Проф.переподготовка _Менеджер образования_. Модуль 3 (3.9 Маркетинг в сфере образования)
Оценка 4.9

Проф.переподготовка _Менеджер образования_. Модуль 3 (3.9 Маркетинг в сфере образования)

Оценка 4.9
docx
25.11.2023
Проф.переподготовка _Менеджер образования_. Модуль 3 (3.9 Маркетинг в сфере образования)
Проф.переподготовка _Менеджер образования_. Модуль 3 (3.9 Маркетинг в сфере образования).docx

Проект №1.  Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.

Цели

Направления

Содержание

Формы и методы

Ожидаемые результаты

-увеличение реальной отдачи, результативности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов;

-создание предпосылок для внедрения стратегических факторов интенсификации выбора образовательных субъектов,

-принятие грамотных управленческих решений;

-преодоление сопротивления инновациям со стороны персонала;

-интегрирование интересов ОО с интересами партнёров в области образования;

-ориентация на персонал, учёт его интересов;

-развитие руководством благоприятного для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения









1. Исследование рынка образовательных услуг:

-формирование и определение потребностей в услугах;

-продвижение на рынок продуктов;

-информационное сопровождение потребителей продуктов и услуг;

-формирование маркетинговой стратегии ОО.

2. Анализ возможностей ОО и окружающей образовательной среды:

-изучение структуры спроса на услуги и продукты ОО;

-формирование спроса и стимулирование сбыта продукта;

-планирование цены услуг;

-разработка системы оценки качества предоставляемых услуг;

-обоснование и расчёт необходимых ресурсных вложений;

-формирование банка данных по предлагаемым услугам.

3. Заключение договоров и соглашений с партнёрами и с потребителями.

4. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации в области маркетинга.

5. Разработка маркетинговой коммуникации:

-управление процессом продвижения услуг;

-разработка механизмов передачи информации.

6. Выбор каналов коммуникации.

В содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе проблемы:

-качество, ассортимент, сервис в предоставлении образовательных

услуг;

-ценообразование

и адаптация цен;

-товародвижение;

-проблемы персона: отбор, обучение, организация труда и стимулирование.

 

В образовании к содержанию маркетинга нужно отнести следующие вопросы:

-кого учить?

-зачем и чему учить?

-сколько учить? Предстоит выбрать целесообразность уменьшения или увеличения сроков обучения;

-где учить?

-как учить?

-кто будет учить? Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов;

-с помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга.

Формы:

-сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка;

-прогноз и оценивание решений;

-ситуационное управление.

Методы:

-систематизация и анализ рынка, потребителях, конкурентах;

-синтез информации и моделирование ситуации;

-прогнозирование изменений;

-экспертиза перспектив;

-статистические методы для оценки ёмкости рынка ОУ;

-макро и микро экономический анализ для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей ОО и его партнёров;

-социологические методы для выявления и анализа позиций конкретных потребителей ОУ;

-психологические и психофизиологические для апробации и повышения действенности способов формирования спроса;

-математические для обслуживания процессов достижения указанных целей. Для оценки и прогнозирования в маркетинге широко применяются методы STEP, SPACE и SWOT-анализа, а также рейтинговую оценку привлекательности рынка образовательных услуг ОО.

Это комплексные методы, позволяющие установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем и внешнем. Данные методы предполагают выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы.

Значение внутреннего маркетинга в образовательном учреждении:

-с помощью внутреннего маркетинга ОО удовлетворяет свои потребности в высококвалифицированных кадрах с высокой профессиональной компетентностью;

-развитие персонала и обеспечение его вовлечённости в достижение целей организации;

-создание системы мотивации преподавателей в проведении существующего процесса обучения студентов в соответствии с современными требованиями, с использованием инновационных образовательных технологий;

-непрерывное обучение с целью повышения квалификации;

-планирование карьерного роста;

-формирование кадрового потенциала за счёт привлечения, развития и мотивирования собственных ресурсов;

-стабильное развитие образовательного учреждения за счёт создания и развития высокопрофессионального преподавательского состава;

-высокопрофессиональный персонал, его мастерство, культура, тактичность, лояльность сделают образовательное учреждение привлекательным для абитуриентов и социальных партнёров, что в итоге приведёт к конкурентной способности ОУ;

-расширение спектра образовательных услуг, введение и развитие новых специальностей;

-увеличение числа обучающихся;

-введение инновационных форм обучения;

-качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся;

-привлечение дополнительных источников финансирования;

-развитие материально-технической базы с учётом современных требований.

Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.

Инструментом повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, способной выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой ОО. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.

Каждое ОУ разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности, но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:

Оценка уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ

0 - 20 баллов

кризисный уровень

21 - 35 баллов

достаточный уровень

36 - 50 баллов

оптимальный уровень



1. Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении

2. Значения шкалы:

А

1 балл

Б

2 балла

В

3 балла

 

3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности.

