Проблема формирования социальной компетенции детей младшего школьного возраста –одна из ключевых социальных и психолого-педагогических проблем, решение которой затрагивает вопросы современного общества и образования.
Перед системой образования стоит задача не просто дать учащимся необходимый уровень знаний, умений и навыков, но и обеспечить способность к адаптации в обществе, готовность жить и развиваться в современном сверхсложном мире, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В настоящее время в связи с федеральными образовательными стандартами второго поколения (ФГОС НОО) особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием социальной компетенции у учащихся. В основе федерального образовательного стандарта второго поколения для начальной школы лежит теория универсальных учебных действий (УУД), суть которой заключается в развитии способности ребенка-субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Как мы видим, основное внимание здесь уделяется развитию именно социальной компетенции, то есть способности и готовности активно взаимодействовать с социумом.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, 4 происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Проблема исследования – каким образом должен быть организован учебный процесс на уроках окружающего мира для эффективного развития социальной компетентности младших школьников?
Объект исследования – процесс формирования социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования – содержание процесса формирования социальной компетентности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность формирования социальной компетентности младшего школьника на уроках окружающего мира посредством комплекса специально разработанных творческих заданий.
Гипотеза – формирование социальной компетентности младших школьников на уроках окружающего мира будет результативно при следующих условиях:
- будет использоваться специально разработанный комплекс творческих заданий;
- работа будет проводиться в системе;
- к работе будут привлечены родители обучающихся.
С задачами вы можете ознакомиться на слайде.
Выполнен теоретический анализ следующих вопросов
1. Дана характеристика понятия социальной компетентности в психолого-педагогической литературе
2. Определены возрастные особенности, влияющие на формирование социальной компетентности младших школьников
3. Определены психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников
Проанализированы различные источников нормативной, методической, научной литературы. Например, ФГОС НОО, Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова.
На основании литературного анализа сформулирован методологический аппарат исследования.
Несмотря на существование различных определений социальной компетентности, установлено, что социальная компетентность, во-первых, отражает взаимодействие человека и социального окружения; во-вторых, подразумевает сформированность у человека способов межличностного взаимодействия, которые могут основываться на личном социальном опыте, следовании традициям, установкам общества или посредством получения знаний; в-третьих, является интегративной характеристикой, которая состоит из нескольких компонентов; в-четвертых, подразумевает соотношение собственных целей и потребностей с целями и потребностями другой личности, группы людей и социума в целом.
В работе С.А. Учуровой «Социальная компетентность: определение сущности и поиск путей развития» социальная компетентность рассматривается как способность ребенка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; как способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.
2 глава
В чем же заключается суть нашего эксперимента?
Обратимся к цели работы.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность формирования социальной компетентности младшего школьника на уроках окружающего мира посредством комплекса специально разработанных творческих заданий.
Наиболее эффективными по нашему мнению, психолого-педагогическими условиями эффективной работы по формированию социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» выступают следующие положения:
1. Использование метода моделирования социальных ситуаций;
2. Использование метода группового обучения;
3.Использование технологии проблемного обучения.
Данные задания были отобраны и структурированы для дальнейшего использования. Содержание этих заданий было согласовано в школе, а именно с классным руководителем класса, в котором я проходила практику.
Разработанная программа представляет из себя конспекты уроков по окружающему миру, а также памятка для родителей. Данные материалы будут представлены в приложении ВКР.
1. Нами было использовано театральное, постановочное или живое «моделирование», где выступают сами дети. Например, при изучении вращения Луны вокруг Земли дети сами играли роли планеты и Луны. («Почему Луна бывает разной?»)
Данные виды моделирования наиболее эффективно развивают навыки коммуникации, сотрудничества и командной работы. Особую роль при социальном моделировании играет рефлексивный компонент, а именно детям необходимо оценить, проанализировать деятельность того или иного персонажа, конкретной социальной ситуации.
Используя моделирование на разных этапах урока по предмету «Окружающий мир», мы применяли также такие приёмы при работе с моделью: найти ошибку в расположении схематических карточек; расставить карточки –схемы правильно. («Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»)
Также моделирование социальной ситуации было очень интересным заданием. Тема «Почему мы любим кошек и собак?» позволила провести хороший урок, где удалось применить метод социальной ситуации в группах.
Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия: учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, дети общительны, а речь развита плохо. Данная технология учит детей не сидеть сложа руки, не быть пассивным слушателем, а самим включаться в работу. Происходит развитие разных компонентов социальной компетенции: умения слушать других и высказывать свои мнения, версии (коммуникативные универсальные учебные действия), формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий (регулятивные универсальные учебные действия), терпимость и уважение к чужому мнению (личностные универсальные учебные действия), стремление к поиску решений (регулятивные универсальные учебные действия).
II. Использование групповых форм обучения на уроке «Окружающего мира» с целью формирования социальной компетенции учащихся. Если говорить об организационных формах, которые может использовать в своей практической работе учитель начальных классов, поставивший перед собой задачу формирования социальной компетенции младшего школьника, то наиболее предпочтительной является групповая форма. Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Групповая работа может быть организована как работа в парах или работа в микрогруппах.
Показанная динамика развития социальной компетенции у младших школьников наилучшим образом демонстрирует успешность разработанных и апробированных нами педагогических условий, а именно внедрения в учебный процесс моделирования социальных ситуаций, технологии проблемного обучения и групповых форм работы. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена и можно рекомендовать к практическому использованию следующие педагогические условия, направленные на развитие социальной компетенции школьников:
Использование социального моделирования, которое наиболее эффективно развивает навыки коммуникации, сотрудничества и командной работы. Особую роль при социальном моделировании играет рефлексивный компонент, а именно детям необходимо оценить, проанализировать деятельность того или иного персонажа, конкретной социальной ситуации.
Внедрение технологии проблемного обучения которая учит детей не сидеть сложа руки, не быть пассивным слушателем, а самим включаться в работу. В ходе применения технологии происходит развитие разных компонентов социальной компетенции: умения слушать других и высказывать свои мнения, версии (коммуникативные универсальные учебные действия), формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий (регулятивные универсальные учебные действия), терпимость и уважение к чужому мнению (личностные универсальные учебные действия), стремление к поиску решений (регулятивные универсальные учебные действия).
Применение групповых форм работы, что является благоприятной средой для формирования и реализации инициативного поведения в группе равных сверстников совместно решающих задачу. В процессе совместной учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.