Программа
Оценка 5

Программа

Оценка 5
Документация
doc
преподавание
1 кл—6 кл
22.06.2020
Программа
методика преподавания
Програмно-методическое обеспечение инклюзивного обр..doc

Программно-методическое обеспечение инклюзивного  образования.

  

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного доступного качественного общего образования. И сегодня   произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых в последнее время наибольшее распространение получило инклюзивное образование. Инклюзивное образование основывается на признании удовлетворения разнообразных детских нужд и способностей, включая различия в способах и темпах обучения. Это требует создания особых условий для ребенка с ОВЗ: раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы; ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано инклюзивное обучение, определение его форм;опре-деление оптимальной вариативной модели образования: дистанционное, специальное (коррекционное), индивидуальное обучение на дому, интегрированное и инклюзивное образование (комбинированная, частичная, временная, полная); психологическая готовность ребенка к инклюзии;создания гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех учащихся ОУ;учет особенностей интеллектуального, личностного и психофизического развития ребенка с ОВЗ;предоставление необходимой психолого-педагогической поддержки и адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с ОВЗ; подго-товки ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ; формирования в сообществе (класс, группа, ОУ) навыков толерантности, милосердия, взаимоуважения; специальная подго-товка педагогических кадров; мониторинг развития ребенка и мониторинг эффективности инклюзивного обучения.И часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации такой работы.

 Решение данных вопросов требует существенно изменить всю систему образования. Она должна стать гибкой, открытой, развивающейся. Соответственно и от педагога в новых условиях требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания детей с ОВЗ, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, способность к творческой активности, к воспроизводству и трансляции имеющегося опыта. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные качества. Основная цель уроков инклюзивного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.К сожалению, практика нашей деятельности показывает, что организация работы по программно-методическому обеспечению инклюзивного образования пока остается одним из слабых звеньев системы образования.

В первую очередь это касается проектирования образовательных программ. Несмотря на то, что нормативно и методически эта тема давно обеспечена, до сих пор остаются не решенными следующие проблемы:

Отсутствие или формализация общеобразовательной программы образовательного учреждения.

Недостаточный уровень компетентности специалистов в проектировании рабочих программ и программ дополнительного образования.

 Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации. Акцентирую внимание мотивированное, а не формальное.

Всем руководителям и педагогам давно уже известны примерные основные разделы Образовательной программы, но до сих пор встречаются следующие «ошибки проектирования»:недостаточно описана характеристика социального заказа на образовательные услуги, некорректно сформулированы цель и задачи образовательного процесса, слабо прописано обоснование к учебному плану, не продумано программно-методическое обеспечение образовательной программы,разработанные критерии носят формальный характер и не дают возможности провести качественный мониторинг эффективности реализации программы,раздел по управлению реализацией образовательной программы чаще всего отсутствует.

 Учителям и специалистам необходимо разработать рабочую программу и календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе. Это возможно сделать, зная алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования:

Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.

Определение регионального и валеологического компонентов.

Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.

Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.

Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.

Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.

Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.

Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.

Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.

В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный отбор ученых планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов.

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где инклюзивно обучаются дети с ОВЗ. Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он может быть выстроен по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с ОВЗ и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

Составление учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического обеспечения позволяют осуществлять образовательную инклюзию, обеспечивать условия для получения знаний учениками с разными образовательными потребностями.

При этом необходимо учесть, что организация эффективной социально-образовательной инклюзии возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение психологической, педагогической, социальной коррекции. Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья и

Таким образом, только целенаправленная работа ОУ по программно-методическому обеспечению может повысить эффективность инклюзивного образования. Педагоги должны не просто освоить особые технологии работы с такими детьми, научиться строить образовательный процесс с применением новых методов, преимущественно практикоориентированного, интерактивного характера, с тем, чтобы использовать ресурсы каждого ребенка, но и повысить собственную профессиональную активность.


Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования

ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации такой работы

ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации такой работы

Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации

Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации

Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ

Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ

Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений

Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где инклюзивно обучаются дети с

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где инклюзивно обучаются дети с

ОВЗ и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием

ОВЗ и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020