Профориентация школьников как одна из ключевых проблем современного образования.
Оценка 4.7

Профориентация школьников как одна из ключевых проблем современного образования.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство
26.02.2020
Профориентация школьников как одна из ключевых проблем  современного образования.
Профориентация петрова.doc

 

Профориентация школьников как одна из ключевых проблем

 современного образования.

 

Петрова Надежда Сергеевна

 

 

 

Актуальность.

Бурное развитие рыночной экономики в Российской Федерации и введение иных требований к профессиональной подготовке рабочей силы создало необходимость приобретения новых профессиональных знаний и навыков, мобильности и конкурентоспособности потенциальных работников. Данные  изменения на рынке труда  неизбежно породили множество проблем среди его участников, так как прежние профессиональные ориентации в значительной степени не соответствуют современным условиям жизни, а новые еще не полностью сформированы. И здесь на первый план выходят изменения внешних условий для профессионального самовыражения личности, что приводит к формированию иного профессионального мышления, чем в предыдущие годы, и выбору будущей профессии. А это, в свою очередь, вызывает изменения в образовательных программах для подготовки специалистов на этапе высшего образования.

Впервые в России московская школа управления "Сколково" и Агентство стратегических инициатив организовали масштабное исследование "Форсайт-компетенции 2О3О по выявлению востребованных профессий в 19 отраслях экономики ", в котором приняло участие более 2500 российских и международных экспертов. Был создан "Атлас новых профессий", который предлагает нам понять, какие из отраслей экономики будут бурно развиваться, какие технологии, продукты, управленческие практики в них родятся и какие новые специалисты потребуются работодателям. Также, наша страна активно включилась в международное некоммерческое движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков, от традиционных ремесел до современных профессий в области промышленности и услуг. В более чем семидесяти странах-участницах движения WorldSkills оказывает самое непосредственное влияние на развитие профессионального образования, престиж рабочих профессий, стремление граждан приобретать новые компетенции и навыки. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 2831 от 04.11.2015 сформировал перечень из 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и передовых профессий, требующих среднего профессионального образования.

Новое время ставит новые задачи. Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных решений для профессиональной самореализации. Формирование условий конкуренции на рынке труда отчетливо назвало социальную необходимость принятия решений выявленных проблем профессиональной ориентации поколения, вступающего в активный трудовой возраст. И создало необходимость мотивационного структурирования процесса профессионального самоопределения, начиная со школьного образования. Организация профессиональной ориентации школьников в рамках реформы школы, непосредственно направленной на  изменение возможностей будущего выпускника к самостоятельной работе на рынке труда. Содержание и технологии подготовки будущего учителя в вузе к организации и осуществлению профессиональной ориентации в общеобразовательной школе изучены недостаточно. Эти вопросы актуальны и для педагогической науки, которая предлагает образовательной практике различные варианты систем личностного развития. Степень разработанности темы.. Для отечественной социологии образования проблематика профориентации и профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее социологами, философами, педагогами и психологами.

Также мало изученными являются содержание и технологии подготовки студентов в вузе к организации и осуществлению профориентационной деятельности в общеобразовательной школе.

Налицо, таким образом, противоречия между:

- потребностью учащихся 9-11 классов в профессиональном самоопределении и отсутствием у педагогических работников в образовательного учреждения сформированности умений организовывать профориентационную работу;

- объективной потребностью в высоком уровне профессиональной готовности педагога к профориентационной работе и отставанием содержания образовательного процесса от быстро меняющихся запросов общества в подготовке кадров;

 

ОСНОВНОЕ.

