УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОБЛЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета ______________________ МКОУ «Кобляковская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Кобляковская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2020 г. Зам. директора по УВР Сёмка М.Н. ___________________ |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»______________2020г. Директор МКОУ «Кобляковская СОШ» Краснобаева А.А. _____________________ |
РЕКОМЕНДОВАНО |
Заседание ШМО учителей |
Начальных классов |
«МКОУ «Кобляковская СОШ» |
Протокол № __1___ |
от «29» августа 2020г. |
Руководитель ШМО |
Гнездилова О.А.___________ |
Рабочая программа
учебного курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
(обучающихся на дому) (вариант 2)
для обучающихся 1 класса
Предметная область: «Язык и речевая практика»
Разработала: Ковалева Марина Ивановна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012года№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе АООП.
Рабочая программа предназначена для учащихся первого класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».
Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.
Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующих личностных результатов:
ü осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
ü способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
ü положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
ü целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
ü понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
ü готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
К концу обучения в первом классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
• выполнять задания по словесной инструкции;
• называть предметы и соотносить их с картинками;
• внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
• правильно здороваться и прощаться;
• называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
Минимальный уровень
• выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
• показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
• здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
• называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;
• участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Кол – во часов |
1.
|
Школьная жизнь. |
11ч |
2.
|
Игры и игрушки. |
8ч |
3.
|
Играем в сказки. |
11ч |
4.
|
Я дома. |
10ч |
5.
|
Мои товарищи в классе. |
8ч |
6. |
Я в мире природы. |
18ч |
Содержание программы
Школьная жизнь (11ч).
Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.
Игры и игрушки (8ч).
Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.
Играем в сказки (11ч).
Русские народные сказки: «Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба».
Я дома (10ч).
Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.
Мои товарищи в классе (8ч).
Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».
Я в мире природы (18ч).
Осень в природе. Работа на школьном участке. Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения. Весна в городе. Кто как весну встречает. Птицы весной. Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Комарова С.В. «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013.
Рекомендуем для использования учебно–методическую литературу:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.,Прсвещение,1993г.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В.- М.: Просвещение, 2011.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль 1996год.
4. Русские народные сказки.
5. Сборник загадок.
Материально – технические средства для реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в первом классе.
Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
• магнитная доска;
• наборное полотно;
• демонстрационные карточки «Мир животных»;
• таблицы демонстрационные (времена года, игрушки, школьные принадлежности и др.)
•сюжетные картинки в соответствии с изучаемыми темами.
• предметных картинки в соответствии с тематикой
• сказки – панорамы («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).
Модели и натуры:
• набор игрушек;
• набор школьные принадлежности;
• макеты к сказкам;
• настольный театр к сказкам («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).
Технические средства обучения:
• персональный ноутбук;
• мультимедийный проектор;
• мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по устной речи.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
1 класс (99 часов в год / 3 часа в неделю)
Обучение на дому (вариант 2)
1 полугодие
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Речевой материал |
|
плановая |
фактическая |
||||
|
|
|
|
1 четверть (27ч) |
|
|
|
|
|
Школьная жизнь (12ч) |
|
1-2 |
|
|
2 |
Здравствуй школа! Давайте познакомимся. |
школа, одноклассники Речевая ситуация «Давайте познакомимся» |
3-4 |
|
|
2 |
Наш класс. Знакомство. |
