы силами школы, но еще и в том и другом ощущался недостаток. Мебель в лабораториях необходимо было заменить мебелью соответствующего назначения.

 «Учебниками школа была обеспечена на 50%, в сравнении с предыдущим годом, удовлетворенность в учебниках составляла 25%. Обеспеченность учебными пособиями на 20%, оборудование в кабинетах отсутствовало почти совсем, что имелось, было сделано силами самих учащихся.

Книг в ученических и педагогических библиотеках по количеству было уже достаточно (примерно 3000 томов), но необходимо пополнить новой литературой»[7].

Мастерские при школе оборудованы еще слабо. В основном они обслуживали нужды школы. Лучше работала переплетная мастерская, силами которой были переплетены книги, учебные пособия изготовлены наглядные пособия – таблицы, плакаты.

 Имелись лаборатории, но пропускная способность их в среднем 25 человек. Такое количество учащихся могло быть обслужено книгами.

 При школе имелся земельный участок, который использовался как под постройками, площадкой, огородом и рощей.

«Что касается средств школы, то плату за обучение в текущем году намечалось получить 189 р., но и эта сумма полностью собрана не была, так как имелось много ходатайств об освобождении. Школа получала средства из местного бюджета в год: на хоз. нужды – 300 р., поддержание чистоты – 100 р.,  учебные расходы – 1000 р., инвентарь – 400 р., зарплата по общегородским ставкам – 579 р. 10 к. в месяц»[8].

   Как отмечалось комиссией Томского Горсовета, которая обследовала школу в 1924 году «книги в исправности, инвентарь в порядке. Делопроизводство организовано правильно. Учет работы школы поставлен весьма полно и хорошо. Ведется учет посещаемости учащихся и преподавателей, проведение экскурсий, праздников, кампаний, учет медицинских наблюдений, ведутся протоколы заседаний школьного совета, Комитета Содействия, общих родительских и педагогических совещаний, летопись школы, книга посещения дневных классных занятий, протоколы кружков»[9].

То есть фиксировалась вся жизнь и работа школы, начиная с ее основания и до последнего времени.

«На 1924/25 учебный год учителей в школе 15 человек, технического персонала – 5 человек. Из общего количества педагогов с высшим образованием – 6 человек, со средним - 9. Все преподаватели беспартийные, кроме 2-х преподавателей обществоведения.     Во главе управления школой стоял зав. школой Сакали Истван Езефович, человек очень энергичный с большой инициативой и организаторскими способностями»[10].

 Нагрузка школьных работников 100%. Преподаватели не считались с часами, а работали в зависимости от заданий школы. Посторонних занятий и совместительства не было. Досуга также не было совершенно. Обычно преподаватель занят с 9 часов утра до 2-3 дня и вечером клубные и групповые занятия. Взаимоотношения были вполне нормальными.

При школе имелся Комитет Содействия,  работа которого выражалась в материальной поддержке школы, но главная поддержка оказывалась группой родителей учащихся, преимущественно физическим трудом: исправление заборов, устройство детской площадки, посадка деревьев, очистка усадьбы, проводка отопления и т.д.

В школе большую работу проводил Школьный Совет. Он представлял собой спаянную организацию, дружно работающую над осуществлением основных задач школы. В Школьный Совет, кроме педагогов, представителя от технического персонала и представителей райкома порти и профсоюзов, входили также: 1 представитель от учащихся, 1 – от пионеров. Заседания Школьного Совета бывали ежемесячно.

     В школе проходили собрания коллектива школы, в который входили все учащиеся, педагоги, технический персонал, члены Школьного Совета и Комитета Содействия.

     Жизнь школы проходила в рамках самоуправления. Самоуправление имело своей основной задачей стремление развить в учащихся школы самодеятельность, дать ей возможность проявить свою инициативу, вовлечь учащихся в работу школьного строительства. Самоуправление сводилось к организации выборных комитетов, регулирующих ученическую жизнь в рамках правил школьного внутреннего распорядка. Основным ядром самоуправления являлось общее собрание, как школьное, так и классное (групповое). Исполнительный орган собрания назывался групповой комитет (группком). Исполнительным органом собрания всей школы являлся Исполнительный комитет учащихся (Исполком). Эти исполнительные органы избирались соответственно общим собранием учащихся. Общие собрания учащихся могли быть очередными (1 раз в месяц) и экстренными. Собрания вели протоколы. Время и повестка дня должны были быть согласованы с заведующим школы и ком. ячейкой.