Национальная образовательная доктрина принятая главой нашего государства в 2010 году декларирует, что качествами личности сейчас становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, все эти качества планируется, что будут закладываться в школе. Среди основных направлений развития общего образования выделяется развитие учительского потенциала. Новая школа предъявляет ряд требований к учителю как компетентному и успешному специалисту. Относительно государственной инициативы  В данных условиях организация профориентационной работы приобретаем актуальность и требует от учителя овладения умениями организовывать данный вид професииональной деятельности. Анализируя понятия определяющие профессиональную ориентацию как феномен, мы пришли к выводу, что профессиональная ориентация школьников предполагает систему мероприятий, способствующих выбору направления дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с индивидуальными особенностями подростков и потребностей общества.  Так, формирование умений организовывать профессиональную ориентацию школьников – это сложный процесс, успешность которого зависит от уровня теоретического осмысления его содержания и создание условий для развития личности подрастающего поколения, принятия осознанного, самостоятельного выбора дальнейшего пути образования; будущей профессии и других форм участия в жизни общества.

Мы в своей работе придерживается следующего определения профессиональной ориентации школьников это система, которую можно рассмотреть в   двух плоскостях: как последовательная и закономерная смена этапов работы в зависимости от этапа становления профессионала и как ряд направлений работы, в зависимости от практических задач или от запроса. Это особое направление профессиональной деятельности педагога, направленный на создание педагогических условий для успешного выбора школьником направления  своего дальнейшего образования, выстраивания индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей учеников

Разные педагоги по-разному определяют сущность профессионально- педагогических умений: «владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний» А.К. Маркова; Э.Ф. Зеер придерживается такого понятия как профессионализм и определяет его как: «совокупность интегративных фундаментальных знаний, обобщённых умений и способностей учителя, его профессионально значимых качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева и др. основой профессионализма считается научно-теоретическая и практическая подготовка педагога.

По мнению В. А. Сластёнина, структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения, которые определяют теоретическую и практическую готовность к осуществлению деятельности. Педагогические умения объединены в четыре группы.

Таким образом педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Элементы данных действий может существовать автоматизирована и реализовываться на уровне навыков. Такое сознание сущности педагогических умений выделяет ведомую роль теоретических познаний в формировании практической готовности грядущих учителей, целостность теоретической и практической подготовки, многоуровневый нрав педагогических умений(от репродуктивного по творческого)и вероятность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

На основе опыта организации профориентационной работы на базе ГБПОУ Уфимский колледж отраслевых технологий нами была разработана и реализована программа  по формированию у студентов ВУЗа  умений организовывать работу по профессиональной ориентации школьников. В колледже функционирует система непрерывного образования «Школа – колледж – вуз – предприятие» являющаяся ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Выбор профессии – трудный и очень важный шаг для каждого! Самый прочный, самый долговечный «капитал», который можно получить в молодости – это хорошее образование, поэтому профориентационная работа со школьниками начитается с VII класса. Обучающиеся знакомятся с профессиями, по которым осуществляет подготовку колледж, посещают новейшие лаборатории, которыми оснащено учебное заведение, принимают участи в мастер-классах, днях открытых дверей и профессиональных пробах. Колледжем заключены договора со школами города Уфа на открытие предпрофильных и профильных классов.

На диагностическом этапе был проведен констатирующий экспери­мент. Диагностический этап педагогического эксперимента предполагал про­ведение диагностики уровня подготовки студентов к профессиональной ориентации школьников.

Задача этапа – выявить начальный уровень готовности студентов к профессиональной ориентации школьников. Нами были выбраны экспериментальная и контрольные группы. В обеих группах проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление первичного уровня сформированности знаний и умений организовывать профориентационную работу в школе. Готовность мы замеряли по трем обозначенным нами компонентам: эмоционально- мотивационный, когнитивный, деятельностный.   Нами были проведены следующие методики: Анкета для определения уровня знаний о профориентации, разработанная нами, методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, изучение мотивации профессиональной деятельности Авторы методики: Замфир К., модификация Реана А., Анкета для студентов по исследованию отношения к учебной деятельности, ее характеристик, особенностей педагогического управления  Данные методики были представлены на сайтах в электронном формате https://proforientatsia.ru/https://prof-test24.ru/  и печатном виде.

