Программа 7 класс
Оценка 4.8

Программа 7 класс

Оценка 4.8
doc
11.03.2020
Программа 7 класс
geografiya_7klass.doc

Рабочая программа

курса «География. Страноведение», 7 класс,

по учебнику  под ред. О.А. Климановой

 

                            

 

 

Пояснительная записка

 

Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе.  В содержании курса  учитываются уже полученные школьниками при изучении  «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.

Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.

В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов.  С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.

Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.

Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих школах с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или школах, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках.

Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока.  После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

 

 

Требования к уровню подготовки.

Планируемые результаты обучения  по теме  «Введение»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;

• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;

• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;

• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.

Планируемые результпатпы обучения по теме «Население мира»

 Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;

•показывать по карте предполагаемые пути
       расселения человечества на Земле;

    • называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

   • давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

   • приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;

• объяснять расовые отличия разных народов мира;

• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;

• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.

Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

• называть причины изменений хозяйственной деятельности.

Планируемые результаты обучения по теме:  «Природа Земли и человек»

 Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;

• читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;

• давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;

• читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;

• приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;

• называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

• доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

• показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.

Планируемые результаты обучения по разделу  «Материки, океаны и страны мира»

Учащиеся должны уметь:

• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;

• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;

• приводить примеры, доказывающие влияние  географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

• называть характерные особенности природы  материков и океанов;

• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;

• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

• выявлять черты различия природы Азии и Европы;

• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;

• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;

• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.

 

 

 

Тематический поурочный план.

 

 

№ раздела

темы, урока

Наименование разделов и тем.

Всего часов.

Лабораторные и практические работы, зачёты.

Контрольные работы.

Примечание.

 

Введение

4 ч.

 

 

 

1.

География в современном мире. Материки, части света и страны.

1 ч.

 

 

 

2.

Разнообразие стран современного мира.

1 ч.

 

 

 

3.

Практикум. Источники географической информации.

 

1 ч.

 

 

 

4.

Практикум (продолжение).  Источники географической информации.

1 ч.

 

 

 

 

Земля – планета людей

11 ч.

 

 

 

 

Население мира

5 ч.

 

 

 

5.

Расселение человека по земному шару.

1 ч.

 

 

 

6.

Численность населения мира. Размещение населения.

 

1 ч.

Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира».

 

 

7.

Человеческие расы.

1 ч.

 

 

 

8.

Народы мира.

1 ч.

 

 

 

9.

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.

1 ч.

 

 

 

 

Хозяйственная деятельность.

2 ч.

 

 

 

10.

Возникновение и развитие хозяйства.

1 ч.

 

 

 

11.

Современное хозяйство мира.

 

1 ч.

Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию).

 

 

 

Природа Земли и человек

4 ч.

 

 

 

12.

Практикум.  Влияние строения земной коры на облик Земли.

1 ч.

 

 

 

13.

Влияние климата на облик Земли и жизнь людей.

1 ч.

 

 

 

14.

Практикум.  Образование климатических областей.

1 ч.

 

 

 

15.

Мировой океан и его значение.

1 ч.

 

 

 

 

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ И СТРАНЫ МИРА

48 ч.

 

 

 

 

Евразия.

4 ч.

 

 

 

16.

Практикум. Географическое положение материка Евразия.

1 ч.

 

 

 

17.

Практикум (продолжение).  Особенности природы Евразии.

1 ч.

 

 

 

18.

Особенности природы и хозяйственного использования  Атлантического океана.

1 ч.

 

 

 

19.

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.

1 ч.

 

 

 

 

Европа

13 ч.

 

 

 

20.

Северная Европа.

1 ч.

 

 

 

21.

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия).

1 ч

 

 

 

22.

Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

1 ч.

 

 

 

23.

Германия и Альпийские страны.

1 ч.

 

 

 

24.

Восточная Европа. Страны между Германией и Россией.

1 ч.

 

 

 

25.

Белоруссия, Украина, Молдавия.

1 ч.

 

 

 

26.

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове.

1 ч.

 

 

 

27.

Страны на Апеннинском полуострове.

 

1 ч.

Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии.

 

 

28.

Дунайские и Балканские страны.

 

1 ч

Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных  в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай.

 

 

29.

Урок обобщения по теме «Европа».

1 ч.

