Профориентационная работа "Профессии, которые мы выбираем"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Професси..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Кем быть? Как выбрать профессию?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

Ученики 9 «З» класса

Константинов Иван

Козлов Матвей
Строганов Григорий

Руководители:

Тумасова Надежда Георгиевна

Королькова Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

Современные старшеклассники во многом отличаются от поколения своих родителей, бабушек и дедушек. Педагоги и психологи отмечают тенденцию, дающую возможность понять, что современные подростки

думают по-другому, и иначе, чем их родители, относятся к выбору будущей профессии.

Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии, сможет ли эта профессия ответить взаимностью. Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Сейчас я должна определиться не только душевными порывами, но и здравым разумом – ведь я должна быть уверена, что выбранная профессия обеспечит мне и моим близким стабильное будущее.

Выбор профессии, планирование карьеры, успешное трудоустройство-такие вопросы возникают не только у каждого подростка, выпускника школы, но и у родителей.

Куда пойти учиться? Как выбрать профессию? Кем я хочу стать? В голове тысячи мыслей и вопросов, на которые чаще всего крайне тяжело найти ответы. Родители хотят одного. Учителя и друзья советуют   другое. Начинается поединок с родителями, друзьями, да и с самим собой.

А между тем выбор профессии – один из серьезнейших шагов, стоящих перед молодежью. От того, насколько адекватно он совершен, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит то, как сложится дальнейшая жизнь.

Актуальность

Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Таким образом, правильное определение профессиональных интересов стало большой проблемой.

Проведя социологический опрос среди учащихся 8-10 х классов мы пришли к выводу, что 80 % учащиеся не знают кем быть и как выбрать профессию.  Мы решили разобраться с этими вопросами и поставили цель. ( Приложение №1)

 Цель работы – Помочь учащимся  правильно выбрать профессию.

 Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:

 1. Сбор и анализ практического материала.

2. Теоретическое обоснование исследования                                                                    

 3. Сбор практического материала: анкетирование, опрос, беседа.

 4. Найти методы выбора профессии.

 6. Подготовить буклет «Методы самоопределения профессии»

 Объект исследования: выбор профессии.

 Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускникам школы.

 Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что умение правильно выбрать профессию, благоприятно повлияет на нашу будущую взрослую жизнь

 Метод исследования: тестирование, социологический опрос, беседа.

1 Факторы влияющие на выбор профессии       

Профессиональное самоопределение- это одна из важных задач развития подростков. Подростки очень смутно представляют свое ближайшее будущее. У них возникает очень много вопросов:

- какая профессия подойдет мне?

-какие профессии существуют?

-какие учебные заведения готовят по выбираемой профессии?

- какие профессии востребованы? И.т.д.

Чтобы ответить на эти вопросы подростку необходимо определить, что важно для него в дальнейшей жизни.

Мы, просмотрев множество источников по этому вопросу можем с уверенностью сказать, что существует множество факторов, влияющих на выбор профессии.

Так, например существуют внутренние факторы влияющие на выбор профессии. К этим факторам относятся личные качества и ценности человека, а также его опыт.

У каждого человека есть свои потребности, они бывают базовые, так как актуальны для всех людей (еда, сон и т.д.), социальные (дружба, любовь) и личные -которые часто влияют на выбор профессии.

К личным потребностям при выборе профессии можно отнести: общественное положение, успех, престиж, уважение, саморазвитие, творческий поиск.

Важно понимать, какие личные потребности у нас есть и какая профессия поможет их удовлетворить. Не стоит забывать и о склонностях. Как выяснилось существует множество склонностей применительно к выбору профессии:

1.Склонность к работе с людьми.

2. Склонность к работе с техникой.

3. Склонность к работе с условными знаками.

4. Склонность к работе с растениями и животными.

5. Склонность к работе с художественными образами.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями, но более половины опрошенных нами учащихся сказали, что они готовы при выборе профессии и месте учебы довериться близким людям, так как уверены, что родители и друзья помогут им с поиском работы.

