Профориентация учащихся на современном этапе.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Иконка файла материала Профориентация учащихся на современном этапе.doc
Профориентация учащихся на современном этапе.    На современном этапе определены  основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, Расширение   дифференцированного   обучения   в   соответствии   с   их   запросами   и склонностями   ,   развитие   сети   специализированных   школ   и   классов   с   углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно­технического прогресса.   Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе   ,   значительно   активизировала   разработку   научных   и   практических   проблем профориентации.   Можно   выделить   ряд   направлений   ,   способствующих     решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним     относятся   :   система   профориентации   ,   вооружающая   школьников   необходимыми знаниями   для   ориентации   в   мире   профессий   ,   умениями   объективно   оценивать   свои индивидуальные   особенности   (   руководитель   Б.А.Федоришин,   Киев);   диагностические методики   изучения   личности   школьников   в   целях   оказания   индивидуальной   помощи   в выборе   профессии   (В.Д.Шадриков,   Москва);   (Воронин   Н.П.,   Ярославль;   Забродин Ю.,Москва);   теоретические   и   методические   основы   проф.консультации   молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск);   общественно­значимые   мотивы   выбора профессии   (Е.М.Павлютенков,Комсомольск­на­Амуре);   особенности   профориентации студентов   в   условиях   высшей   школы   (Н.Ш.Шадиев,   Ташкент;   П.А.Шавир,Тюмень   ; Н.Н.Чистяков,Кемерово);   формирование   элементов   духовной   культуры   в   процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко,Луганск). Однако   ,   несмотря   на   некоторые   положительные   результаты   ,профориентация   в современных   условиях   всё   ещё   не   достигает   своих   главных   целей   –   формирования   у учащихся   профессионального   самоопределения,   соответствующего   индивидуальным особенностям   каждой   личности   и   запросам   общества   в   кадрах,   его   требованиям   к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что   она,   как   правило   ,   рассчитана     на   некоторого   усредненного   ученика;   отсутствует индивидуальный   ,   дифференцированный   подход   к   личности   выбирающего   профессию; используются   в   основном   словесные   ,   декларативные   методы,   без   предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в   кадрах   ;   слабо   осуществляется   подготовка   квалифицированных   специалистов   ­ профориентаторов. О   низкой   результативности   профориентационной   работы   со   школьниками свидетельствуют   и   противоречия   ,связанные   с   профессиональным   самоопределением учащихся   :   между   их   склонностями   ,   способностями   и   требованиями   избираемой профессии;   осознанием   уровня   своего   общего   развития   и   возможностью   менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные   противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно­психологических. Но   не   менее   значимы   и   противоречия   социально   –   экономические   :   между возросшими   требованиями   к   современному   специалисту   и   действующими   формами   и методами   ,   сложившимися   на   основе   представлений   об   экстенсивных   путях   развития народного хозяйства, его  кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежис высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить   вакантные   рабочие   места   с   тяжелым   физическим   трудом;   потребностью общеобразовательной   школы   и   других   социальных   институтов   в   специалистах   – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью   координации   и   интеграции   профориентированных     воздействий   и решением её узковедомственными путями и средствами. Анализ   накопленного   опыта   в   области   теории   и   практики     профориентации   , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно   –   практической   деятельности   общественных   институтов   ,   ответственных   за подготовку   подрастающего   поколения   к   выбору   профессии   и   решающих   комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач   по   формированию   у   школьников   профессионального   самоопределения   , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. Система   профориентации   является   подсистемой   общей   системы   трудовой подготовки   школьников   ,   непрерывного   образования   и   воспитания   ,   цель   которых   – всестороннее   развитие   личности   ,   гармоническое   раскрытие   всех   творческих   сил   и способностей,   формирование   духовной   культуры   подрастающего   поколения.   Она реализуется   решением   комплекса   вышеназванных   задач     обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. , Профориентация   ,   являясь   целостной   системой   ,   состоит   из   взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью  целей , задач  и единством функций. Организационно   –   функциональная   подсистема     ­   деятельность   различных   социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих   свои   задачи   и   функциональные   обязанности   на   основе   принципа координации. Логико­содержательная   подсистема   –   профессиональное   просвещение   учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная   консультация     социально   – профессиональная адаптация.   профессиональный   подбор   , , Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития   профессионального   самоопределения.   Последнее   характеризуется   активной позицией,   т.е.   стремлением   к   творческой   деятельности   ,   самовыражением   и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям   и   умениям   ,   социальным   нормам   и   ценностям;   уровнем   нравственной   и эстетической   культуры   ;   развитием     самосознания   ;   представлением   о   себе   ,   своих способностях , особенностях характера. Процесс   профессионального   самоопределения   обусловлен   расширением   и углублением   творческой   ,   общественно   –значимой   (трудовой   ,познавательной   ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры. Управленческая   подсистема   предполагает   сбор   и   обработку   информации   о процессах,   явлениях   или   состоянии   системы   профориентации   ,   выработку   программы действий   ,   регулирование   процесса   реализации   и   разработку   рекомендаций     по   её совершенствованию. Программа управления  профориентацией школ является составной частью управления социально­экономическим развитием района , города, региона.Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают   новые   ,   интегративные   качества   .Система   профориентации   выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции. Профориентация   является   непрерывным   процессом   и   осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Понимая   важность   и   сложность   формирования   духовного   мира   и   духовной культуры   труженика   любой   отрасли   народного   хозяйства   ,   мы   выбрали   для   курсовой работы   малоисследованную   сторону   профессиональной   ориентации   и   сформулировали тему следующим образом :   « Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ». Предметом исследования является духовная культура учащихся. Задачи   ,  которые   мы   поставили   перед     собой   и   решали   в   процессе   выполнения курсовой работы: 1.   Ознакомиться   с   педагогической,   психологической   и   методической   литературой   по формированию духовной культуры личности и профориентации. 2.   Выделить   те   элементы   духовной   культуры,   на   формирование   которых   можно воздействовать в процессе профориентации. 3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы , оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности. 4.Изучить   возможности   школьной   библиотеки   в   формировании   духовной   культуры личности в процессе профориентации. Выдающиеся   представители   педагогики   А.В.Луначарский   ,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский   обращали   внимание   на   то,   что   в   трудовом   воспитании   и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует  поднимать до уровня «духовной потребности» , связанной с вдохновением , творчеством   ,   моральной   чистотой   ,   осознанностью   социальной   ценности   его.   На   этой основе   формируются     черты   как   нравственного   взросления   ,   так   и   волевой целеустремленности.