 

 

 

30.

Практикум. Россия – самая большая по площади страна мира.

1 ч.

 

 

 

31.

Природа, население и хозяйство России.

1 ч.

 

 

 

32.

Региональные различия России.

1 ч.

 

 

 

 

Азия

8 ч.

 

 

 

33.

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан)

1 ч.

 

 

 

34.

Юго-Западная Азия.

1 ч.

 

 

 

35.

Центральная Азия.

1 ч.

 

 

 

36.

Китай и Монголия.

1 ч.

 

 

 

37.

Япония и страны на Корейском полуострове.

1 ч.

 

 

 

38.

Южная Азия

 

1 ч.

Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан).

 

 

39.

Юго-Восточная Азия.

1 ч.

 

 

 

40.

Урок обобщения по теме «Евразия»

1 ч.

 

 

 

 

Африка

6 ч.

 

 

 

41.

Практикум. Географическое положение и особенности природы Африки.

1 ч.

 

 

 

42.

Северная Африка.

1 ч.

 

 

 

43.

Западная и Центральная Африка.

 

1 ч.

Практическая работа: Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору).

 

 

44.

Восточная Африка.

1 ч.

 

 

 

45.

Южная Африка.

1 ч.

 

 

 

46.

Обобщение по теме «Африка».

1 ч.

 

 

 

 

Америка – Новый Свет

10 ч.

 

 

 

47.

Практикум. Особенности географического положения.

Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев.

 

1 ч.

 

 

 

48.

Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка  (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка).

1 ч.

 

 

 

49.

Канада.

1 ч.

 

 

 

50.

Практикум. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США.

1 ч.

 

 

 

51.

Население и хозяйство США.

 

1 ч.

Практическая работа: Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны.

 

 

52.

Центральная Америка и Вест-Индия.

1 ч.

 

 

 

53.

Бразилия.

 

1 ч.

Практическая работа: Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны).

 

 

54.

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили.

1 ч.

 

 

 

55.

Лаплатские страны.

1 ч.

 

 

 

56.

Обобщение по теме « Америка – Новый Свет».

1 ч.

 

 

 

 

Австралия и Океания

4 ч.

 

 

 

57.

Географическое положение и природа Австралии.

 

1 ч.

Практическая работа: Анализ факторов, определяющих климат Австралии.

 

 

58.

Австралийский Союз.

1 ч.

 

 

 

59.

Океания.

 

1 ч.

Практическая работа: Географическое описание  острова (на примере Новой Гвинеи или Новой  Зеландии).

 

 

60.

Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.

1 ч.

 

 

 

 

Полярные области Земли

3 ч.

 

 

 

61.

Полярные области Земли.

1 ч.

 

 

 

62.

Арктика.

 

1 ч.

Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана

 

 

63.

Антарктика.

1 ч.

 

 

 

 

Человек и планета: история взаимоотношений

3 ч.

 

 

 

64.

История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков.

2 ч.

 

 

 

65.

Прошлое и будущее Земли.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв времени – 3 часа.

 

 

 

3.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

УМК:

1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

2.  Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь.  География. Страноведение. 7 класс.  М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.  Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.


Рабочая программа курса «География

Рабочая программа курса «География

Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран)…

Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран)…

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны

Земле; • называть причины переселения людей в про шлом и в настоящее время; • давать характеристику изменений числен ности населения

Земле; • называть причины переселения людей в про шлом и в настоящее время; • давать характеристику изменений числен ности населения

Мирового океана; • доказывать примерами влияние

Мирового океана; • доказывать примерами влияние

Тематический поурочный план . № раздела темы, урока

Тематический поурочный план . № раздела темы, урока

Численность населения мира. Размещение населения

Численность населения мира. Размещение населения

Земли и жизнь людей. 1 ч. 14

Земли и жизнь людей. 1 ч. 14

Германией и Россией. 1 ч. 25

Германией и Россией. 1 ч. 25

Азербайджан) 1 ч. 34

Азербайджан) 1 ч. 34

Америка – Новый Свет 10 ч. 47

Америка – Новый Свет 10 ч. 47

Параны). 54. Хребты и нагорья

Параны). 54. Хребты и нагорья

Человек и планета: история взаимоотношений 3 ч

Человек и планета: история взаимоотношений 3 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020