                                                                                                                                          Следующие факторы влияющие на выбор профессии.

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Мнение ровесников  Мнение друзей и товарищей, также важно, так как оно отражает степень популярности тех или иных профессий в молодежной среде.

Информированность. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. Многие подростки не имеют представления о новых профессиях, да и о существующих ,знают мало.

Уровень притязаний. Насколько велико желание выбором своего пути добиться чьего- либо одобрения, признания

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы выбрать профессию, которая в будущем останется такой же востребованной, как и в настоящее время, необходимо регулярно обновлять свои знания о ситуации на рынке труда, потребностях общества в тех или иных профессиях.

Ответить себе на вопрос «кем быть» -это больше, чем хочешь заниматься. Выбор профессии – это выбор своего пути. Направления своих мыслей и устремлений. Если сделать правильный выбор, у человека появится возможность получать удовольствие от того, что он делает, от результатов своего труда, от пользы которую он приносит.

3 Практическая часть

Как же все- таки выбрать профессию? Специалисты предлагают такие слагаемые правильного выбора профессии: Хочу+ Могу+ Надо.

Хочу- желание, стремление, интерес.

Могу -способности и талант человека

Надо- требования рынка труда

«Хочу»- включает интересы и склонности человека, его требование к делу, которым он хочет заниматься. Интерес-что хочет знать человек, какой предмет он изучает более детально, исследует. Склонность – что хочет сделать. Очень часто интересы и склонности не совпадают.

Пример. Вы очень интересуетесь археологией, но негативно относитесь к экспедициям и неудобствам, которые они несут. Значит профессия археолог не ваша.

 Если подросток не знает, чего он хочет, можно ответить себе с чем он хочет работать: с людьми, с информацией, с финансами. Какой вид деятельности предпочитает: исследовать что-либо, обучать, управлять людьми.

Мы предложили одноклассникам, пройти матрицу выбора профессий Г.В. Резапкиной, которая поможет определиться со специальностью. (Приложение 1)   

 Ответив себе на два вопроса: С чем хотелось бы работать? Как хочется работать? Можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые могут оказаться интересными. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов, на таблице «Матрица выбора профессий» (Приложение 2)

«Могу» - это компонент который включает в себя знания, умения, навыки, способности и возможности (физические возможности и состояние здоровья).  В  одних профессиях состояние здоровья не имеют значения, а в других является важным фактором. Все эти качества определяют, насколько человек подходит для выбранной профессии. Знать свои сильные и слабые стороны полезно-это облегчает выбор.

Пример. Вам очень нравиться наблюдать и следить за модными тенденциями в одежде, но вы страдаете дальтонизмом. Значит стать дизайнером у вас не получится.

«Надо» - это рынок труда. Это те профессии, которые востребованы в данный момент, а значит человек имеющий данную профессию с легкостью найдет хорошую работу.

Если удастся совместить все три слагаемых, выбранная профессия будет оптимально подходящей.

Мы заинтересовались, какие же профессии востребованы в Волгоградской области и выяснили:

Рейтинг профессий по Волгоградской области 2024 г. по критериям:

востребованность на рынке труда, доступность образования по количеству учебных заведений и программ подготовки, популярность среди абитуриентов в Волгоградской области

Место в Волгоградской области

Профессия

Место по России

1 место

Повар- кондитер

2 место

2 место

Полицейский

3 место

3 место

Графический дизайнер

7 место

4 место

Дизайнер

8 место

5 место

Психолог

5 место

6 место

Автомеханик

4 место

7 место

Повар

9 место

8 место

Фармацевт

11 место

9 место

Следователь

14 место

10 место

Юрист

1 место

 Мы взяли только первую десятку востребованных профессий и познакомили с ними одноклассников, также посоветовали им обращаться врем от времени к сайту Профи.ru

