Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Профконсультирование в школе
Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого
субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной
профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования
психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая
должна быть включена в учебновоспитательный процесс. Развивающая профконсультация
подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение
акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных
особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.
Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового
подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один
принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и
сосредоточения основного внимания на разработке и применении специальных
коррекционных программ и систем психотренировок.
Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым
путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успех профконсультации во
многом зависит от того, удастся ли наладить с учащимся доверительные отношения.
Неприемлемы давление, директивный тон и навязывание собственного мнения.
Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет
правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему
предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен
разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать
знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть
методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и
приобретённого в профессиональном самоопределении,
владеть методиками
коррекционной работы.
Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формирование образа “идеальной” профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных
вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.
5. Изучение индивидуальнопсихологических особенностей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта в условиях
современной школы.
У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с
психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степени развития их
профессиональных планов и уровня развития способностей профконсультант намечает
стратегию проведения консультации. Для одних достаточно дветри беседы и краткое
диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать
подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные
консультации, чтобы подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение
профессиональных намерений учащихся с 7го класса; а начиная с 8го класса следует
проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9го класса
продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала индивидуальных
профконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровня
развития некоторых способностей у школьников.
Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и
достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в
помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае самостоятельного
обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту
за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.
Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими
консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их интересы и склонности,
примерно очертить круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по
ознакомлению с ними. Профконсультант может наметить план углубленного изучения
учащимся интересующих профессий,
профессиографической литературой,
в который входит ознакомление с
консультации с сотрудниками центра
профориентации, а также профессионалами. В результате этой работы у одних учащихся
произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение
их намерений. Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт,
осваивать алгоритм ознакомления с профессией.По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической и
коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное
понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как
совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс
определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания
психофизиологических процессов). Соответственно, в каждом индивидуальном случае
углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя
из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации
результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии важных
качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей,
предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти,
пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с
учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.
В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из
диагностической она превратилась в диагностикокоррекционную. Все этапы консультации
служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к
самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта
знаний о своих способностях и перспективах их развития.
Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы,
формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения
намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности,
корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных запросах
профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых
этапов, например, коррекционной части.