По эмоционально - мотивационному компоненту: отмечен средний уровень, который можно охарактеризовать: смутным представлением о своей профессиональной деятельности, отсутствием убежденности в необходимо­сти профессиональной ориентации школьников. Отсутствие представлений в области профессионального самоопределения подрост­ков. Отсутствие интереса и стремления к про­фессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Принятием проблемы профессионального самоопределе­ния подростков, но не осмысление ее значимости. Относительное осознание значимости самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития, но нет стремления работы над собой.

 Когнитивный компонент характеризуется недостаточным преобладанием знаний в области педагогики, психологии, а также специальных и методиче­ских знаний. Отличается средними показателями знаний о содержании, фор­мах, приемах и методах педагогического сопровождения школьников в усло­виях выбора профессии. Понимание их необходимости в применении на практике, но осознание значимости лишь теоретической подготовки. Студен­ты имеют относительные представления о концептуальных психолого-педагогических основах воспитания и развития учащихся. Присутствует стремление к восполнению знаниевых пробелов в области профессиональной ориентации школьников.

Деятельностный компонент: характеризуется наличием неполного объема уме­ний и навыков в профориентационной работе с учащимися. Наличие определенного объема умений по проведению консультативной работы с учениками и их родителями в вопросах профессионального самоопределения. Студенты не всегда правильно применяют знания в области профессиональной ориентации школьников на педагогической практике. Деятельность характеризуется осознани­ем необходимости профессиональной ориентации школьников.

Таким образом, первый этап эксперимента позволил нам получить информацию о состоянии готовности студентов к профессиональной ориентации школьников в современной школе. Анализ полученных данных позволил заключить, что студенты педагогических вузов испытывают дефицит знаний о содержании, формах, приемах и методах профессиональной ориентации школьников. В результате сравнительно-сопоставительного анализа мы выяснили, что из всех компонентов готовности к профессиональной ориентации школьников наиболее высокий показал эмоционально-мотивационный компонент. Результаты проведенного нами исследования показали, что большая часть студентов считают причиной низкого уровня своей готовности к осуществлению профориентационной деятельности отсутствие подготовки в процессе обучения в вузе.

Содержанием второго этапа эксперимента являлась разработка и реализация педагогических условий формирования умений у студентов организовывать профориентационную работу со школьниками.

Так, одним из условий формирования готовности к профессиональной ориентации школьников являлась разработка и реализация в образовательном процессе педагогического вуза спецкурса «Профориентация». Спецкурс направлен на изучение фундаментальных теоретических и методических основ профориентационной работы, исследование взаимосвязи человека и профессии. При разработке программы подготовки студентов к профориентационной работе для нас было важно учесть следующие моменты: 1) поставить студентов перед проблемой профессиональной ориентации школьников, показать её многогранность, раскрыть роль педагога в её решении; 2) дать представление об профессиональной ориентации школьников как системной деятельности; 3) познакомить студентов с формами и методами профориентационной деятельности и научить применять их на практике. Данный курс был размещен в интернете, студенты получили доступ к программе и формам отчетности, практическая часть программы реализовывалась в школах города Уфа, совместно со специалистами ГБПОУ Уфимский колледж отраслевых технологий.

Цель программы: обеспечение связи между научно-теоретической и практической подготовкой студентов; приобретение опыта профессиональной педагогической деятельности и определенных навыков организации профориентационной работы с учащимся в общеобразовательных школах.

Участники программы: студенты ИПОиТ ГОУ ВПО Акмуллы, уровень подготовки – бакалавр.