     «Группком избирался на 3 месяца в составе 6 человек. Исполком также избирался всем составом учащихся. Исполком состоял из:  президиума, санитарной комиссии, культурно-просветительской комиссии, комитета содействия. Председатель исполкома являлся членом Школьного Совета.

     Обязанности исполкома состояли:

1)    санитарной комиссии – наблюдение за санитарным состоянием здания, участка школы, наблюдения за соблюдением учащимися правил гигиены, наблюдение за заболевшими и т.д.

2)    культурно-просветительной комиссии – работа внутри школы и вне ее.

- организация и ведение школьной газеты и журнала, выделение корреспондента в «Красное знамя»;

- постановка спектаклей, устройство разного рода лекций, докладов, литературных вечером;

- организация кружков ( драматического, литературного, краеведения, эсперанто, ремесленных знаний, политического образования, физического и проч.);

- устройство периодических выставок, конкурсов, соревнований;

- оборудование ученической читальни.

     Работа вне школы:

- обучение неграмотных красноармейцев и вообще связь с Красной Армией, связь с детдомами, дети которых учились в школе;

- связь с производством – приглашение рабочей молодежи для бесед, устройство экскурсий на фабрики и заводы;

- связь с деревней – приглашение деревенской молодежи на беседы, спектакли, посылка писем в деревню»[11].

 Самоуправление школы, кроме общих ученических собраний учащихся во главе имело коллективный орган – ученический комитет или Учком, который руководил работой разнообразных школьных ученических организаций. Эти организации следующие: ученический комитет содействия, трудовая коммуна, правление мастерских, Совет отряда пионеров, Учкор, санком.

  Школа работала  по комплексным программам Государственного ученого совета, которые  требовали изучения жизни и связанных с ней явлений.

Определенного производственного уклона школам не имела. В 1925 году обсуждался вопрос о придании школе культурно-просветительского уклона. В ходе неоднократных обсуждений на педагогических совещаниях было решено придать школе не только культурно-просветительский, но и технический уклон, вследствие близости Машинстроя и ТТИ. Но методическое бюро нашло, что два уклона придать нецелесообразно, из-за бедности бюджета и необходимости открытия параллельных групп. Таким образом, школе пришлось выбирать один уклон. «Принимая во внимание результаты анкет, заполненных учащимися, нуждаемость Советской республики в культурных работниках, возможность открытия при школе ликпункта и наличие при школе большого участка – придать школе уклон культурно-просветительский»[12].

Связь с современностью выражается в проведении общественных компаний, праздниках, участии в общественной жизни, в частности, в связи с артгородком, морским флотом, участии в обществах «Доброхим», «Добролет».        Материал для изучения  брался из окружающей жизни, из книг, лекций и бесед преподавателей.

