На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Профориентация учащихся на современном этапе.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной
школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и
склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным
изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования
требованиям научнотехнического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к
общеобразовательной
школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем
профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих
решению
практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К
ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми
знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои
индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические
методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в
выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин
Ю.,Москва); теоретические и методические основы проф.консультации молодежи,банк
профессиокарт (Е.А.Климов,Москва); системный подход к профориентации школьников
(В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественнозначимые мотивы выбора
профессии (Е.М.Павлютенков,КомсомольскнаАмуре); особенности профориентации
студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир,Тюмень ;
Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе
подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко,Луганск).
Однако , несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в
современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у
учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к
современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то,
что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует
индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию;
используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления
возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в
избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях
в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов
профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками
свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением
учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой
профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее
квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения
вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее
попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой
возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера,
превычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно
отнести к группе внутренних , личностнопсихологических.
Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между
возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и
методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития
народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежис высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства
заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью
общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах –
профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ;
необходимостью координации и интеграции профориентированных
воздействий и
решением её узковедомственными путями и средствами.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации ,
выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом
сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система
научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за
подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс
социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических
задач по формированию у школьников профессионального самоопределения ,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в
кадрах высокой квалификации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой
подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых –
всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и
способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она
реализуется решением комплекса вышеназванных задач
обеспечивающих
профессиональное самоопределение учащихся.
,
Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных
подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций.
Организационно – функциональная подсистема деятельность различных социальных
институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии,
выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа
координации.
Логикосодержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся,
развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ;
профессиональная консультация
социально –
профессиональная адаптация.
профессиональный подбор
,
,
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта
развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной
позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и
самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой
доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым
знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и
эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих
способностях , особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и
углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой
,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и
экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о
процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы
действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её
совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной
частью управления социальноэкономическим развитием района , города, региона.Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи
приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет
диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется
целенаправленно на всех возрастных этапах.
Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной
культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для курсовой
работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и сформулировали
тему следующим образом : « Формирование элементов духовной культуры в процессе
подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».
Предметом исследования является духовная культура учащихся.
Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения
курсовой работы:
1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по
формированию духовной культуры личности и профориентации.
2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно
воздействовать в процессе профориентации.
3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы , оказывающие
влияние на формирование духовной культуры личности.
4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры
личности в процессе профориентации.
Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский
,А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и
профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о
труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» , связанной с вдохновением ,
творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой
основе формируются
черты как нравственного взросления , так и волевой
целеустремленности.