школа, класс, классная комната Речевая ситуация «В классе» |
5-6 |
|
|
2 |
На уроке. Приветствие. |
Школа, класс, классная комната урок, приветствие Речевая ситуация «Начинается урок» |
7-8 |
|
|
2 |
В классе. Учебные принадлежности. |
Школа, класс, классная комната Урок, учебные принадлежности Речевая ситуация «Отгадай, что в моём ранце» |
9-10 |
|
|
2 |
Дежурные в классе. |
Школа, класс, классная комната дежурные в классе Речевая ситуация «Мне нужна помощь» |
11-12 |
|
|
2 |
На школьном дворе. |
Класс, школьный двор Речевая ситуация «Я помощник» |
|
|
|
|
Я в мире природы (15ч) |
|
13-17 |
|
|
5 |
Осень в природе. |
Осень, признаки осени Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» |
18-20 |
|
|
3 |
Кто как осень встречает |
Осень, приметы осени, птицы , животные Речевая ситуация «Давай поиграем» |
21-22 |
|
|
2 |
Осенью на школьном участке. |
школьный участок инструменты: лопата метла грабли Речевая ситуация «Встречаем весну» |
23-25 |
|
|
3 |
Работа на школьном участке. |
школьный участок инструменты: лопата, метла грабли, лейка Речевая ситуация «Готовимся к осени» |
26-27 |
|
|
2 |
Работа с семенами |
школьный участок растения огорода, семена Речевая ситуация «Готовимся к осени» |
|
|
|
|
2 четверть (23ч) |
|
|
|
|
|
Играем в сказки (3ч) |
|
28-30 |
|
|
3 |
Русская народная сказка «Репка». |
Сказка, репка Дед, бабка Внучка, Жучка Кошка, Мышка Речевая ситуация «Репка» |
|
|
|
|
Я дома.(10) |
|
31-32 |
|
|
2 |
Семья. Домашний адрес. |
Семья, члены семьи близкие родственники домашний адрес Речевая ситуация «С кем ты живёшь?» |
33-34 |
|
|
2 |
Дом и двор. |
Дом, соседи, двор Речевая ситуация «А у нас во дворе» |
35-36 |
|
|
2 |
Ролевая игра: «Кто дома?» |
Дом семья, родственники мама папа брат сестра бабушка, дедушка Речевая ситуация «Назови ласково» |
37-38 |
|
|
2 |
Семья дома. |
Семья, родственники, мама Папа, брат, сестра Бабушка, дедушка Речевая ситуация «Моя семья» |
39-40 |
|
|
2 |
Готовимся к празднику. Встречаем гостей. |
праздник гости хорошее настроение Речевая ситуация «Мы ждём гостей» |
|
|
|
|
Я в мире природы.(10) |
|
41-45 |
|
|
5 |
Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения |
зима признаки зимы Речевая ситуация «Когда это бывает?» «Давай поиграем» |
46-48 |
|
|
3 |
Кто как зиму встречает |
Зима, приметы зимы, птицы животные Речевая ситуация «Давай поиграем» |
49-50 |
|
|
2 |
Зимой на школьном участке. |
школьный участок инструменты: лопата метла грабли Речевая ситуация «Встречаем зиму» |
|
|
|
|
3 четверть (25ч) |
|
|
|
|
|
Игры и игрушки./9ч/ |
|
51-53 |
|
|
3 |
Игрушки. |
Игрушки кукла Зайка мишка Машина мяч пирамидка Речевая ситуация «Назови игрушку» |
54-55 |
|
|
2 |
«В магазине игрушек». |
игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка Речевая ситуация «В магазине» |
56-57 |
|
|
2 |
Моя любимая игрушка. |
игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка Речевая ситуация «Это моя игрушка» |
58-59 |
|
|
2 |
Игры в классе и на улице. |
игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка скакалка конструктор «снежки» Речевая ситуация «Кошки – мышки», «У медведя во бору» |
|
|
|
|
Играем в сказки.(6) |
|
60-62 |
|
|
3 |
«Терем – теремок». |
теремок лягушка мышка заяц лиса волк медведь Речевая ситуация «Кто в теремке?» |
63-65 |
|
|
3 |
«Колобок». |
сказка дед баба Колобок лиса заяц медведь волк Речевая ситуация « Найди Колобка» |
|
|
|
|
Я в мире природы.(10) |
|
66-70 |
|
|
5 |
Весна в городе. |
весна признаки весны Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» |
71-73 |
|
|
3 |
Кто как весну встречает |
весна приметы весны птицы животные Речевая ситуация «Давай поиграем» |
74-75 |
|
|
2 |
Весной на школьном участке. |
школьный участок инструменты: лопата метла грабли Речевая ситуация «Встречаем весну» |
|
|
|
|
4 четверть (25ч) |
|
|
|
|
|
Играем в сказки.(3) |
|
76-78 |
|
|
3 |
«Курочка Ряба» |
сказка Курочка Ряба дед баба яичко мышка Речевая ситуация «Золотое яичко» |
|
|
|
|
Мои товарищи в классе.(10ч) |
|
79-80 |
|
|
2 |
Мои одноклассники. |
класс классная комната одноклассники Речевая ситуация « Наш класс» |
81-82 |
|
|
2 |
Друзья. |
класс одноклассники друзья дружба Речевая ситуация «Мои друзья» |
83-84 |
|
|
2 |
Учимся быть вежливыми (культура общения с товарищами). |
вежливый товарищи друзья спасибо пожалуйста извини Речевая ситуация «Помоги пожалуйста!» |
85-88 |
|
|
4 |
Ролевые игры «В столовой», «На улице» |
вежливый товарищи друзья спасибо пожалуйста извини Речевая ситуация «Это не я!», «Прости меня» |
|
|
|
|
Я в мире природы.(12ч) |
|
89-93 |
|
|
5 |
Здравствуй, лето! |
лето признаки лета Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» |
94-96 |
|
|
3 |
Летом. В поход. |
лето приметы лета поход Речевая ситуация «В походе» |
97-99 |
|
|
3 |
Летние каникулы |
лето летние каникулы Речевая ситуация «Ура, каникулы!» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.