   Пообщавшись с одноклассниками и старшеклассниками, мы пришли к выводу, что они мало отслеживают рынок труда, хотя это важный критерии при выборе профессии.
   Хотим остановиться и доказать, что нужно стремиться изучать мир профессий. Он огромен, а  подростки могут назвать небольшое количество профессий

 1.  Например, внешне похожие профессии могут иметь разное с психологической точки зрения содержание труда. Если возьмем такие профессии, как веб-дизайнер, программист и сборщик-наладчик компьютеров, на первый взгляд они очень похожи, ведь все представители перечисленных специальностей работают с компьютерами (да и, как правило, в той или иной степени могут совмещать эти виды деятельности). Но если проанализировать, что же на самом деле является предметом их труда, то эти профессии оказываются весьма разнородными. У веб-дизайнера предмет труда – это художественные образы. В результате его профессия по комплексу необходимых способностей близка к художнику, режиссеру-постановщику, модельеру и т. п. Труд программиста же относится к другой группе, ведь он работает с информацией и той знаковой системой, посредством которой она кодируется (языки программирования, базы данных). По этому признаку его профессия родственна таким, как переводчик письменного текста или бухгалтер. А сборщик-наладчик компьютеров взаимодействует с ними как с техническими приспособлениями – этим он напоминает специалистов рабочих профессий.

 

2. Представители одной и той же профессии могут оказаться в весьма отличающихся условиях труда в зависимости от того, где конкретно они работают, какую должность занимают. Так, резко различается труд одних и тех же специалистов, занятых в крупном индустриальном производстве или работающих индивидуально (или в составе небольших бригад).  Например, строитель в крупной фирме, возводят многоэтажки -это узкий специалист, который должен владеть небольшим числом конкретных трудовых операций. В составе же небольшой бригады ценятся те, кто умеет выполнять самые разнообразные виды строительных работ.

  Мы предположили, что из-за множества выше перечисленных факторов, которые мешают подростку правильно выбрать свою профессию, кто-то из наших одноклассников тоже может выбрать свою профессию ошибочно – не в соответствии со своими психологическими способностями, талантами, склонностями и задатками. Мы решили помочь одноклассникам. Педагоги и психологи для этого используют профориентацинное тестирование. И мы рассмотрели множество тестов на выявление психотипа человека и остановились на работе разработанную авторами сборника учебно-методических материалов «Профориентация старшеклассников» под редакцией Т.В. Черниковой:

 · «Человек – человек» Главный предмет труда – люди и группы людей. Для специалистов, работающих в данной сфере важно обладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми, быть отзывчивыми и доброжелательными, быть способным сдерживать собственные эмоции, разбираться в человеческих взаимоотношениях, сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми, уметь выслушать собеседника и учесть его мнение, владеть речью, знать психологию людей.

 · «Человек – технические системы» Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Это специалисты, которые проектируют и конструируют различные устройства и технические системы, а также разрабатывают технологии процесса их изготовления. В этой сфере работают и профессионалы, способные из отдельных узлов и деталей собрать приборы, механизмы и машины, а после наладить и отрегулировать их. Подобные специалисты осуществляют свой вид деятельности, работая на станках, управляя транспортом или автоматическими системами.

 · «Человек–природа» Главный предмет труда – живые организмы и биологические процессы. Представителям этой профессии необходимо сохранять в уме значительные объемы информации, касающиеся существования водоемов и лесов, парков и т.д. Эти профессионалы должны иметь естественнонаучное мышление, которое позволит увидеть в любом ряду некую закономерность и, учитывая ее, продолжить этот ряд. А для тех людей, работа которых связана с экспедициями и путешествиями (океанолог, геолог и т.д.), потребуется сила, ловкость и физическая выносливость. И, разумеется, тот, кто мечтает об одной из подобных профессий, должен любить природу и относиться к ней очень бережно.

 · «Человек – знаковая система» Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Этот тип профессий прекрасно подойдет для того, кто любит чертить чертежи и выполнять вычисления, систематизировать разнообразные сведения и вести картотеки, не против заняться экономикой, программированием, статистикой и т.д.

