Проект №1. Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.
Цели |
Направления |
Содержание |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
-увеличение реальной отдачи, результативности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов; -создание предпосылок для внедрения стратегических факторов интенсификации выбора образовательных субъектов, -принятие грамотных управленческих решений; -преодоление сопротивления инновациям со стороны персонала; -интегрирование интересов ОО с интересами партнёров в области образования; -ориентация на персонал, учёт его интересов; -развитие руководством благоприятного для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения
|
1. Исследование рынка образовательных услуг: -формирование и определение потребностей в услугах; -продвижение на рынок продуктов; -информационное сопровождение потребителей продуктов и услуг; -формирование маркетинговой стратегии ОО. 2. Анализ возможностей ОО и окружающей образовательной среды: -изучение структуры спроса на услуги и продукты ОО; -формирование спроса и стимулирование сбыта продукта; -планирование цены услуг; -разработка системы оценки качества предоставляемых услуг; -обоснование и расчёт необходимых ресурсных вложений; -формирование банка данных по предлагаемым услугам. 3. Заключение договоров и соглашений с партнёрами и с потребителями. 4. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации в области маркетинга. 5. Разработка маркетинговой коммуникации: -управление процессом продвижения услуг; -разработка механизмов передачи информации. 6. Выбор каналов коммуникации. |
В содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе проблемы: -качество, ассортимент, сервис в предоставлении образовательных услуг; -ценообразование и адаптация цен; -товародвижение; -проблемы персона: отбор, обучение, организация труда и стимулирование.
В образовании к содержанию маркетинга нужно отнести следующие вопросы: -кого учить? -зачем и чему учить? -сколько учить? Предстоит выбрать целесообразность уменьшения или увеличения сроков обучения; -где учить? -как учить? -кто будет учить? Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов; -с помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга. |
Формы: -сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка; -прогноз и оценивание решений; -ситуационное управление. Методы: -систематизация и анализ рынка, потребителях, конкурентах; -синтез информации и моделирование ситуации; -прогнозирование изменений; -экспертиза перспектив; -статистические методы для оценки ёмкости рынка ОУ; -макро и микро экономический анализ для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей ОО и его партнёров; -социологические методы для выявления и анализа позиций конкретных потребителей ОУ; -психологические и психофизиологические для апробации и повышения действенности способов формирования спроса; -математические для обслуживания процессов достижения указанных целей. Для оценки и прогнозирования в маркетинге широко применяются методы STEP, SPACE и SWOT-анализа, а также рейтинговую оценку привлекательности рынка образовательных услуг ОО. Это комплексные методы, позволяющие установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем и внешнем. Данные методы предполагают выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы. |
Значение внутреннего маркетинга в образовательном учреждении: -с помощью внутреннего маркетинга ОО удовлетворяет свои потребности в высококвалифицированных кадрах с высокой профессиональной компетентностью; -развитие персонала и обеспечение его вовлечённости в достижение целей организации; -создание системы мотивации преподавателей в проведении существующего процесса обучения студентов в соответствии с современными требованиями, с использованием инновационных образовательных технологий; -непрерывное обучение с целью повышения квалификации; -планирование карьерного роста; -формирование кадрового потенциала за счёт привлечения, развития и мотивирования собственных ресурсов; -стабильное развитие образовательного учреждения за счёт создания и развития высокопрофессионального преподавательского состава; -высокопрофессиональный персонал, его мастерство, культура, тактичность, лояльность сделают образовательное учреждение привлекательным для абитуриентов и социальных партнёров, что в итоге приведёт к конкурентной способности ОУ; -расширение спектра образовательных услуг, введение и развитие новых специальностей; -увеличение числа обучающихся; -введение инновационных форм обучения; -качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся; -привлечение дополнительных источников финансирования; -развитие материально-технической базы с учётом современных требований. |
Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.
Инструментом повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, способной выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой ОО. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
Каждое ОУ разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности, но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:
Оценка уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ
0 - 20 баллов |
кризисный уровень |
21 - 35 баллов |
достаточный уровень |
36 - 50 баллов |
оптимальный уровень |
1. Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении
2. Значения шкалы:
А |
1 балл |
Б |
2 балла |
В |
3 балла |
3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности.
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности в ГБОУ Школа № 2070 были взяты пять направлений внутреннего маркетинга и оценены в соответствии с предложенной бальной системой. Результаты можно увидеть в этой же таблице.
№ |
Показатели маркетинговой ориентации ОУ |
Уровень реализации |
Кол-во баллов |
1. |
Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов |
1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)? А) не участвует; Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует; В) является участником планирования по развитию системы образования. |
3 балла |
1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды ОУ? А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно; Б) быстро реагирует на изменения и адаптирует стратегию и тактику образовательной деятельности. |
1 балл |
||
2. |
Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ |
2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними? А) нет; Б) частично; В) да. |
2 балла |
2.2. Насколько тесно сотрудничество руководителя ОУ с другими? А) встречи на совещаниях и семинарах; Б) эпизодическое решение совместных проблем или обмен информацией; В) поддержание контактов с целью формирования совместных планов работы. |
3 балла |
||
2.3. Отношение ОУ к проявлению инициативы: А) не поддерживается; Б) подчеркивается при случае польза контактов и помощь конкретным сотрудникам; В) всегда поощряется (морально и по возможности материально). |
2 балла |
||
3. |
Работа с маркетинговой информацией |
3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС): А) МИС отсутствует; Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна; В) МИС учитывает информационные потребности управления. |
2 балла |
3.2. Когда предложения ОУ принимались на территории и внедрялись как направление деятельности? А) никогда; Б) давно; В) в настоящее время. |
3 балла |
||
3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ? А) существенные усилия; Б) незначительные усилия; В) мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результаты можно получить по требованию. |
2 балла |
||
3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП? А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы; Б) достаточное для принятия решений; В) высокое качество, информационные каналы действенны. |
2 балла |
||
4. |
Стратегическая ориентация |
4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ? А) никогда не разрабатывалась; Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию; В) разработана повторная стратегия. |
2 балла |
4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ? А) малая вероятность; Б) вполне возможно; В) замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ. |
2 балла |
||
4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах: |
|||
А) нет; Б) участие не запрограммировано: руководители активизируют участие по указанию вышестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собственной инициативе; В) существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях. |
2 балла |
||
5. |
Управление маркетингом в образовательном учреждении |
5.1. Насколько хорошо планы позволяют реализовать стратегию и тактику ОУ? А) не позволяют; Б) достаточно; В) успешно реализуются. |
2 балла |
5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для маркетинговой деятельности и как эффективно они используются? А) не располагает; Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно; В) ресурсы в наличии и используются эффективно. |
2 балла |
||
5.3. Изучаются ли образовательные потребности рынка и способы их удовлетворения? А) нет; Б) эпизодически; В) постоянно. |
2 балла |
||
5.5. При формировании имиджа ОУ учитываются ли факторы, влияющие на принятие решения потребителей о выборе ОУ? А) нет; Б) да. |
2 балла |
Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:
-образовательная услуга;
-финансирование образовательного учреждения;
-потребители образовательных услуг;
-маркетинговая среда образовательного учреждения;
-конкуренты на рынке образовательных услуг.
Анализ эффективности маркетинговой деятельности ГБОУ Школа № 2070 показал его достаточный уровень и составил 34 балла. В то же время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности школы, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны администрации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.