ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Иконка файла материала Профконсультирование в школе.doc
Профконсультирование в школе Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта   из   процесса   решения   жизненно   важной   задачи,   в   отличие   от   директивной профконсультации.   Основной   её   целью   является   активизация   процесса   формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно­воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Следующий   принцип   развивающей   профконсультации   –   это   реализация   нового подхода   к   использованию   и   интерпретации   психодиагностических   методик.   Ещё   один принцип   состоит   в   отказе   от   наращивания   арсенала   методик   психодиагностики   и сосредоточения   основного   внимания   на   разработке   и   применении   специальных коррекционных программ и систем психотренировок.  Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успех профконсультации во многом   зависит   от   того,   удастся   ли   наладить   с   учащимся   доверительные   отношения. Неприемлемы   давление,   директивный   тон   и   навязывание   собственного   мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным   тогда   и   только   тогда,   когда   он   осознан,   самостоятелен   и   когда   ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Для   грамотного   построения   профконсультационной   работы   консультант   должен разбираться   в   особенностях   и   тенденциях   мира   современных   профессий,   обладать знаниями   о   закономерностях   формирования   способностей   и   склонностей,   владеть методиками   психодиагностики,   отчётливо   представлять   себе   роль   природного   и приобретённого   в   профессиональном   самоопределении,   владеть   методиками коррекционной работы. Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:  1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.  2. Формирование образа “идеальной” профессии.  3.   Анализ   мира   профессий   и   конкретизация   «идеального»   образа   в   виде   возможных вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.  5. Изучение индивидуально­психологических особенностей клиента.  6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.  7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.  Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта в условиях современной школы. У   учащихся   старших   классов   есть   выраженная   потребность   посоветоваться   с психологом о своём профессиональном  выборе. В зависимости  от степени развития их профессиональных   планов   и   уровня   развития   способностей   профконсультант   намечает стратегию   проведения   консультации.   Для   одних   достаточно   две­три   беседы   и   краткое диагностическое   обследование,   чтобы   принять   решение   о   выборе   профессии   и   начать подготовку   к   ней.   Для   других   требуется   углубленное   обследование   и   многократные консультации, чтобы подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение профессиональных намерений учащихся с 7­го класса; а начиная с 8­го класса следует проводить   индивидуальные   консультации   с   теми,   кто   планирует   после   9­го   класса продолжить   обучение   в   техникуме   или   колледже.   До   начала   индивидуальных профконсультаций   надо   провести   изучение   профессиональных   намерений   и   уровня развития некоторых способностей у школьников. Очевидно,   что   учащиеся,   имеющие   выраженные   профессиональные   интересы   и достаточно   устойчивый   профессиональный   план,   в   наименьшей   степени   нуждаются   в помощи   профконсультанта,   и   их   консультируют   только   в   случае   самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями.  Прежде  всего,   психологу  следует   выявить  их  интересы   и  склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению   с   ними.   Профконсультант   может   наметить   план   углубленного   изучения учащимся   интересующих   профессий, профессиографической   литературой,   в   который   входит   ознакомление   с   консультации   с   сотрудниками   центра профориентации, а также профессионалами. В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений. Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией.По   окончании   этого   этапа   профконсультант   приступает   диагностической   и коррекционной   работе.   Подбор   методов   диагностики   должен   опираться   на   адекватное понимание   профессиональной   деятельности:   понимание   содержания   профессии   как совокупности   требуемых   знаний,   умений   и   навыков,   целей   деятельности   и   т.д.,   плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания психофизиологических   процессов).   Соответственно,   в   каждом   индивидуальном   случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из   понимания   его   проблем   и   из   полученных   на   предыдущих   этапах   профконсультации результатов.   Если   у   учащегося   не   обнаружено   серьёзных   проблем   в   развитии   важных качеств,   намечается   план   самоподготовки   и   формирования   требуемых   способностей, предлагается   система   психотренировок   (развитие   нужного   вида   внимания,   памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления. В   целом   вся   профконсультационная   работа   должна   строиться   так,   чтобы   из диагностической она превратилась в диагностико­коррекционную. Все этапы консультации служат   одной   цели   –   активизировать   учащегося,   сформировать   у   него   стремление   к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития. Завершать   профконсультацию   может   беседа   с   обсуждением   проведённой   работы, формулированием   рекомендаций,   принятием   решения   о   продолжении   выполнения намеченного плана  или  же  о пересмотре первоначально  выбранных сфер  деятельности, корректировкой   профессиональных   намерений   и   т.д.   Конечно,   при   разных   запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.