 · «Человек – художественный образ» Главный предмет труда – художественные образы. Человек решивший избрать этот тип профессии должен, прежде всего, обладать врожденным талантом и способностями, которые необходимо развивать в будущем. Это образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, эстетические чувства, гармония с окружающим миром.

Тестирование мы провела среди одноклассников. Но предварительно они сообщили выбранную профессию. По результату тестирования мы составили таблицу и диаграмму, сделав вывод о правильности выбора профессии нашими одноклассниками.

                                    ТЕСТ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

Данный тест имеет цель определения степени выраженности интересов в каждой профессиональной сфере: «человек - человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек художественный образ», а также выявления численных характеристик профессиональных интересов старшеклассников и сравнение их с требованиями различных профессий. Предлагаем методику, разработанную авторами сборника учебно-методических материалов «Профориентация старшеклассников» под редакцией Т.В. Черниковой.

                                                Инструкция.

 Для выполнения задания Вам необходимо каждому из перечисленных ниже действий дать оценку:

 А – насколько хорошо Вы умеете его выполнять

 Б – насколько бы Вы хотели иметь его в качестве ежедневных профессиональных обязанностей.

 Оценки ставятся согласно следующим критериям: 

Оценка

Характеристика оценки А

Характеристика оценки Б

1

Получается очень хорошо

Очень нравится

2

Получается хорошо

Нравится

3

Получается средне

Отношусь безразлично

4

Получается плохо

Не нравиться

5

Получается очень плохо

Очень не нравится

Оценки необходимо заносить в бланк ответов. Ответ дается максимально быстро (без раздумий). Если вам не приходилось заниматься такими действиями ставьте прочерк.

                                                    Список действий.

№п/п

                               Действия

Ответ

1

Выращивать цветы, деревья, другие растения

 

2

Выполнять лабораторные задания, проводить физические опыты

 

3

Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другому человеку, даже если приходится повторять сказанное несколько раз

 

4

Делать вырезки из текстов(электронных, печатных),выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике

 

5

Сочинять стихи. Рассказы, заметки, писать сочинения на свободную тему

 

6

Определять по внешнему виду различные виды животных, растений. Насекомых, знать их названия

 

7

Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве

 

8

Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами семьи

 

9

Составлять конспекты, планы различных работ

 

10

Создавать различные произведения изобразительного искусства

 

11

Растить животное, следить за его состоянием, ухаживать за ними

 

12

Ремонтировать различные механизмы, устройства механические. электронные

 

13

Внимательно, не перебивая выслушивать людей

 

14

Находить ошибки в письменных работах, литературе (орфографические, стилистические, синтаксические, исторические)

 

 

 

 

15

Разбираться в том. Какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусства: картины, фильм, книга, мюзикл, спектакль, музыка

 

16

Наблюдения за животными, насекомыми. Изучать их повадки

 

17

Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи

 

18

Заниматься с детьми младшего возраста, играть с ними, рассказывать им сказки, истории, чему-либо учить

 

19

Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения

 

20

Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни

 

21

Читать книги о животных, растениях, насекомых, находить интересные факты о них

 

22

Конструировать и собирать модели различных механизмов, устройств, предметов

 

23

Убеждать людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры

 

24

Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты

 

25

Придумывать новое, оригинальные варианты моделей одежды, обуви. Причесок. Украшений и т.д.

 

 

                                             Бланк ответов

 Чтобы самостоятельно провести обработку ответов Вам

 необходимо:

1.     Суммировать все оценки в каждой из десяти строк.

2.      Сложить полученные результаты А и Б каждых двух строк вместе и разделить их на «5», после чего округлить до целого числа.