Для оценки эффективности маркетинговой деятельности в ГБОУ Школа № 2070 были взяты пять направлений внутреннего маркетинга и оценены в соответствии с предложенной бальной системой. Результаты можно увидеть в этой же таблице.

Показатели маркетинговой ориентации ОУ

Уровень реализации

Кол-во

баллов

1.

Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов

1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)?

А) не участвует;

      Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует;

В) является участником пла­нирования по развитию системы образования.

 

 

3 балла

1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды ОУ?

     А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно;

     Б) быстро реагирует на изменения и адаптиру­ет стратегию и тактику образовательной дея­тельности.

 

1 балл

2.

Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ

2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними?

А) нет;

      Б) частично;

В) да.

 

 

2 балла

2.2. Насколько тесно сотрудничество руково­дителя ОУ с другими?

А) встречи на совещаниях и семинарах;

     Б) эпизодическое решение совместных про­блем или обмен информацией;

В) поддержание контактов с целью формирования совместных планов ра­боты.

 

 

3 балла

2.3. Отношение ОУ к проявлению инициати­вы:

А) не поддерживается;

     Б) подчеркивается при случае польза контак­тов и помощь конкретным сотрудникам;

В) всегда поощряется (морально и по возмож­ности материально).

 

 

2 балла

3.

Работа

с маркетинговой информацией

3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС):

А) МИС отсутствует;

      Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна;

В) МИС учитывает информационные потреб­ности управления.

 

2 балла

3.2. Когда предложения ОУ принимались на территории и внедрялись как направление деятельности?

А) никогда;

     Б) давно;

В) в настоящее время.

 

   3 балла

3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ?

А) существенные усилия;

      Б) незначительные усилия;

В) мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результа­ты можно получить по требованию.

 

 

   2 балла

3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП?

А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

      Б) достаточное для принятия решений;

В) высокое качество, информационные каналы действенны.

 

 

2 балла

4.

Стратегическая

ориентация

4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ?

А) никогда не разрабатывалась;

      Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию;

В) разработана повторная стратегия.

 

2 балла

4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ?

А) малая вероятность;

      Б) вполне возможно;

В) замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ.

 

 

2 балла

4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах:

А) нет;

     Б) участие не запрограммировано: руководи­тели активизируют участие по указанию вы­шестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собствен­ной инициативе;

В) существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях.

 

2 балла

5.

Управление маркетингом в образовательном учреждении

5.1. Насколько хорошо планы позволяют реа­лизовать стратегию и тактику ОУ?

А) не позволяют;

     Б) достаточно;

В) успешно реализуются.

 

2 балла

5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для марке­тинговой деятельности и как эффективно они используются?

А) не располагает;

      Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно;

В) ресурсы в наличии и используются эффек­тивно.

 

 

2 балла

5.3. Изучаются ли образовательные потребно­сти рынка и способы их удовлетворения?

А) нет;

     Б) эпизодически;

В) постоянно.

 

 

2 балла

5.5. При формировании имиджа ОУ учитыва­ются ли факторы, влияющие на принятие ре­шения потребителей о выборе ОУ?

      А) нет;

      Б) да.

 

   2 балла

Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:

-образовательная услуга;

-финансирование образовательного учреждения;

-потребители образовательных услуг;

-маркетинговая среда образовательного учреждения;

-конкуренты на рынке образовательных услуг.

Анализ эффективности маркетинговой деятельности ГБОУ Школа № 2070 показал его достаточный уровень и составил 34 балла. В то же время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности школы, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны администрации.


 

Проект №1. Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации

Проект №1. Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации

ОО с интересами партнёров в области образования; -ориентация на персонал, учёт его интересов; -развитие руководством благоприятного для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия…

ОО с интересами партнёров в области образования; -ориентация на персонал, учёт его интересов; -развитие руководством благоприятного для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия…

Исследование рынка образовательных услуг: -формирование и определение потребностей в услугах; -продвижение на рынок продуктов; -информационное сопровождение потребителей продуктов и услуг; -формирование маркетинговой стратегии

Исследование рынка образовательных услуг: -формирование и определение потребностей в услугах; -продвижение на рынок продуктов; -информационное сопровождение потребителей продуктов и услуг; -формирование маркетинговой стратегии

Разработка маркетинговой коммуникации: -управление процессом продвижения услуг; -разработка механизмов передачи информации

Разработка маркетинговой коммуникации: -управление процессом продвижения услуг; -разработка механизмов передачи информации

Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации

Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации

Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении 2

Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении 2

Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении 2

Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении 2

Работа с маркетинговой информацией3

Работа с маркетинговой информацией3

А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

Управление маркетингом в образовательном учреждении 5

Управление маркетингом в образовательном учреждении 5

Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности: -образовательная услуга; -финансирование образовательного учреждения; -потребители образовательных услуг; -маркетинговая среда образовательного…

Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности: -образовательная услуга; -финансирование образовательного учреждения; -потребители образовательных услуг; -маркетинговая среда образовательного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023