Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 117
Принято решением Педагогического совета Протокол №1 от «31 » августа 2018 г. |
Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 117 Ж.М. Меньшенина Приказ №101 от «30 » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экологического кружка
«Эколучик»
на 2019/2020 учебный год
Составитель программы:
Заболотная И.Н.,
учитель географии
2019 г.
Концепция программы.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Воспитание экологической культуры у современных школьников
- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 7 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Кружковцы изучают природу родного края, особенности коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.
Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).
При защите исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.
Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.
Режим занятий: всего 35 часов - занятия один раз в неделю. Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.
Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 15 лет.
Главная цель кружка:
Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
Краткое пояснение логики структуры
программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.
Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.
Система оценки достижений учащихся.
Этапы педагогического контроля.
№ п\п |
Какие знания, умения и навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
Сроки |
1
|
Умение выполнять практические работы. |
Экскурсии, проекты |
В течение года
|
2
|
Навыки поведения в природе
|
Составление правил |
Во время экскурсий |
3
|
Умение раскрывать экологические понятия |
Тестирование |
По итогам изучения темы |
4 |
Знания редких и исчезающих видов животных и растений |
Викторина |
В течение года
|
5 |
Знание терминов, понятий. |
Самостоятельная работа |
По мере необходимости
|
Уровни усвоения учебного материала.
Учащиеся должны иметь представление о понятиях:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Формы подведения итогов реализации программы:
Экскурсии.
§ Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).
§ Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
§ Экскурсия на территорию города. (Оформление результатов исследования, презентация).
§ Экскурсия на территорию памятника природы. (Оформление результатов исследования, презентация).
Календарно – тематическое планирование.
№ |
Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. |
1 |
|
1 |
|
Часть 1. «Экология моего города» |
|
|
|
2 |
Особенности природы своей местности. |
1 |
|
1 |
3 |
Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация). |
|
1 |
1 |
4 |
Озеленение школьного двора. |
|
1 |
1 |
5 |
Видовое разнообразие растительного и животного мира. |
1 |
|
1 |
6 |
Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций. |
|
1 |
1 |
7 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. |
1 |
|
1 |
8 |
Охраняемые виды растений и животных. |
1 |
|
1 |
9 |
Охраняемые виды растений и животных в Свердловской области. |
1 |
|
1 |
10 |
Птицы, занесённые в Красную книгу Свердловской области. |
1 |
|
1 |
11 |
Сбор информации в Интернете «Красная книга Свердловской области». |
|
1 |
1 |
12 |
Отдельные объекты и территории охраны. |
1 |
|
1 |
13 |
Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». |
|
1 |
1 |
14 |
Экскурсия в музей школы. |
|
1 |
1 |
15 |
Оформление экологического уголка «Редкие виды животных и растений Свердловской области». |
|
1 |
1 |
16-17 |
Изготовление поделок из природного материала. Выставка. |
|
2 |
2 |
18 |
Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Свердловской области». |
|
1 |
1 |
19-20 |
Подготовка к экологическому турниру. |
2 |
|
2 |
21 |
Проведение экологического турнира. |
|
1 |
1 |
22-23 |
Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей. |
2 |
|
2 |
24 |
Территория и границы Свердловской области. |
1 |
|
1 |
25 |
Понятие родной край. |
1 |
|
1 |
26 |
История родного края. Экскурсия в музей. |
|
1 |
1 |
27 |
Топономика Свердловской области. |
1 |
|
1 |
28 |
Богатства нашего родного края. |
1 |
|
1 |
29 |
Обеспеченность природными ресурсами. |
1 |
|
1 |
30 |
Развитие промышленности в округе. |
1 |
|
1 |
31 |
Проблемы области и района. Пути решения. |
1 |
|
1 |
32 33 |
Родной край сегодня, перспективы его развития. |
2 |
|
2 |
34 35 |
Конференция «Экология нашей области». |
2 |
|
2 |
|
Итого |
23 |
12 |
35 |
ЛИТЕРАТУРА.
Информационная.
Практика, внеклассная работа.
Литература для учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.