В первой ступени ведутся занятия по комплексной системе, причем планы работ преподавателями составляются совместно с другими преподавателями в кружках ДРП. Во второй ступени частично введен дальтон-план, который предполагал самостоятельную работу. Работа по дальтон-плану была организована  следующим образом: «с утра бывали обыкновенные уроки, по одному уроку в день, а затем дети самостоятельно работали в кабинетах. Система занятий предметна, причем тематическая увязка даже в пятой группе, по некоторым предметам, например, по географии проведена слабая. Это объяснялось недостаточной опытностью преподавательницы недавно поступившей в школу. Сам Дальтон-план проводился так: преподаватели разрабатывали задания на неделю, это задание разбиралось на уроках, где преподавателями сообщались основные сведения по заданию, затем задания вывешивались в кабинете. Обычно в заданиях указывались и учебные пособия, по которым надо проработать задание. Задания всегда давались по силам учащихся. Затем начиналась самостоятельная проработка его детьми, которая велась как индивидуально, так и коллективно. В проработке материала детям предоставлялась свобода – каждый во время лабораторных часов мог пойти в какую-либо лабораторию и заниматься сколько угодно. В лаборатории дежурил преподаватель, он давал разъяснения, следил, как и кто работает. Ввиду того, что кабинеты, кроме естественноисторического были оборудованы только библиотеками, задания в большинстве случаев прорабатывались по книгам. Исключения составляли работы по естествознанию, при которых дети сами производили опыты и элементарные исследования. Задания не всегда основывались на обследованиях, так как школе приходилось считаться еще со многими неблагоприятными условиями. Учет работы детей велся при помощи учетных карточек, в которых они отмечали число выработанных ими «Очков». По выполнению задания проводились отчетные конференции, на которых учащиеся по назначению преподавателя или самих учащихся делали доклады. Такое назначение докладчиков имело в виду побудить к работе и отстающих учащихся. В заключение конференции обобщался материал»[13].

Физическое воспитание проводилось по пионерской линии и через кружки физкультуры, преподавание же элементарной санитарной грамоты проводилось через уроки гигиены.

Школа пыталась дать учащимся не только общее образование и воспитание, но и эстетическое и развитие художественно-культурных навыков, в связи с чем, было предусмотрено преподавание музыки, рисования, выжигания по дереву, так же проводились художественный, литературный, драматический кружки. Проводились различные постановки. Элементы художественного творчества проникали саму обстановку и повседневную жизнь школы, что было видно по тому как украшена школа.              Кроме этого в школе широко развивалась клубная работа, которая проявлялась в согласованной между собой работе следующих кружков: марксистского, ленинского, библиотечного, литературно-драматического, состоящего их четырех секций, естествоведческого, состоящего из двух секций, художественного, хорового и стенографического.

     Школа издавала три стенных газеты и журнала.

«Школьники пользовались учебниками рекомендованными ГУСом. Успешность учащихся – 95%, посещаемость уроков согласно учету, который вели школьники – 96,5%. Посещение лабораторных занятий не учитывалось.

 Как заявляли дети, работа по Дальтон-плану им нравилась больше, чем классные занятия. Кроме того, она давала лучшие результаты. Поддержание дисциплины среди учащихся проводилось по пионерской линии, через учком и через родительские собрания. Конфликтная комиссия, работавшая в 1922/23 учебном году, в 1924/25 отмерла за ненадобностью»[14].

 Клубная работа в школе развивалась. Особенно хорошо эта работа шла во II ступени, тогда как на I-й ступени клубные занятия часто не отличались ничем от занятий классных. Результатом клубной работы являлась организованность ребят и их высокое общественно-политическое самосознание.

При школе имелась ячейка «МОПР»: ученики старших  групп проводили ликвидацию неграмотности среди технического персонала школы, оказывали влияние на окрестные села и деревни путем установления связи учащихся с крестьянским населением.

Установлена тесная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях школой ставились обычно и общеполитические вопросы и вопросы строительства Трудовой Школы. В связи с этим отношение к школе со стороны окружающего населения, особенно рабочих было хорошее.

 Школа вела большую общественную работу. Это выражалось в оказании помощи воздушному флоту, через устройство вечеров и добровольных пожертвований; показу спектаклей в помощь инвалидам, принятии участия в кампании помощи германским детям – делали игрушки, а вырученные деньги за их продажу передавали в соответствующие организации для отсылки в Германию. На родительских собраниях читались доклады о политическом моменте, о новых методах преподавания, о метрической системе, социальной гигиене и т.д. Организованная в школе ячейка «Друзья Детей» связалась с одним из детских домов, где организовала кружки: естественный, литературный, художественный. «В 1925 году по поручению ВЛКСМ была проведена работа по переписи подростков города. В 1926 году также был организован ликпункт. Занятия проводились три раза в неделю. На зимних каникулах был проведен агитационный вечер для родителей и местного населения. Время от времени выполнялись поручения, даваемые городским обществом: распространение лотерейных билетов, литературы, обследование по анкетам, помощь в проведении вечеров. Была организована ячейка с целью помощи матерям-работницам, имеющих маленьких детей. Она организовала нечто вроде детского сада – четверговый клуб для малышей от трех до семи. Дежурные с ними играли, пели, делали гимнастику, рассказывали сказки. Тем самым оказывалась помощь матерям, и дети организованно проводили день»[15].