Для активизации творческого потенциала и проявления инициативы мы применяли методику КТД, при ее реализации каждый принимал непосредственное участие в выборе форм проведения профориентационной работы, предлагал свои доводы почему надо применить ту или иную форму в данном конкретном случае, прорабатывался алгоритм организации и проведения, подбирался инструментарий. один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Одним их условий формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной ориентации школьников являлась активизация практической деятельности, предусматривающая проведение практических занятий на базе Уфимского колледжа отраслевых технологий, где совместно со специалистами колледжа студенты принимали участие в организации и проведении профориентационных мероприятий в школах города Уфа. За время эксперимента студенты принятии участие в проведении анкетирования школьников на предмет их предрасположенности к той или иной профессии, совместно со специалистом по профориентационной работе колледжа приняли участите в разработке занятий по курсу «Введение в специальность», в проведении детского конкурса «Юный кондитер»,   Самостоятельно студентами был разработан сценарий проведения одной из станций профориентационного квеста, который постоянно проводится для школьников города в рамках проведения дня открытых дверей. Также со студентами мы участвовали в проведении дня открытых дверей в школе интернат им. Рами Гарипова, также студенты изучили всю документацию специалиста по профориентационой работе колледжа, были апосредованнными участниками профриентационных бесед.

В работе по формированию профессионально-педагогических умений важное место занимал анализ, конструирование, прогноз и организация конкретных профессиональных ситуаций. На основе технологии решения педагогических ситуаций проводились ролевые и ситуационные тренинги, направленные на актуализацию педагогических умений, развитие педагогической интуиции, восприятие и оценку других, оценку того, как «воспринимают меня другие».

Следующим из условий формирования умений к профессиональной ориентации школьников являлась разработка учебно-методического обеспечения это представлено в рабочей тетради по курсу, которая и является формой контроля и оценки сформированности умений в ней представлен перечень практических занятий, тематика рефератов, портфолио а также вопросов к зачету, упражнения, побуждающие к самостоятельной работе студентов и предполагающих творческий поиск в процессе подготовки к заданиям. Студенты ознакомлены были с видами и формами планов, которые предусмотрены для реализации профориентационной деятельности. Ими самостоятельно был составлен план проведения «Недели без турникетов», комплексного мероприятия суть которого в организации акций профориентационного характера для разных категорий: школьник, студенты, родители, педагоги.

В рамках практических занятий студенты стали свидетелями профессиональных проб, организованных колледжем для школьников. Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой, учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся профессиями пищевой промышленности: повар и кондитер. На завершающем этапе эксперимента проводилась диагностика уровня сформированности умений у  студентов к организации профессиональной ориентации школьников.

.

Рис. 1. Динамика эмоционально-мотивационного компонента сформированности умений у студентов к  организации профессиональной ориентации школьников

В результате формирующего эксперимента  по эмоциональному компоненту у студентов стал преобладать положительный эмоциональный настрой к профориентационной работе с учащимися. Большая часть студентов осознают ценность будущей профессиональной деятельности, в том числе профессиональной ориентации школьников. У студентов повысилась мотивация к осуществлению профессиональной деятельности. Характерным стало наличием сформированной про­фессионально-педагогической направленности личности будущего педагога. Проявляется устойчивый интерес и осознание целей своей будущей профес­сиональной деятельности, в частности профессиональной ориентации школьников.

 

Рис.2. Динамика когнитивного компонента сформированности умений у студентов к  организации профессиональной ориентации школьников

В ходе формирующего эксперимента студенты показали высокий уровень знаний в области профессиональной ориентации школьников. Большая часть студентов характеризуется наличием концептуальных психолого-педагогический основ воспитания и развития учащихся в профориентационной работе, наличием знаний в области профессионального самоопределения подростков. В ходе формирующего эксперимента студенты приобрели навыки и умения в осуществлении диагностической деятельности, консультирования школьников, умения проводить элективные ориентационные курсы, умения взаимодействовать с педагогическим коллективом и родителями учащихся в вопросах выбора профессии, осуществлять мониторинг качества профориентационной работы.