Условные обозначения:

 П – природа (сфера – «человек-природа»)

Т – техника (сфера «человек-техника»)

Ч – человек (сфера «человек-человек»)

З – знак (сфера «человек-знаковая система»)

 Х – художественный образ (сфера «человек-художественный образ»)

По результатам нашего тестирования мы получили следующие результаты:

Как мы видим одинаковый процент пришелся на сферы

Человек – техника» и «Человек-знак». Нас это не удивило, так как мы учимся в лицее с математическим уклоном и именно эти профессии требуют знания точных наук.

Следующий способ выбора профессии понравился нашим одноклассникам, но вызвал небольшие затруднения, так как они мало знают профессий.

Нарисуйте в центре листа большую букву «Я». Затем, как лучи от солнца , напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения .Это могут быть хобби, уроки, приятные и простые занятия, не обязательно связывать с миром профессий. К каждому образовавшемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий (если возникнут трудности поищите информацию в журналах, интернете, спросите совет у родителей и одноклассников).

Получится список профессий, которые могут вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования работодателя и т.д.

Ребятам была предложено составить алгоритм, выбора профессии, состоящей из семи шагов. Это даст возможность сузить перечень возможных профессий.

                                          Алгоритм выбора профессий.

1.Составь список требований к идеальной профессии (условия работы, направление деятельности, уровень заработной платы, уровень требуемого обучения, содержание и характер работы, сложность трудоустройства по специальности и т. д.)

2.Определи степень значимости каждого требования.

3.Составь список интересных профессий.

4. Соотнеси свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий.

5. Проанализируй результаты.

6.Проверь результаты.

Для этого обсуди свой выбор с родителями, друзьями, учителями. Психологом-профконсультантом. Узнай их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические

тесты для подтверждения правильности выбора.

7.Определи шаги к получению профессии.

       Если удалось определиться с одной или несколькими профессиями, то начните искать информацию об этих профессиях.


4 Заключение.

Выбор профессии очень важен для каждого нас. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, мы встаем на новую ступеньку жизни. От нашего выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь.

 Решение вопроса «Кем быть? Как выбрать профессию» это только первые шаги на пути карьеры.

Важную роль в самоопределении подростка играет профессиональное самоопределение- выбор профессии, который задаст направление движения, поможет найти свое место в жизни.

 Чтобы выбор состоялся нам предстоит осознать все те требования, которые  предъявляет желанная специальность и проанализировать, насколько наши ресурсы соответствуют этим требованиям. Совсем неважно, в какой отрасли мы найдем свое место, главное, что каждый из нас может внести большой вклад в развитие своего региона, а развитие региона повлечет за собой большой вклад в развитие нашей великой и могучей страны. Нашей Родины – России.  Мы надеемся, что наша теоретическая и практическая часть работы помогут вам в выборе своей профессии, своего места на жизненном пути.

Мы уверены, что цель проекта достигнута. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Профессии. Когда я вырасту, то стану…: энциклопедия профессий в

картинках / С. Санжа; худож. М. Стари; [пер. А. Наумовой]. – М.:

Издательство «Мелик-Пашаев», 2017 – 72 с.: цв.ил.

2 Психология профессионального самоопределения : учеб. Пособие для

студ. высш. учеб. Заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.:

Издательский центр «Академия», 2010 – 304 с.

3 [Электронный ресурс]: Введение -

https://medaboutme.ru/articles/vybor_professii_dlya_podrostkov/

4 [Электронный ресурс]: Информирование о мире профессий как

компонент профессионального выбора -

https://careertest.ru/articles/common-mistakes/

5 [Электронный ресурс]: Материалы для памятки -

http://www.eduportal44.ru/ostrov/Aleksandrovskoe/SiteAssets/SitePages/         

Профориентация/ПАМЯТКА%20ВЫБИРАЮЩЕМУ%20ПРОФЕССИЮ.p

df

6. [Электронный ресурс]: Психологические особенности

старшеклассников - https://medaboutme.ru/

7.  [Электронный ресурс]: Разнообразие интересов как основа выбора

профессионального направления -

https://www.kem.by/proforientir/interesy-sposibnosti-v-vybore-prof/


 

Скачано с www.znanio.ru