Школа где-то в конце 1925 года взяла шефство над деревней Елгай Вороновского района. Деревня находилась в 140 верстах от Томска. Сначала в школу пришло письмо из этой деревни, где указывалась, что школа находящаяся там очень бедна, нет никаких пособий, даже самых необходимых. И так как Томская школа давно вынашивала план взятия шефства над какой-нибудь деревней, то было принято решение  взять шефство именно над этой школой. Сначала были собраны книги и другие вещи, годные для отправки. Их приносили ребята, из библиотеки была выделена часть учебных и детских книг. Все это было отправлено с просьбой о распространении и собирании для Томской школы частушек, сказок и т.д. Через комиссию ученических корреспондентов была установлена переписка.

При составлении летнего плана была намечена экскурсия II ступени в Елгай. «Поехало 12 ребят и 2 педагога. Во время этой поездки дети обследовали деревню, устраивали собрания жителей, школьного совета и родителей учащихся. На этих собраниях делались доклады о единой трудовой школе, о необходимой санитарии и т.д. Вернувшись в Томск,  устроили заседание, на котором обобщили весь собранный материал и наметили дальнейший план работы. Впоследствии в УОНО удалось добиться согласия об отпуске средств на постройку нового здания школы в Елгае.. На несколько дней в школу приезжала елгайская учительница для того, чтобы взять подробные дневники программ для занятий со всеми группами I ступени. К осени наметили послать из числа старших учеников одного культработника и договорились, что с Елгайской школы приедет несколько ребят в начале учебного года и проживет 2-3 недели, чтобы ознакомиться на практике с самоуправлением, ведением занятий и вообще с построение школьной жизни. Материал, собранный обследованием лег в основу комплексных занятий в I ступени и обществоведческих во II ступени»[16].

Все педагоги участвовали в работе по переподготовке: в конференциях, а также на педагогических совещаниях при школе.  С целью распространения своих достижений среди массовой школы проводились конференции, на которых читались доклады о жизни школы и ее достижениях. С этой же целью устраивались выставки, которые пользовались большим вниманием. Для привлечения большего числа посетителей заранее письменно приглашали всех желающих с указанием времени работы выставки. Также проводились отчетные недели и вечера.

С этой школой пытались наладить связь другие школы «с целью организации обмена педагогическим опытом наладить связь с другой школой (Школой Октябрьской революции)»[17], как указывалось в проекте производственного плана Заисточного района на 1928-1929 учебный год.

Все это позволяет сказать, что школа имени Октябрьской Революции в своей работе, несмотря на некоторые трудности, все же выполняла функции, возложенные на опорные школы. Это было подтверждено и Комиссией Томского Горсовета, который проводил обследование школы 27 ноября и 1 декабря 1924 года. В заключении, составленном комиссией, находим следующую оценку:

1)    «Школа им. Октябрьской Революции представляет собой действительно растущую новую школу, воспитывающую детей в коммунистическом духе.

2)    Эта школа, как опорная своим направлением может оказать значительное влияние на другие школы города и даже губернии, в смысле  организации в них новой работы, для чего необходимо организовать систематическое ознакомление с этой школой, путем непосредственных посещений ее другими школами, а также  путем постановки докладов о ее работе.

3)    В целях дальнейшего углубления работы школы необходима помощь ей в деле оборудования кабинетов, лабораторий и мастерских, для чего могут быть использованы материалы из мастерской учебных пособий. Что касается мастерских, то необходим перевод их, особенно мастерской для приготовления физических приборов и столярной в более приспособленное помещение, так как в темных и холодных помещениях они оставлены быть не могут. Кроме того, чтобы в этих мастерских можно было сколько-нибудь нормально поставить занятия, нужно оборудовать хотя бы самым необходимыми инструментами.