Рис.3. Динамика деятельностного компонента сформированности умений у студентов к  организации профессиональной ориентации школьников

Деятельностный компонент характеризуется свободным владением умениями и навыками по профессиональной ориентации школьников. Наличие сформированной профессиональной дея­тельности личности будущего учителя. Студенты  в ходе заполнения «Рабочей тетради»  демонстрируют знание в области профессиональной ориентации,  хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современныецифровые образовательные ресурсы и др.). Деятельность направлена на выявление интересов и склонностей школьников, с целью предоставления необходимой помощи учащемуся в вопросах выбора будущей профессии. Сформированные аналитические умения. Проведенное исследование показало, что уровень сформированности умений  к профессиональной ориентации школьников может значительно изменяться при целенаправленном влиянии не только на когнитивный компонент, эмоционально-мотивационный но и в основном на  деятельностный компоненты готовности к профессиональной ориентации школьников. В нашей работе сложнее всего было сформировать деятельностный компонент готовности а именно умения организовывать профориентационную деятельность. Это объясняется тем, что для его формирования необходима регулярная профессиональная деятельность, когда педагог будет видеть результаты своего труда. Удобнее всего это делать в  ходе педагогической практики, и организации практических занятий в школе, чтобы студенты смогли осознать всю важность педагогического сопровождения учащихся на этапе профессионального самоопределения и попробовать реализовать разные формы профориентационной работы.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что предложенная программа  по формированию у студентов ВУЗа умений организовывать профориентационную работу позволяют формировать систему работы по профессиональной ориентации школьников, что подтверждает гипотезу и положения, выносимые на защиту, а также позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Профориентационная работа включает в себя: организацию процесса информирования учащихся и их родителей о содержании профессиональной ориентации; педагогическую диагностику интересов и запросов школьников; вовлечение учащихся в различные мероприятия по сбору информации для портфолио; проведение индивидуальных и групповых бесед, консультирование учащихся и их родителей по наиболее сложным вопросам профессионального самоопределения; целенаправленное проведение деловых игр, экскурсий, дискуссий, организация встреч с представителями разных профессий; проведение элективных ориентационных курсов, профильных проб; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками и координацию их деятельности; анализ результатов деятельности школьников; мониторинг качества профориентационной работы.

2. Эффективность формирования умений студентов педагогического вуза к профессиональной ориентации школьников обусловлена совокупностью следующих педагогических условий:

·         студенты будут вовлечены в разработку и организацию профориентационных мероприятий на основе технологии коллективное творческое дело;

·         практические умения будут отрабатываться на базе образовательных учреждений не только во время практики, но и на практических занятиях;

·         содержание подготовки будущих специалистов будет соответствовать современным требованиям рынка труда и мира профессиий.

·         разработана и реализована в образовательном процессе вуза программа для студентов «Профоринтация»;

·         активизация практической деятельности, предусматривающая организацию педагогической практики студентов в современной школе, способствующая саморазвитию студентов, формирующая у студентов педагогические умения и навыки по профессиональной ориентации школьников;


Скачано с www.znanio.ru

Профориентация школьников как одна из ключевых проблем современного образования

Профориентация школьников как одна из ключевых проблем современного образования

Также мало изученными являются содержание и технологии подготовки студентов в вузе к организации и осуществлению профориентационной деятельности в общеобразовательной школе

Также мало изученными являются содержание и технологии подготовки студентов в вузе к организации и осуществлению профориентационной деятельности в общеобразовательной школе

Таким образом педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности

Таким образом педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности

Присутствует стремление к восполнению знаниевых пробелов в области профессиональной ориентации школьников

Присутствует стремление к восполнению знаниевых пробелов в области профессиональной ориентации школьников

Введение в специальность», в проведении детского конкурса «Юный кондитер»,

Введение в специальность», в проведении детского конкурса «Юный кондитер»,

Рис. 1. Динамика эмоционально-мотивационного компонента сформированности умений у студентов к организации профессиональной ориентации школьников

Рис. 1. Динамика эмоционально-мотивационного компонента сформированности умений у студентов к организации профессиональной ориентации школьников

Деятельностный компонент характеризуется свободным владением умениями и навыками по профессиональной ориентации школьников

Деятельностный компонент характеризуется свободным владением умениями и навыками по профессиональной ориентации школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020