4)    Чтобы школа могла полностью отвечать, предъявленным ей требованиям как к опорной школе необходимо обратить внимание  на углубление в ней учебной работы. Для чего признать целесообразным установление в помощь завшколой особой должности помощника Заведующего по учебной части, или разгрузить завшколой от мелких хозяйственных обязанностей по школе, чтобы он имел действительно возможность сосредоточить свое внимание на учебной работе.

5)    В связи  с проведением в школе Дальтон-плана, необходимо точно установить нагрузку преподавателей, так как при существующем в школе порядке, преподаватели, выполняющие полностью занятия по указанному плану, принуждены за одну ставку заниматься не 18 часов в неделю, а 36, в то время, как преподаватели, вырабатывая только установленное по учебному плану число часов не могут поставить работу нормально.

6)    Ввиду того, что школа Октябрьской Революции по своей организации содержания работы и по задачам, стоящим перед школой опорной, не может быть в бюджетном отношении приравнена к остальным школам города – признать необходимым отпуска на нее таких сметных ассигнаций, которые могли бы удовлетворить все насущные потребности школы»[18].

То есть как видно, из данного заключения школе дана достаточно высокая оценка. Если и есть какие-то проблемы, то в основном они упираются в материальные. Причем эта проблема была не только у данной школы. 

  Школа действительно выполняла все функции и задачи, стоящие перед опорной школой. При школе была нормальная библиотека, организован музей. Велась очень активная общественно-политическая работа. Преподавание  на основе программ ГУСа с использованием активных методов. Просвещение в районе организовывалось через проведение выставок, конференций, оказания шефской помощи. Школа публиковала результаты своей работы в педагогических журналах.    

   1929 декабря 1925 – 2 января 1926 гг. проходила Томская методическая окружная конференция. В процессе ее работы выяснилось, «что школа в Томском округе становится на правильный путь. Опорные школы начинают постепенно руководить массовыми учреждениями района. Но это, конечно далеко еще не везде. Во многих местах учитель лишь только недавно узнал про «Рабочий план», выработанный Сибметсоветом, а потому и по сие время путается среди колонок ГУСа. Громадным тормозом в работе учителя над самим собою, над повышением своей квалификации является отсутствие средств для переездов, которые просвещенцу необходимо делать к месту сборов кружка или конференций»[19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   20-е годы были временем больших изменений и исканий. Рушилось старое, а  новое  необходимо  было  строить.  В   данной  работе   была   рассмотрена деятельность   опорных   школ   того  времени,  которым  выпала роль идти в авангарде  всех   новшеств.   Они   должны   были     способствовать      своею деятельностью реформе и развитию образования.

    Опорные   школы   оказывали   существенное   влияние на реформирование образования,   так   как   они   на   практике    проверяли   новые      принципы образования и воспитания. Здесь  удалось  достигнуть  хороших  результатов.

Этому   способствовало  то,  что  в  них,   как    правило,  трудились    лучшие специалисты,   материальная   база    была   лучше,   чем  у   обычных    школ.

Районная  школа  была  лучшей  из  нормально  работающих  школ,  и  в силу своего положения она должна была способствовать тому, чтобы окружающие ее  школы  имели  возможность  знакомиться  со  всем  новым  и лучшим, что было  в  опорной  школе.   Таким  образом,   она   способствовала     развитию образования.

   Перед  ней  стояла  задача:  способствовать  становлению    новой     школы, воспитанию   нового   поколения,   разрабатывать   комплексное    построение содержания образования, вести общественно-политическую работу, делиться своим  опытом  с  другими  школами,   инструктировать   и   консультировать педагогов, делиться своими достижениями.

    Таким образом, в деятельности этих школ можно увидеть много полезного и  интересного.   Сегодня   мы   тоже   возвращаемся   к   активным   методам преподавания. В центр учебного процесса ставим ребенка.   Реформирование 20-х годов и модернизация образования в наше время достаточно схожи. Мы можем многое увидеть и почерпнуть, разобравшись в отдельных деталях.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.     ГАТО. Р.214. Оп.1. Д.441. Л.3.

2.     ГАТО. Р.28. Оп.1. Д.890. Л.31.

3.     ГАТО. Р.28. Оп.1. Д.890. Л.101.

4.     ГАТО. Р.28. Оп.1. Д.891. Л.116.

5.     ГАТО. Р.28. Оп.1. Д.951. Л.66-68.

6.     ГАТО. Р.28. Оп.1. Д.951. Л.136.

7.     Парибок П. Опорная школа // На путях к новой школе.1925.-№4. С. 67-69.

8.     Егодин А. Вопросы инспекторской работы // Народное просвещение. 1925. -№5. С. 30

9.     Перфилов Н. Опыт шефства – экскурсия в деревню // Сибирский педагогический журнал. 1925. -№7. С.43.

10.  Перфилов Н. Опыт шефства – экскурсия в деревню // Сибирский педагогический журнал. 1925. -№9. С.46.

11.  О том как проходила Томская окружная методическая конференция 29 декабря 1925 – 2 января 1926 гг. // Просвещение Сибири. 1926. -№1. С. 88-89.

12.  Устав Единой трудовой школы. Справочник народного учителя. Педагогические курсы на дому. 1925.-№47. С. 13-14

13.  Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. // Школьные технологии. 2002. -№8. С. 78.

14. Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Республики Директивы ВКП(б) и постановление советского правительства о народном образовании за 1917 – 1947 гг. М-Л. 1947. С.122

15.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Минобразование России) от 11 февраля 2002 М. №393. С. 2.

16.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Томск 2003. С.5.


17. Скачано с www.znanio.ru



[1] Еголин А. Вопросы инспекторской работы. // Народное просвещение, 1925.- № 5-6.- С. 30.

[2] ГАТО.-Р.28.-оп.1.- д.951.- л.66.

[3] ГАТО.- Р.28.- оп.1.-д.951.-л.67.

[4] ГАТО.- Р.28.-оп.1.- д.891. л.116.

[5] ГАТО.-Р.28.-оп.1.-д.951.

[6] ГАТО.-р.28.-оп.1.-д.890. л.31.

[7] ГАТО.-Р.28.- оп.1.-д.951.-л.67.

[8] Там же.

[9] ГАТО.-Р28.-оп.1.-д.951.

[10] ГАТО.-Р.28.-оп.1.-д.951.л.68.

[11] ГАТО.- Р.28.-оп.1.-д.890. 101 л.

[12] ГАТО.-Р.28.-оп.1.- д.951. 136л.

[13] ГАТО.-Р.28.-оп.1.-д.951.

[14] ГАТО.- Р.28.-оп.1.-д.951.

[15] ГАТО.- оп.1.-д.951.-136л.

[16] Перфилов Н. Опыт шефства - экскурсия в деревню. //Сибирский педагогический журнал.-1925.-№ 7-9.- С. 43-46.

[17] ГАТО.- Р.214.-оп.1.-д.441.- л.3.

[18] ГАТО.- Р.28.-оп.1.-д.951. 136л.

[19] О том, как проходила Томская окружная методическая конференция 29 декабря 1925 – 2 января 1926гг. //Просвещение Сибири.- 1926.- № 1.- С.88-89.

Исследовательская работа «Из летописи родного края» «Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы»

Исследовательская работа «Из летописи родного края» «Профильное обучение в российской школе в переломные моменты истории 1920-е годы»

Оглавление: Введение 1

Оглавление: Введение 1

Цель работы: 1.Изучить историю культуры и самобытности родного края 2

Цель работы: 1.Изучить историю культуры и самобытности родного края 2

Введение

Введение

В США разрабатывается парадигма школьного образования

В США разрабатывается парадигма школьного образования

В связи с этим и была пересмотрена роль современного образования, на которое ложиться задача формирования всех вышеназванных характеристик

В связи с этим и была пересмотрена роль современного образования, на которое ложиться задача формирования всех вышеназванных характеристик

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации…

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации…

Школа вне жизни, вне политики это ложь и лицемерие» (ВИЛ псс

Школа вне жизни, вне политики это ложь и лицемерие» (ВИЛ псс

Наркомпрос находился под контролем

Наркомпрос находился под контролем

Затронутая тема имеет большую актуальность

Затронутая тема имеет большую актуальность

С.Т.Шацкий в своих произведениях «Педагогические сочинения», «Бодрая жизнь», «Годы исканий» и др

С.Т.Шацкий в своих произведениях «Педагогические сочинения», «Бодрая жизнь», «Годы исканий» и др

По этому вопросу дискуссирует

По этому вопросу дискуссирует

Предлагает на основе оценки качества знаний определять ребят в профильные классы

Предлагает на основе оценки качества знаний определять ребят в профильные классы

Функции и задачи опорных школ

Функции и задачи опорных школ

Такие школы вели систематическую работу по педагогической консультации учителей района

Такие школы вели систематическую работу по педагогической консультации учителей района

Таким образом, одной из важнейших задач районной школы и районного коллектива является организация плановой педагогической работы на основе директив

Таким образом, одной из важнейших задач районной школы и районного коллектива является организация плановой педагогической работы на основе директив

На районной конференции заслушиваются доклады, рефераты, отчеты о работе учреждения и проч

На районной конференции заслушиваются доклады, рефераты, отчеты о работе учреждения и проч

Организация и деятельность Томской опорной школы

Организация и деятельность Томской опорной школы

Из них 8-летних – 9 человек, 9-ти – 26, 10-ти – 40, 11-ти – 26, 12-ти – 41, 13-ти – 25, 14-ти – 40, 15-ти…

Из них 8-летних – 9 человек, 9-ти – 26, 10-ти – 40, 11-ти – 26, 12-ти – 41, 13-ти – 25, 14-ти – 40, 15-ти…

Учебниками школа была обеспечена на 50%, в сравнении с предыдущим годом, удовлетворенность в учебниках составляла 25%

Учебниками школа была обеспечена на 50%, в сравнении с предыдущим годом, удовлетворенность в учебниках составляла 25%

То есть фиксировалась вся жизнь и работа школы, начиная с ее основания и до последнего времени

То есть фиксировалась вся жизнь и работа школы, начиная с ее основания и до последнего времени

В школе проходили собрания коллектива школы, в который входили все учащиеся, педагоги, технический персонал, члены

В школе проходили собрания коллектива школы, в который входили все учащиеся, педагоги, технический персонал, члены

Работа вне школы: - обучение неграмотных красноармейцев и вообще связь с

Работа вне школы: - обучение неграмотных красноармейцев и вообще связь с

Таким образом, школе пришлось выбирать один уклон

Таким образом, школе пришлось выбирать один уклон

В лаборатории дежурил преподаватель, он давал разъяснения, следил, как и кто работает

В лаборатории дежурил преподаватель, он давал разъяснения, следил, как и кто работает

Школьники пользовались учебниками рекомендованными

Школьники пользовались учебниками рекомендованными

Друзья Детей» связалась с одним из детских домов, где организовала кружки: естественный, литературный, художественный

Друзья Детей» связалась с одним из детских домов, где организовала кружки: естественный, литературный, художественный

Впоследствии в УОНО удалось добиться согласия об отпуске средств на постройку нового здания школы в

Впоследствии в УОНО удалось добиться согласия об отпуске средств на постройку нового здания школы в

В заключении, составленном комиссией, находим следующую оценку: 1) «Школа им

В заключении, составленном комиссией, находим следующую оценку: 1) «Школа им

В связи с проведением в школе

В связи с проведением в школе

Рабочий план», выработанный Сибметсоветом, а потому и по сие время путается среди колонок

Рабочий план», выработанный Сибметсоветом, а потому и по сие время путается среди колонок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20-е годы были временем больших изменений и исканий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20-е годы были временем больших изменений и исканий

Список использованных источников и литературы 1

Список использованных источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022